Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа государственного контроля за экономической концентрацией




Государственный контроль за экономической концентрацией

 

 

Под экономическая концентрацией Федеральный закон «О защите конкуренции» (п. 21 ст. 4) (далее – Закон о защите конкуренции) понимает, как уже говорилось в гл. 3 настоящего учебника, сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции [286].

(Напомним, что согласно и. 7 ст. 4 Закона конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.)

Определение в Законе о защите конкуренции термина «экономическая концентрация» есть скорее правовая дефиниция, нежели точное описание явления, которое обозначает этим термином экономическая наука[287]. В экономической науке под концентрацией понимается характеристика товарного рынка, которая соответствует доле одного (крупнейшего) участника товарного рынка [288] (или суммарной доле нескольких крупнейших участников, конкурирующих друг с другом [289] ). Рост экономической концентрации свидетельствует о возможности появления на товарном рынке хозяйствующего субъекта, который будет занимать доминирующее положение.

Экономическая концентрация может увеличиваться в следующих случаях:

• присоединения к участнику рынка иного (иных) участников рынка – его непосредственного конкурента (конкурентов);

• слияния двух или нескольких участников рынка – конкурентов;

• приобретения участником рынка у иного участника производственного имущественного комплекса (функционирующего предприятия) по выпуску товара, обращающегося на соответствующем рынке;

• получения участником рынка контроля над одним или несколькими своими конкурентами, что ведет к экономическому объединению их деятельности при сохранении каждого в качестве отдельного юридического лица;

• «естественного» увеличения доли крупнейшего участника рынка за счет развития собственного производства товара, расширения сбытовой сети, удачного маркетинга, рекламы и иных подобных мероприятий.

Контроль за экономической концентрацией вносит элементы государственного регулирования в увеличение размера доли (долей) крупнейших участников рынка и направлен на предотвращение возникновения на товарном рынке хозяйствующего субъекта, который бы мог в одностороннем порядке определять условия обращения товара на рынке. Контроль не распространяется только на указанный выше случай «естественного» увеличения доли крупнейшего участника рынка. Поэтому в общем случае объектами экономического контроля должны являться:

• сделки, которые ведут к установлению контроля одного участника рынка над другим;

• сделки, в результате которых между участниками рынка перераспределяются производственные имущественные комплексы (функционирующие предприятия) по выпуску товара;

• слияния участников рынка и присоединение данного участника рынка к другому.

Указанные выше сделки, иные действия, которые совершаются конкурентами на одном товарном рынке, принято называть собирательным экономическим термином «горизонтальные слияния» [290]. Уточним, что экономическое содержание термина «слияние» предполагает:

• установление высокой степени организационного и экономического единства хозяйствующих субъектов;

• нерыночные условия экономического обмена между ними в случае, если слияние не ведет к ликвидации юридических лиц – хозяйствующих субъектов (а осуществляется, например, в форме приобретения одним хозяйствующим субъектом значимого пакета акций другого хозяйствующего субъекта);

• действия хозяйствующих субъектов в едином экономическом интересе на любом товарном рынке после осуществленного слияния.

Однако легальное определение экономической концентрации не сводится только к горизонтальным слияниям. На состояние конкуренции могут влиять сделки, иные действия, которые совершаются хозяйствующими субъектами, состоящими в отношениях «покупатель – продавец». К таким сделкам, иным действиям относятся:

• сделки, которые ведут к установлению контроля покупателя товара (продавца товара) над продавцом товара (покупателем товара);

• сделки, в результате которых между покупателем и продавцом товара перераспределяются производственные имущественные комплексы (функционирующие предприятия) по выпуску товара, производимого покупателем либо продавцом;

• слияние покупателя и продавца товара и присоединение покупателя (продавца) товара к продавцу (покупателю) товара.

Перечисленные выше сделки, иные действия, которые совершаются покупателем и продавцом товара, принято называть собирательным экономическим термином «вертикальные слияния». Примером вертикального слияния может быть, например, приобретение компанией, производящей автомобили, 100 % акций хозяйственного общества – поставщика двигателей для автомобилей, или приобретение сетевой организацией розничной торговли 100 % акций хозяйственного общества – производителя молочных продуктов, предназначенных для розничной продажи, или, например, приобретение киностудией сети кинотеатров.

Опасные для конкуренции последствия вертикального слияния:

1) оно может устранить существовавшую ранее потенциальную конкуренцию между покупателем и продавцом, т. е. реалистичную угрозу появления на рынке нового конкурента. Например, до слияния компания – владелец сети кинотеатров может основать собственную киностудию и начать производить кинофильмы, а компания – владелец киностудии может выйти на рынок услуг кинотеатров за счет самостоятельного создания их сети и проч.;

2) оно может привести к тому, что конкуренты компаний, осуществивших вертикальное слияние, окажутся устранены с рынка определенного товара. Такая ситуация может возникнуть, например, если компания – оптовый торговец нефтепродуктами приобретает компанию, владеющую сетью бензоколонок: владельцы иных бензоколонок могут лишиться поставок нефтепродуктов от компании‑приобретателя, поскольку теперь они становятся прямыми конкурентами компании‑приобретателя на рынке розничной реализации нефтепродуктов.

Негативные последствия для конкуренции в результате вертикального слияния возникают, как правило, если одна из компаний обладает существенной рыночной властью (занимает доминирующее положение) на каком‑либо товарном рынке.

Наконец, принято выделять так называемые конгломератные слияния, т. е. сделки, иные действия, которые приводят к объединению экономической деятельности двух прежде независимых друг от друга компаний, не являвшихся конкурентами и не состоявших в отношениях покупателя и продавца товара. Конгломератное слияние устраняет возможность (или факт) потенциальной конкуренции на товарном рынке.

Таким образом, данное в Законе о защите конкуренции определение экономической концентрации выходит за рамки понимания этого явления в экономической науке и включает в себя также случаи вертикальных и конгломератных слияний, которые не изменяют степень экономической концентрации товарных рынков, но могут негативно повлиять на конкуренцию[291].

Приведенные выше случаи экономической концентрации (т. е. перечисленные сделки, иные действия) должны рассматриваться в контексте групп лиц, в которых состоят хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка. Например, в случае горизонтального слияния сторонами сделки или участниками иного действия могут быть не непосредственно конкурирующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а управляющие компании, выполняющие функции единоличных исполнительных органов хозяйствующих субъектов‑конкурентов. Слияние таких управляющих компаний по своему экономическому значению является горизонтальным слиянием, хотя участники рынка – конкуренты сохранили юридическую обособленность друг от друга. Если управляющие компании конкурирующих хозяйствующих субъектов являются акционерными обществами, то приобретение одним лицом контрольных пакетов акций в каждой из управляющих компаний по своему экономическому значению также тождественно горизонтальному слиянию. С учетом многообразия форм отношений внутри группы лиц круг сделок, иных действий, которые приводят к горизонтальным, вертикальным или конгломератным слияниям, неограниченно широк и не может быть описан в виде закрытого перечня.

Широкое понимание экономической концентрации позволяет конкретизировать понятие государственного контроля за этим экономическим процессом. Цель государственного контроля за экономической концентрацией – предотвращение антиконкурентных последствий горизонтальных, вертикальных или конгломератных слияний. Для его осуществления необходимо:

• установить наиболее общие разновидности контроля за экономической концентрацией (контроль ex ante и контроль ex post);

• установить объекты контроля:

а) предварительно определить сделки, иные действия, которые с высокой вероятностью соответствуют горизонтальному, вертикальному или конгломератному слиянию;

б) указать экономические критерии, позволяющие выделить из круга сделок, иных действий, указанных выше, те, которые с высокой вероятностью оказывают негативное воздействие на состояние конкуренции в масштабах рынка в целом;

• установить процедуру контроля:

а) определить лиц (заявителей), которым вменяется в обязанность запрашивать решение антимонопольного органа по сделке, иному действию, а также иные обязанности заявителей, налагаемые на них в связи с осуществлением государственного контроля за экономической концентрацией;

б) определить сроки, основания и виды решений антимонопольного органа по запросу заявителя;

• определить последствия нарушения установленной процедуры контроля:

а) ответственность за неисполнение обязанности запрашивать решение антимонопольного органа (или информировать антимонопольный орган о совершенных сделках, иных действиях);

б) судьбу сделок, иных действий, совершенных с нарушением правил контроля за экономической концентрацией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.