Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реорганизация высшего и центрального управления




В первые годы правления Екатерина II, занятая вопросами укрепления своих позиций на российском престоле, доставшемся ей в результате очередного дворцового переворота и устранения законного монарха (ее мужа, Петра III), не проводила широких реформ. Вместе с тем, изучая состояние дел в управлении госу­дарством, она обнаружила в нем много такого, что не соответст­вовало ее представлениям о должном государственном устройст­ве. В этой связи сразу после прихода к власти императрица по­пыталась внести ряд существенных изменений в доставшуюся ей в наследство систему власти и управления. В основе намеченных преобразований, наряду с объявленным Екатериной II желанием привести все правительственные места в должный порядок, дать им точные «пределы и законы», лежало стремление восстановить значение самодержавной власти и обеспечить самостоятельность


208 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации

верховной власти в проведении государственной политики. В перспективе принятые меры должны были усилить централиза­цию государственного управления и повысить эффективность ра­боты государственного аппарата.

Указом от 15 декабря 1763 г. была проведена реформа Сената. По замыслу Екатерины II и ее советников она должна была улучшить работу высшего органа государственного управления, каким являлся Сенат со дня его основания, придать ему более определенные функции и организацию. Необходимость этой ре­формы объяснялась тем, что ко времени вступления на престол Екатерины II Сенат, который неоднократно перестраивался и ме­нял свои функции после смерти его основателя, превратился в учреждение, не отвечавшее своим высоким задачам. Неопреде­ленность функций, равно как и множество разнообразных дел, сосредоточенных в одном ведомстве, делали работу Сената мало­эффективной. Одной из причин, легших в основу реорганизации Сената, по мнению Екатерины II, было то, что Сенат, присвоив себе много функций, подавлял самостоятельность подчиненных ему учреждений. На самом деле у императрицы была более вес­кая причина, побуждавшая ее к реорганизации Сената. Как абсо­лютный монарх, она не могла мириться с самостоятельностью Сената, его претензиями на верховную власть в России, стреми­лась свести это учреждение к обычному бюрократическому ве­домству, выполнявшему назначенные ему административные функции.

В ходе осуществленной реорганизации Сенат был разделен на шесть департаментов, каждый из которых наделялся конкретны­ми полномочиями в той или иной сфере государственного управления. Наиболее широкими функциями обладал первый де­партамент. В его ведении находились особо важные вопросы го­сударственного управления и политики: обнародование законов, управление государственным имуществом и финансами, осущест­вление финансового контроля, управление промышленностью и торговлей, надзор за деятельностью сенатской Тайной экспеди­ции и Канцелярии конфискаций. Особенностью новой структуры Сената было то, что все вновь образованные департаменты ста­новились самостоятельными подразделениями, решали дела соб­ственной властью от его имени. Тем самым достигалась основная цель Екатерины II — ослабление и умаление роли Сената как высшего государственного учреждения. Сохранив функции кон­троля над администрацией и высшего судебного органа, Сенат лишался права законодательной инициативы.

Стремясь ограничить самостоятельность Сената, Екатерина II существенно расширила функции генерал-прокурора Сената. Он осуществлял контроль и надзор за всеми действиями сенаторов и являлся личным доверенным Екатерины II, наделенным пра-


Глава 9. Новый этап рационализации государственного управления 209

вом ежедневных докладов императрице о всех решениях, прини­маемых Сенатом. Генерал-прокурор не только лично руководил деятельностью первого департамента, являлся блюстителем зако­нов и отвечал за состояние прокурорской системы, но и в отли- ine от прежнего порядка обладал единоличным правом вносить предложения о рассмотрении дел на заседание Сената (раньше к) могли делать все сенаторы). Пользуясь особым доверием им­ператрицы, он по существу, монопольно ведал всеми важнейши­ми отраслями государственного управления, являлся высшим чи­новником государства, главой государственного аппарата. Не от­ступая от своего правила по возможности управлять делами государства через способных и преданных делу людей, Екатери­на II, неплохо разбиравшаяся в людях и умевшая подбирать нужные кадры, назначила в 1764 г. на пост генерал-прокурора умного и всесторонне образованного человека — князя А. А. Вя-кмского, прослужившего на этом посту без малого тридцать лет. Через него императрица сносилась с Сенатом, развязав себе руки для осуществления планов по преобразованию государственного аппарата.

Одновременно с реформой Сената, сводившей этот высший орган в государстве к положению центрального административ­но-судебного учреждения, была усилена роль личной канцелярии при монархе, через которую императрица сносилась с высшими и центральными государственными учреждениями. Личная кан­целярия существовала и при Петре I, также предпочитавшем действовать по своей инициативе и полагавшемся в делах управ­ления на личный авторитет. Созданный им Кабинет служил царю военно-походной канцелярией для оперативного управле­ния государственными делами, а затем был восстановлен в но­вом качестве его дочерью императрицей Елизаветой Петровной. Желая управлять государством лично по примеру своего великого родителя, она учредила, кроме прочего, Кабинет Ее император­ского величества во главе с И. А. Черкасовым (в свое время он служил в Кабинете Петра I). При Екатерине II это учреждение было преобразовано в канцелярию статс-секретарей, назначаемых из проверенных и преданных престолу людей, которые оказыва­ли огромное, часто решающее влияние на формирование госу­дарственной политики.

Той же цели — усилению централизации государственного управления — была подчинена политика Екатерины II в отноше­нии Церкви. Продолжая линию Петра I в области церковного управления, она завершила секуляризацию церковного землевла- дения, задуманную, но не осуществленную Петром I. В ходе се-куляризационной реформы 1764 г. все монастырские земли были переданы в управление специально созданной Коллегии эконо­мии. Жившие на бывших монастырских землях крестьяне пере-


210 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации

ходили в разряд государственных («экономических») крестьян. Монахи также переводились на содержание из государственной казны. Отныне только центральная власть могла определять не­обходимое число монастырей и монахов, а духовенство оконча­тельно превратилось в одну из групп государственного чиновни­чества.

При Екатерине II в соответствии с отмеченными нами ранее представлениями императрицы о роли полиции в государстве усиливается полицейская регламентация различных сторон жизни общества, происходит полицеизация деятельности государствен­ных учреждений. В общем русле этой политики следует рассмат­ривать создание и деятельность сенатской Тайной экспедиции (октябрь 1762 г.), учрежденной вместо ликвидированной Пет­ром III Тайной канцелярии и находившейся под личной опекой Екатерины II. Эта особая структура Сената, получившая статус самостоятельного государственного учреждения, ведала политиче­ским розыском, рассматривала материалы следственных комис­сий, созданных в период пугачевского восстания, через нее про­шли все политические процессы времен екатерининского правле­ния. Общее руководство деятельностью Тайной экспедиции осуществлял генерал-прокурор Сената, Екатерина II лично зани­малась возбуждением сыскных дел, участвовала в расследовании наиболее важных дел.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.