Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные модели принятия решений




Принятие решений — процесс, в котором нередко принимают участие целые кол­лективы или организации. Организационные модели принятия решений учи­тывают структурные и «политические» особенности организации. Бюрократиче­ская, политическая модели, и даже модель «мусорного ведра», часто используются для иллюстрации процесса принятия решений внутри организации. Рассмотрим каждую из этих моделей.

Бюрократические модели. Согласно данным моделям, основной целью орга­низации является ее сохранность. Еще одна цель — предотвращение неопреде­ленности и различных «неожиданностей». В таких случаях применяется инкре-ментная политика, процент новшеств незначителен, поскольку слишком большое число нововведений может привести к нестабильности. Эти модели не симулиру­ют процессы «выбора» или «решения», принимаемые целыми организациями на рациональной основе. Согласно бюрократической модели, вся деятельность орга­низации является результатом принятых в ней стандартных порядков действий или стандартных операционных процедур (СОП).

Организации редко подвергают изменениям свои стандартные процедуры, поскольку это связано с заменой персонала и подвергает всю компанию риску (кто знает, будут ли новые методики работать лучше старых). Хотя высшее руко­водство и главы подразделений должны координировать и направлять деятель­ность организации, они, как правило, прибегают к стандартным решениям. Неко­торые организации, конечно, приспосабливаются к новым условиям; применяют новые модели работы и методики руководства. Однако все такие изменения от­нимают много времени. Достаточно посмотреть вокруг, и вы увидите множество предприятий, которые работают так же, как они работали 10, 20 и даже 30 лет назад.

Политические модели организационной) выбора. Власть распределяется внутри организации; даже сотрудники, занимающие самые низкие должности,

обладают ее частицей. Политические модели принятия решений основаны на том, что каждое принятое решение является результатом суммы политических сделок между руководителями отделов и лидерами «неформальных» коллекти­вов. Организации не обладают изначальным набором «решений», которые «под­ходят» к определенным проблемам. Решения во многом являются следствием компромиссов между различными сторонами, и политика организации обычно создается тем же путем.

Модель «мусорного ведра». Более современная теория принятия решений, получившая столь оригинальное название, базируется на постулате о нерацио­нальности действий любой организации. Решения принимаются по большей ча­сти «случайным» образом, без применения стандартных методик.

Если эта модель правильна, то нет ничего удивительного в том, что очень ча­сто принимаются неправильные решения или же стандартные методики пытают­ся применить к нестандартным проблемам, что ведет к критическим ошибкам и в конечном счете краху предприятия. Одним из примеров может служить замед­ленная реакция корпорации Exxon на разлив нефти у побережья Аляски в 1989 г. 29 марта 1989 г. танкер компании потерпел крушение, и в течение часа после ка­тастрофы работники службы спасения уже были готовы к работе, однако они так и не прибыли к месту назначения. Вместо того чтобы выслать аварийные брига­ды, компания Alaska Pipeline Service (которая как раз и специализировалась на устранении подобных аварий) отправила спасателей домой. К работам приступи­ли только спустя 14 часов, когда пятно нефти успело распространиться до такой степени, что его уже нельзя было взять под контроль. Большую часть из 40 тыс. т разлившейся нефти можно было бы собрать, если бы компания действовала бо­лее решительно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.