Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б.14-2. Модели управления как форма эволюции управленческой мысли.




Модель - образец, эталон для массового изготовления (словарь) Модель управления -теоретически выстроенная совокупность представлений о том как выгляди система управления,как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Вопрос о моделях управления один из самых актуальных.

Модель управления вынашивается и формируется десятилетиями, веками, она не должна быть импортной, а только своей - родной выстраданной, органичной соответствующей культуре, традициям и духу своего народа.

Если собрать все модели управления то они сводятся к следующим базовым моделям

1.Жесткая (автократическая) - основывается на власти менеджера, на его авторитете, основа - директива (приказ), персональная зависимость.

2.Мягкая (Экономическая) Материальные поощрения мотивация, экономические стимулы Инициатива.

3.Комбинированная (новая) - творческое участие коллектива в решении задач, коллективизм, моральные стимулы, приверженность.экономические стимулы, тотальное творчество.

Комбинированная (Новая) модель управления актуальна на сегодняшний день так, как в любом коллективе находятся работники и исполнительного склада и работники обладающие творческим потенциалом. Любая из моделей будет хороша для одних и неприемлема для других.

Изменение практики менеджмента в течение XX столетия: В конце XIX - начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая. Управление в ней основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя, прямой директиве; существовала сильная персональная зависимость каждого работника от своего непосредственного начальника; ценилась в первую очередь исполнительность. Эта модель получила название тейлоризма по фамилии ее основного разработчика - Ф.Тейлора.

Модели управления организацией

Автократическая Экономическая Новая
Власть Авторитет, директива Персональная зависимость Исполнительность Экономическое принуждение Материальное поощрение, экономические стимулы Мотивация Инициатива Творческое участие Коллективизм, моральные стимулы в сочетании с экономическими Приверженность Тотальное творчество

На смену автократической системе управления в середине XX в. пришла экономическая система, базирующаяся не столько на власти, сколько на экономическом принуждении, не на авторитете и директиве, а на материальном поощрении, не на персональной зависимости, а на мотивации. Она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а инициативой наиболее активных Эволюция от автократической модели к экономической проходила в первую очередь в фирмах с высокими показателями деятельности, для которых нововведения выступали мощным самостоятельным фактором развития.

В обстановке конкурентной борьбы утвердилась новая модель управления.

В начале века получили развитие теоретические основы автократической модели управления, которые впоследствии утвердились в качестве основ общего менеджмента. Первая фаза развития менеджмента связана с работами американского исследователя и фактического основателя науки менеджмента Ф.Тейлора. "Принципы научного менеджмента" (1914). использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рационализации действий работника. К числу последователей Ф.Тейлора принадлежат отечественные ученые А.КТастев и П.М.Керженцев, разрабатывавшие вопросы научной организации труда в 20 - 30-х гг.

Немецкий социолог и философ М.Вебера (1864-1920), посвященные анализу бюрократических систем. М.Вебер построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры.

В начале XX в. сформировалась так называемая классическая шкода менеджмента родоначальником которой является французский ученый и менеджер-практик А.Файоль (принципы - разделение труда, единство полномочий и ответственности, дисциплина, единоначалие, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, стабильность рабочих мест, инициатива и корпоративный дух.

Становление и развитие новой модели управления - Э.Мэйо, влияние на результаты работы людей оказывают не материальные условия труда (запыленность, загазованность, освещенность и пр.), а нематериальные условия: благоприятный климат в коллективе, наличие и эффективность действий неформальных лидеров, общественное признание результатов труда каждого работника и пр.

В 40 - 50-х гг. А.Маслов (Маслоу) - потребности человека исчерпываются нижними уровнями иерархии потребностей, которые в значительной степени могут быть удовлетворены деньгами. По мере того как эти потребности насыщаются, все большими мотиваторами становятся те потребности, которые в иерархии расположены выше, т.е. потребности нематериальной природы: потребности в самосовершенствовании, принадлежности, любви, уважении и самоуважении и пр.

В начале 60-х гг. вышли основные работы классика западного менеджмента Д.Мак-Грегора. Его подход состоял в том, что он различал две возможные модели управления людьми: модель X и модель У. В основе модели X лежит допущение о том, что люди по природе своей ленивы, эгоистичны, не склонны к эффективной работе, стремятся побольше получить при наименьших собственных затратах и усердии. Модель У исходит из другого отношения управляющего к людям, включающего в себя так называемые "принципы Мак-Грегора": доверяйте каждому и давайте ему максимум информации; предполагайте, что людьми движет добрая воля, а не эгоизм; восхищайтесь людьми; каждый предпочитает быть активным инициатором. Новый этап в развитии теории современного менеджмента открыла книга Т.Питерса и Р.Уотермена "В поисках эффективного управления", 1982 г. Авторы, исследовав 43 лучшие компании США, выделили общие для них методы и приемы управления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.