Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цикл развития организации




Существуют различные подходы к выделению циклов развития организации. Наиболее эффективный подход выделяет пятиэтапный цикл развития организации:

1. эксплерентный;

2. патиентный;

3. виолентный;

4. коммутантный;

5. леталентный.

1. Эксплерентный этап. Зарождение фирмы. Этап скрытого развития будущей целостности. Опасность кризиса заключается в возможном исчезновении фирмы.

2. Патиентный этап. При удачном развитии событий фирма образуется, растет и вступает во второй этап. В связи с тенденциями роста требуется перестройка структуры фирмы, разделение функций управления, рост эффективности. Это этап завоевания сегмента рынка, упрочнения позиций, выработки конкурентной стратегии, увеличения роли маркетинга в управлении. Количественные изменения (расширение фирмы). Внутреннее состояние характеризуется устойчивыми тенденциями, но опасность кризиса существует. В основном угрожают внешние причины: общие циклы развития экономики и политические причины. На этом этапе фирма может вырасти до нескольких тысяч человек. Рост оправдан.

3. Виолентный этап. Фирма достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Конкурентоспособность высока. Фирма имеет высокий уровень освоенной технологии и массовый характер выпуска продукции.

4. Коммутантный этап. Состояние фирмы в период упадка, старения, когда значимые показатели деятельности фирмы ухудшаются, а дальнейшее развитие и совершенствование теряет смысл и заход в тупик. Структура фирмы имеет тенденцию к упрощению, свертыванию. Конкуренция более ощутима. Коммутанты работают на этапе снижения цикла выпуска продукции, занимаются выпуском товаров, частично устаревших или имеющих ограниченный спрос на рынке.

5. Летатентный этап. Этап распада фирмы, ее деструктуризации. Фирма может прекратить существование или осуществить диверсификацию с полным изменением профиля деятельности, полной или частичной заменой прежних технологических процессов и сменой персонала.

Фирма – эксплерент

Условия создания

1. наличие оригинальных идей;

2. наличие специалистов и новаторов, заинтересованных в реализации идеи;

3. перспективы производства и сбыта товаров в соответствии с идеей.

 

Принципы организации

1. лучшая организация – отсутствие организации;

2. демократия в варианте диктатуры.

 

Факторы развития

1. фанатизм лидера;

2. сплоченность коллектива вокруг лидера;

3. мобильность и гибкость;

4. минимальный управленческий персонал;

5. простые организационные связи;

6. высокая взаимозаменяемость специалистов;

7. творческая атмосфера в коллективе.

 

Причины кризиса

1. чрезмерный фанатизм лидера и неумение идти на компромисс;

2. попадание в коллектив другого лидера или интригана;

3. ограниченность ресурсов;

4. большая зависимость от рыночной конъюнктуры;

5. условия труда и социальное обеспечение значительно хуже, чем на других крупных предприятиях;

6. удельная заработная плата ниже, чем на других предприятиях.

 

 

Фирма – патиент

Условия создания

1. наличие новых товаров и услуг, проверенных рынком;

2. наличие специалистов, заинтересованных в завоевании рынка;

3. наличие необходимых инвестиций;

4. перспективы производства и сбыта продукции.

 

Принципы организации

1. выживает только сильнейший;

2. хорошо только то, что плохо конкуренту;

3. демократия хороша там, где она нужна.

 

Факторы развития

1. наличие группы энтузиастов, работающих в одном направлении и делящих все трудности одинаково;

2. сплоченность коллектива вокруг группы энтузиастов;

3. мобильность и гибкость перехода к инновациям;

4. неусложненные организационные связи;

5. небольшой управленческий персонал;

6. значительная взаимозаменяемость специалистов;

7. творческая атмосфера в коллективе;

8. умение формировать потребности рынка, исходя из своих потребностей.

 

Причины кризиса

1. появление значительных разногласий в коллективе;

2. организация в коллективе другой инициативной группы;

3. зависимость от рыночной конъюнктуры;

4. неумение формировать потребности рынка, исходя из своих возможностей;

5. перегрузки в работе;

6. неподготовленность производства и условий труда;

7. заработная плата ниже, чем в виолентах;

8. недостаточная техническая оснащенность;

9. недостаточность производственных мощностей.

 

Фирма – виолент

Условия создания

1. освоение сегмента рынка до полного насыщения;

2. наличие специалистов, заинтересованных в совершенствовании системы производства и сбыта;

3. стабильность деятельности фирмы.

 

Принципы организации

1. цель – все, движение к ней – ничто;

2. хорошо живет тот, кто умеет хорошо жить.

 

Факторы развития

1. работа над имиджем фирмы;

2. высокое качество кадров;

3. финансовая устойчивость;

4. низкие удельные затраты, в т.ч. накладные расходы;

5. высокая техническая оснащенность;

6. стабильная номенклатура продукции;

7. большие производственные мощности;

8. конкурентоспособность продукции;

9. высокая социальная обеспеченность кадров.

 

Причины кризиса

1. разногласия в коллективе и организация оппозиции;

2. ограниченность ресурсов;

3. зависимость от рыночной конъюнктуры;

4. организационная инертность структуры;

5. консерватизм в нововведениях;

6. сложные коммуникационные связи;

7. большая численность управленческого персонала;

8. слабая приспособленность и слабая реакция на принципиально новую продукцию.

 

Фирма – коммутант

Условия создания

1. распад компании на ряд фирм;

2. наличие намерения специалистов сохранить коллектив, несмотря на его старение;

3. отсутствие у конкурентов желания поглотить фирму.

 

Принципы организации

1. есть еще порох в пороховницах;

2. если бы молодость знала, если бы старость могла.

 

Факторы развития

1. наличие лидера, хорошо понимающего специфику рынка;

2. умение удержать своего покупателя;

3. конкурентоспособность продукции;

4. нетребовательность кадров к социальной обеспеченности;

5. высокая техническая оснащенность.

 

Причины кризиса

1. сужение рынка;

2. недогруженность мощностей;

3. стабильная номенклатура;

4. организация оппозиции;

5. высокие удельные затраты;

6. зависимость от рыночной конъюнктуры;

7. организационная инертность;

8. усложнение маркетинговых исследований;

9. большая численность персонала;

10. невозможность вносить значительные усовершенствования в продукцию.

 

Цикл развития организации

 

1,2,3,4,5 – периоды развития организации

1 – область зарождения и накопления потенциала;

2 – область возрастающего развития;

3 – область стабильности и опасности циклического кризиса;

4 – область циклического кризиса;

5 – область послекризисного состояния.

 

1. На этом этапе существует кризис обновления, ускорения и поиска, но это не кризисы разрушительного характера. Возникновение потенциала фирмы связано с общей экономической ситуацией в регионе или стране. Это рождение идеи, первые шаги ее реализации, повышенная предпринимательская активность и вероятность промаха. Кризисы эксплерентов не значительно влияют на общую рыночную ситуацию в стране или регионе. Существует государственная поддержка таких фирм, т.к. они являются важной сферой активности в области инноваций и реагирования на изменения потребностей и спроса. До конца второго года доживает не более 20-30 % возникших фирм.

2. Этап становления. Начинают появляться и прогрессировать проблемы организационного и человеческого потенциала. Количество неудач у этих фирм от 40 до 80 %. Особенность в том, что патиенты агрессивны в своих действиях и не обращают внимания на внешнюю среду. Их цель – захватить сегмент рынка и удержаться на нем. С точки зрения решения кризисов патиенты наиболее трудно управляемы.

3. Этап утверждения. Это период закрепления на рынке и появления конкурентных преимуществ. Появляются тенденции разделения фирмы. Банкротство таких фирм может привести к тяжелейшим последствиям на региональном уровне и в масштабах мировых экономических отношений. Необходимо регулирование развития этих фирм на региональном и государственном уровне. Они особенно нуждаются в антикризисном управлении, т.к. кризисы виоленитов вызывают серьезные осложнения в социальной сфере. В большинстве стран законодательство о банкротстве ориентировано на этот тип организаций.

4. Этап падения. Характеризуется падением большинства важных показателей жизнедеятельности фирмы. Большую роль играет система государственного регулирования, которая должна быть направлена на сохранение нормального общего социально-экономического положения. Это особенно важно для стран, имеющих крупную обрабатывающую промышленность. Часто фирмы становятся угрозой для экологической безопасности, поэтому необходима общефедеральная программа по антикризисному управлению. Ее основная задача – минимизация ущерба при банкротстве предприятия или его разделении.

5. Исход. Период окончательного разрушения фирмы и ее ликвидация.

 

Каждый из переходных периодов имеет временные границы и качественные особенности. Временные границы определяются эффективностью управления и системой антикризисного управления. Качественные особенности определяются последовательностью возникновения новых свойств в развитии фирмы. Свойства рассматриваются по внешним и внутренним признакам.

Внутренние признаки – финансовое положение, управляемость, качество персонала, стратегия, информационные технологии, интеллектуальный и инновационный персонал.

Внешние признаки – конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, социально-политическая позиция, международные связи, природные условия.

Не все изменения отражают переходный период. Изменения могут отражать неустойчивость показателей под воздействием сил на рынке, конкурентной борьбы, природных и социальных условий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.