Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление и маркетинг в АПК 1 страница




Предметные области для написания рефератов

 

1. Направления снижения затрат на промышленном предприятии

2. Повышение оборачиваемости оборотных средств

3. Проблема распределения косвенных затрат по целевым издержкам (видам продукции)

4. Бюджетирование как инструмент мотивации

5. Проблемы снижения накладных расходов в промышленности

6. Снижение затрат на обслуживание основных фондов

7. Контроллинг как инструмент управления предприятием

8. Задачи управленческого чета в управлении предприятием

9. Пути снижения материальных затрат на промышленном предприятии

10. Использование системы директ-костинг в ценообразовании

11. Практические задачи в сфере управления затратами на предприятии

12. Показатели, отражающие уровень затрат на промышленном предприятии

13. Инструменты управления затратами

14. Управление коммерческими расходами

15. Бюджетирование как инструмент управления затратами

 

Рекомендуемая литература

 

 

1. Друри К. Управленческий учет для принятия бизнес-решений: Учебник/ Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 655 с.

2. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии: учебное пособие / Г.Г. Серебренников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 80 с.

3. Управление затратами на предприятии: Учебник / Под ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 277 с.

4. Вумек Дж. П., Джонс Д.Т., "Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании", - М., 2005.

5. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 464 с.

6. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: ДиС, 2001 – 544с.

 

 

Юлия Олеговна Плехова

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

Учебно-методическое пособие

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.

 

 

Подписано в печать 2010. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 3,0 Уч.-изд. л.

Заказ №. Тираж 300 экз.

 

Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета

им. Н.И. Лобачевского

603600, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01

 

Практикум
для студентов специальности 110201 «Агрономия»
очной и заочной форм обучения

 

 

2-е издание, стереотипное

 

КОСТРОМА
КГСХА
2010

 

 

УДК 331.108.26.339.(07)

ББК 65.9(2) 32-2

У 66

 

Составитель: к.э.н., доцент кафедры менеджмента и права Костромской ГСХА Л.Д. Котлярова.

 

Рецензент: к.э.н., профессор кафедры экономической теории Костромской ГСХА А.Е. Воробьев.

 

Рекомендовано к изданию
методической комиссией экономического факультета,
протокол № 1 от 02 марта 2006 г.

 

У 66 Управление и маркетинг в АПК: практикум для студентов специальности 110201 «Агрономия» очной и заочной форм обучения / сост. Л.Д. Котлярова. — 2-е изд. стереотип. — Кострома: КГСХА, 2010. — 42 с.
   
  В издании содержатся темы планов семинарских и практических занятий, задания, деловые игры и методика их проведения, а также расчеты показателей эффективности управления. Практикум по курсу «Управление и маркетинг в АПК» предназначен для студентов специальности 110200 «Агрономия» очной и заочной форм обучения. Табл. 9. Ист. 16. Прил. 6.

 

  Ó ФГОУ ВПО Костромская ГСХА, 2006
  Ó ФГОУ ВПО Костромская ГСХА, 2010, стереотип.
  Ó Л.Д. Котлярова, составление, 2010
  Ó Оформление, РИО КГСХА, 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 4

1.1. Предмет и методы науки управления. 4

1.2.Структуры управления и пути их совершенствования. 4

1.3.Организация управления в агропромышленных формированиях. 4

1.4. Органы государственного управления АПК.. 5

1.5. Механизм воздействия методов управления. 5

1.6.Организация управленческого труда. 5

1.7. Маркетинг в системе рыночной экономики. 5

1.8.Маркетинговые исследования в АПК.. 5

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.. 6

2.1. Анализ и проектирование структур управления. 6

2.2. Деловая игра по распределению функций аппарата управления. 11

2.3. Аттестация работников управления. 12

2.4. Анализ использования времени руководителей и специалистов. 18

2.5. Подготовка и проведение делового совещания (собрания) 24

2.6. Общие требования к оформлению и составлению управленческих документов 28

2.7. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации. 29

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 31

 


ВВЕДЕНИЕ

Реформы в экономике привели к кардинальному изменению сложившейся системы управления в АПК. Многообразие форм собственности, хозяйствования и организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий требует новых подходов к управлению, маркетингу и пересмотра их сущности.

Дисциплина «Управление и маркетинг в АПК» рассчитана, главным образом, на студентов, обучающихся по специальности 310200 «Агрономия».

Цель практикума — оказать помощь студентам, изучающим курс «Управление и маркетинг в АПК», в закреплении теоретических основ и отработке различных методик. Научить их анализировать состояние объекта управления, структуры, организацию труда, проводить оценку персонала, планировать работу аппарата управления, готовить и проводить собрания (совещания), правильно оформлять управленческие документы, изучать спрос и проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции.

В ходе учебного процесса студенты самостоятельно готовятся к проведению семинарских и практических занятий, совместно с преподавателем анализируют факты, явления, обобщают материалы и делают соответствующие выводы.

Деловая игра предусматривает обсуждение темы, анализ вопросов и принятие конкретного решения рассматриваемой ситуации.

Приобретенные студентами знания и практические навыки должны помочь им в будущем самостоятельно анализировать управленческие ситуации и на этой основе разрабатывать и принимать управленческие решения.

1. Планы семинарских занятий

1.1. Предмет и методы науки управления

1. Цели и задачи науки управления.

2. Предмет и методы.

3. Функции управления.

4. Принципы и закономерности.

1.2.Структуры управления и пути их совершенствования

1. Понятие организационной структуры управления.

2. Понятие и сущность структуры управления, типы структур.

3. Основные пути совершенствования существующих структур.

4. Сущность структур по уровню компетентности (линейная, функциональная, смешанная, матричная).

1.3.Организация управления
в агропромышленных формированиях

1. Организация управления в государственных, муниципальных унитарных предприятиях.

2. Особенности организации управления в колхозах в соответствии с Уставом колхоза.

3. Сущность и организация управления в новых формах:

– полное товарищество;

– товарищество на вере;

– общество с ограниченной ответственностью;

– общество с дополнительной ответственностью;

– акционерное общество;

– производственный кооператив;

– крестьянское (фермерское) хозяйство и их ассоциации.

1.4. Органы государственного управления АПК

1. Особенности управления агропромышленным комплексом.

2. Министерство сельского хозяйства. Состав аппарата. Функции. Задачи министерства.

3. Органы управления областного (регионального) уровня. Структура и функции.

4. Структура и функции районных управлений сельского хозяйства.

1.5. Механизм воздействия методов управления

1. Сущность и особенности административных методов воздействия.

2. Сущность экономических методов воздействия.

3. Понятие и роль социально-психологических методов.

1.6.Организация управленческого труда

1. Характер содержания и особенности управленческого труда.

2. Нормирование управленческого труда.

3. Организация труда руководителей и пути ее совершенствования.

4. Формы участия руководителей в решении производственных вопросов.

5. Совершенствование организации личной работы.

6. Совершенствование работы с подчиненными.

7. Количественная оценка уровня организации труда.

1.7. Маркетинг в системе рыночной экономики

1. Сущность и цели маркетинга.

2. Функции и задачи маркетинга.

3. Принципы маркетинга.

1.8.Маркетинговые исследования в АПК

1. Маркетинговые исследования как функция управления предприятием.

2 Анализ спроса.

3. Выделение товарных групп и сегментирование рынка АПК.

4. Отбор источников информации.

 


2. Практические работы

2.1. Анализ и проектирование структур управления

Цель: научится анализировать структуры управления и проектировать новые рациональные структуры.

Задание

1. Вычертить организационную структуру хозяйства на рисунке 1.

2. Вычертить структуру управления на рисунке 2 и сделать ее анализ.

3. Рассчитать коэффициент управляемости КУ.

4. Наметить пути совершенствования структур управления Вашего хозяйства. Если коэффициент управляемости КУ больше единицы, то вычертить новую структуру управления на рисунке 3.

При выполнении практического задания используются материалы, полученные у преподавателя.

Методические рекомендации по выполнению практической работы

1. Организационная структура выполняется в виде схемы, в которой отражаются все основные производственные подразделения хозяйства или организации (цеха, отделения, бригады, фермы и т.д.), а также подразделения подсобного и обслуживающего производства (молокозавод, складское хозяйство, ремонтная мастерская, котельная, пилорама и т.д.).

При изображении организационной структуры необходимо помнить, что они подразделяются по ступеням и типам. Поэтому надо четко определить и выделить основные подразделения первой ступени. Это бригады в растениеводстве и животноводстве. Каждая из них имеет свое название, и они располагаются на одной ступени.

Если трехступенчатая структура, то бригады и фермы объединяются в отделения или производственные участки. По количеству отделений (производственных участков) вычерчиваются бригады и фермы по принадлежности к этим отделениям (участкам). Они составляют вторую ступень.

На третьей ступени организационной структуры изображаются подразделения обслуживающего и вспомогательного производств, а также аббревиатура самого хозяйства (АО, ООО, кооператив и др.).

При изображении организационной структуры надо заранее определить ее тип по уровню специализации (территориальная, отраслевая, смешанная). При изображении данных структур есть своя специфика. Если, например, это отраслевая структура, то на второй ступени будут специализированные цеха (растениеводства, животноводства, механизации, строительства и т.д.), а в них, соответственно, специализированные бригады; если это смешанная (комбинированная) структура, то изображаются и специализированные подразделения, и комплексные производственные подразделения (бригады, производственные участки, отделения).

При построении структур управления необходимо разобраться в их подчиненности, количестве и внимательно рассмотреть их состав и соподчиненность. В отдельных хозяйствах может быть построена структура как по двухступенчатой, так и по трехступенчатой структуре. Иногда бригада может включать в себя не только растениеводческие отрасли, но одно или два, а порой и три подразделения в животноводстве (фермы), если они небольших размеров. Кроме того, в хозяйстве могут создаваться специализированные бригады (по выращиванию кормов, овощей и т.д.) прямого подчинения руководителю предприятия.

Поэтому структуры строятся после внимательного изучения производственных подразделений и аппарата управления в нем, изображаются предварительно на листе бумаги с последующим их уточнением, а может быть, и новым их вариантом расположения, подчиненности, соподчиненности. И только после четкой проработки получается фактическое построение аппарата управления и соответствующая ему структура управления.

После изображения организационной структуры проводится анализ и сравнение фактических данных Вашего хозяйства с примерными нормативными показателями раздельно по отраслям растениеводства и животноводства.

2. Вычерчивая структуру управления, надо помнить, что она должна соответствовать организационному устройству предприятия. Структура управления°— это совокупность работников аппарата управления. Поэтому на рисунке 2 отражаются все работники — от руководителя хозяйства до специалистов и руководителей подразделений.

Здесь также должен быть четко установлен и распределен аппарат управления первой, второй и третьей ступеней при трехступенчатой структуре управления и двух ступеней при двухступенчатой.

На схеме нужно расположить руководителей и специалистов вспомогательных и обслуживающих производств так, чтобы они соответствовали и уровню, и месту, занимаемому ими в структуре управления предприятия (организации).

Изображается фактическая численность и сравнивается с расчетными данными или с численностью передовых хозяйств.

Коэффициент управляемости КУ рассчитывается по формуле:

,

где КФАК — фактическое число подчиненных лиц руководителю;

КНОРМ — нормативный показатель, при расчете взять КНОРМ = 10.

КУ =

Если этот коэффициент превышает единицу, то необходимо определить пути совершенствования структуры управления и вычертить новую структуру.

При определении путей совершенствования необходимо последовательно рассмотреть все варианты, это может быть:

– сокращение ступеней в управлении;

– сокращение звенности;

– переход на цеховую (отраслевую) или смешанную структуру;

– объединение отделов, служб или создание новых подразделений (например, создание отдела планирования и учета или отдела планирования, учета и оперативного управления производством и т.п.);

– создание кооперативов на базе цехов или по видам производства и обслуживания и др.

Данные для построения организационной структуры:

форма хозяйствования — АО;

функциональные службы: бухгалтерская, экономическая, агрономическая, ветеринарная, зоотехническая, инженерная, энергетическая, диспетчерская;

вспомогательные и обслуживающие подразделения: центральный склад, гараж, машинный двор, котельная, нефтехозяйство, зернохранилище, детский сад, столовая, отдел кадров;

основные подразделения: отделения 2, бригад по животноводству 6, бригад по растениеводству 4.

 

Рис. 1. Организационная структура

Данные для построения структуры управления:

Руководитель, секретарь-машинистка, гл. бухгалтер, заместитель гл. бухгалтера, бухгалтеров — 4, кассир, гл. экономист, экономист по труду, гл. агроном, агроном-семеновод, агроном по кормопроизводству, гл. зоотехник, зоотехник-селекционер — 2, гл. ветеринарный врач, ветеринарных врачей — 2, гл. инженер, инженер по МТП — 3, инженер по трудоемким процессам в животноводстве, техник по трудоемким процессам в животноводстве, гл. инженер-энергетик, инженер-электрик, техник-электрик, старший диспетчер, диспетчер, заведующий центральным складом, заведующий гаражом, заведующий машинным двором, заведующий котельной, заведующий нефтехозяйством, заведующий зернохранилищем, заведующий детским садом, заведующий столовой, заведующий отделом кадров.

 

 

Рис. 2. Структура управления

Для построения новой структуры управления (рис. 3) используются данные предыдущей структуры управления и пути их совершенствования.

 

 

Рис. 3. Проект новой структуры управления

2.2. Деловая игра по распределению функций аппарата управления

Цель: ознакомиться с обязанностями и правами работников аппарата управления и научиться распределять их между ними.

Задания

1. Прочитать должностные инструкции руководителей и специалистов (домашнее задание).

2. Для данных специалистов определить функции и обязанности (по карточкам).

3. Определить и вычертить тип структуры управления, под каждой должностью указать номера, соответствующие этим обязанностям.

4. Сравнить обязанности и оценить правильность их распределения.

Методические рекомендации по выполнению практической работы

При выполнении данной темы преподаватель дает задание на дом ознакомиться с должностными инструкциями руководителей и специалистов.

При выполнении практического задания группа разбивается на две равные подгруппы. Заранее на отдельные карточки на компьютере набираются и распечатываются обязанности 10-15 руководителей и специалистов, каждая обязанность на отдельной карточке. Для каждого участника выбирается 5-7 обязанностей. Каждая карточка нумеруется и смешиваются.

Таким образом, преподаватель каждой группе студентов раздает набор карточек-обязанностей в количестве 100-120 штук и предлагает распределить их между руководителями и специалистами, исходя из функций.

Для этого в каждой группе студентов избирается руководитель. Задача руководителя в предварительном распределении функций между основными службами и назначении ответственных за отрасли или службы (главный агроном, бригадир в растениеводстве и т.д.). При затруднениях в ответах решающее слово за руководителями.

Каждый студент получает комплект карточек-обязанностей, и с этого времени он персонально отвечает за правильность их распределения. Если ему досталась целая отрасль, например, растениеводство, то он должен определить обязанности специалистов отрасли по имеющимся карточкам-функциям (например, главного агронома, начальника цеха растениеводства или агронома-семеновода, а может быть, бригадира). Распределив таким образом функции, студент вычерчивает структуру управления, находит свое место в ней и по возрастающим степеням управления присваивает соответствующие номера. Если студентов мало, у одного может быть по 2-3 должности.

Каждый студент находит свое место в структуре, вписывает свою должность и соответствующие номера (шифры), например, главный агроном — 17, 28, 45, 70, 91.

После того как команды заполнили схемы, к доске вызываются два директора (председателя) и один из них читает свои обязанности. Если они совпадают с обязанностями другого директора, то цифры зачеркиваются, если не совпадают, то под руководством преподавателя студенты обсуждают и выясняют истину — чья это обязанность. Иногда эти обязанности принадлежат совсем другому должностному лицу (например, главному бухгалтеру, главному зоотехнику и т.п.).

Потом последовательно вызывается на защиту каждый.

При проверке правильности распределения функций проходит и оценка правильности по следующей схеме:

За каждую лишнюю или недостающую функцию начисляется одно штрафное очко.

За каждый лишний или недостающий отдел (подразделение) — 10 штрафных очков.

Подводятся итоги по каждому студенту и по группе в целом. На основании распределенных функций проставляется соответствующая оценка.

2.3. Аттестация работников управления

Цель: освоить методику оценки деловых качеств и аттестацию работников управления.

Задания

1. Ознакомиться с анкетами односторонней и экспертной оценки работников управления и с методикой проведения аттестации и ее оформлением.

2. По предлагаемой анкете провести оценку качеств старосты группы.

3. Обработать материалы оценки и построить диаграмму качеств.

4. На основе диаграммы качеств написать характеристику.

5. Ознакомиться с порядком аттестации.

Методические рекомендации по выполнению практической работы

В практике работы предприятий руководителям и специалистам приходится давать оценку подчиненным работникам, их деловых, моральных, организаторских и других качеств. Это встречается при подборе и выдвижении на вышестоящую должность, при выдаче характеристики по месту требования, при аттестации работников, при установлении должностных окладов и др.

Чтобы дать объективную характеристику, необходимо иметь определенные данные, показатели его работы, вести наблюдения за работниками и т.д.

Для оценки качеств работников имеется около 20 различных методик в зависимости от должности, профиля предприятия и целей оценки.

При проведении оценки качеств работника необходимо создать комиссию, в которую отбирают людей, способных дать оценку, знающих его и находящихся с ним на разных ступенях управленческой лестницы. Состав подбирается таким, чтобы в комиссии были вышестоящие руководители, лица, находящиеся с ними на одном уровне, и подчиненные им работники.

Перед оценкой руководитель комиссии собирает их и разъясняет цели, задачи, порядок и методику оценки, устанавливает сроки и сдачу всех материалов. В хорошо налаженных предприятиях оценка может проводиться ежегодно или один раз в 2-3 года.

По анкетам оценить качества старосты группы (табл. 1).

 


Таблица 1

Анкета изучения деловых качеств работника

Код работника Содержание вопроса Варианты ответа (степень проявления свойств) Шифр вопроса
практически всегда часто ни часто, ни редко почти никогда оценить не могу
               
  1. Стремление ставить общественные интересы выше личных            
  2. Способность быть твердым, непреклонным в своих решениях и действиях            
  3. Умение ставить определенную цель и добиваться ее осуществления            
4. Умение оценивать людей по их деловым качествам            
  5. Склонность к исследовательской работе            
  6. Стремление к совершенствованию знаний по своей основной специальности            
  7. Стремление в своих решениях руководствоваться истиной и поступать справедливо            
  8. Стремление к активным действиям            
  9. Умение работать добросовестно и увлеченно            
  10. Умение устанавливать нормальные, деловые отношения на всех уровнях            
  11. Склонность к теоретической научной работе            
  12. Стремление к совершенствованию знаний в области организации управления            
  13. Стремление принимать решения и действовать в соответствии с моральными принципами            
  14. Способность владеть собой в различных ситуациях            
  15. Способность активно искать пути и средства для достижения поставленной цели          

Продолжение таблицы 1

               
  16. Стремление совершенствовать формы и методы работы            
  17. Склонность к оперативно производственной работе            
  18. Способность творчески решать поставленные задачи            
19. Стремление в производственных отношениях и личной жизни руководствоваться нормами человеческой морали            
  20. Способность быть упорным в достижении поставленной цели            
  21. Умение быть собранным и действовать планомерно            
  22. Умение организовать и наладить эффективную работу коллектива            
  23. Склонность к конструкторской работе            
  24. Способность видеть и чувствовать новое            
  25. Стремление критически относится к оценке собственных достоинств и заслуг            
  26. Способность контролировать и подчинять свои действия определенному установленному порядку            
  27. Стремление понимать решения и действовать в соответствии с собственным мнением и убеждениями            
  28. Умение видеть главное и находить правильные решения            
  29. Склонность к организаторской работе, руководству людьми            
  30. Способность к широким обобщениям            




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.