Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы управленческого анализа




 

Управленческий анализ показывает:

• что мешает добиться эффективного размещения ценностей;

• нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления;

• нет ли конфликта прав;

• существуют ли механизмы координации и не являются ли они тя­желовесными;

• эффективно ли ис­пользуются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи;

• сбалансиро­ваны ли полномочия и ответствен­ность;

• существует ли разделение вла­сти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления;

• адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу.

Экономический анализ показывает:

• какое размещение ценностей наиболее эффективно сейчас;

• какие структурные процессы про­исходят в экономике и на пред­приятии;

• как эти процессы скажутся на эф­фективности размещения ценнос­тей;

• какое наиболее эффективное раз­мещение ценностей будет в буду­щем.

Финансовый анализ показывает:

• насколько эффективно используются финансовые ресурсы;

• способность платить по своим счетам в настоящее и буду­щее время;

• как у предприятия обстоят дела с наличностью и что можно ожидать в будущем;

• как быстро оборачиваются основ­ные и оборотные активы;

• не слишком ли изношены производственные мощности;

• достаточно ли вложений техно­логии (патенты, лицензии), нет ли риска оказаться с устаревшей про­дукцией;

• что происходит с запасами, неза­вершенной продукцией и дебитор­ской задолженностью;

• какова структура капитала и велик ли риск попасть в долговую яму.

Анализ организационной структуры показывает:

• соответствует ли структура выб­ранному сегменту рынка, корпоратив­ной культуре и процессу принятия ре­шений;

• не является ли она тяжеловес­ной;

• не способствует ли излишнему накоплению запасов, объемам неза­вершенной продукции и дебиторской задолженности;

• способен ли персонал принимать собственные ре­шения и работать на сложном оборудо­вании;

• соблюдаются ли стандарты и дисциплина, контроль ис­полнения.

Анализ потоков показывает:

• исправно ли функционируют пото­ки;

• нет ли в них закупоривания или разрывов;

• скоординированы ли раз­личные потоки между собой.

Анализ системы стимулирования показывает:

• какими качествами дол­жен обладать сотрудник для своего повышения;

• степень дисциплинированности в коллективе, умение отдавать и исполнять приказы;

• профессио­нальная компетентность, умение выда­вать результат, готовность брать на себя риск и ответственность.

Анализ механизмов координации показывает:

• насколько специальные механизмы согласования выполняют свои функции и со­ответствуют предприятию, его страте­гии, ходу развития, рынку, организационной структуре, составу работников.

Технологический анализ показывает:

• насколько используемые техноло­гии соответствуют рынку и организа­ционной структуре предприятия;

• дос­таточно ли у предприятия патентов, ли­цензий, чтобы производить современ­ную продукцию;

• перспективны ли его НИОКР;

• планируются ли они и на­сколько эффективно проводятся;

• ожидаются ли «технологические революции» и к каким последствиям они могут привести;

• обеспечивают ли сис­темы управления и подготовки персо­нала эффективное использование обо­рудования;

• являются ли используе­мые технологии морально устаревшими, современными или передовыми.

Аналити­ческая деятельность – это удел управленца. Для управленца аналитическая дея­тельность лежит в плоскости базово­го процесса и является предметом са­мых серьезных размышлений. Аналитик – это уп­равленец, разрабатывающий реше­ния. Право придать результатам ана­литической деятельности статус нор­мы, необходимости их исполнения (императивности), остается в руках управленца более высокого ранга, который начинает в данной ситуации разделения труда отвечать за соорганизацию реализуемости всех функций (в том числе и аналитики) в целостности всей управленческой деятельности.

Аналитическая деятельность руководителей и специалистов в государственной службе по сравнению с другими сферами управления имеет ряд особенностей[53]:

• она сориентирована на выполнение основной функции государ­ственных органов – создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности населения данного региона или всей страны в целом;

• она исследует объект как целостность, состоящую из многих взаимодействующих друг с другом частей и подразделений;

• в процессе анализа необхо­димо постоянно отслеживать взаимодействие противоречивых общегосударственных, местных, групповых и личных интересов, своевременно вскрывать назревающие конфликты и факторы, которые их вызывают.

Реализация функции анализа распространяется на все элементы и компоненты организации, поэтому в управленческой структуре создаются обособленные подразделения по выполнению функций анализа. К таким подразделениям относятся социологические и аналитические службы. В деятельности этих подразделений анализ должен быть соединен с синтезом, с подготовкой материалов для выработки и обоснования управленческих прогнозов (альтернатив будущего управленческого решения), оценки реакции непосредственных исполнителей и тех, на кого направлены управленческие решения, на управленческие действия.

Типология дифференциальных аналитиков[54]:

Исследователь – аналитик, за­нимающийся непредвзятой реконструкцией ситуа­ции (что было, как все происходило, что имеется), основная задача – постро­ить непротиворечивую картину того, что случилось, с выстраиванием всех событий в непрерывный причинно-следственный ряд.

Ученый – это аналитик, который занимается исследованием и построе­нием концепций, преследуя одну цен­ность – определить истинное устрой­ство проблемной ситуации без поиска выходов из нее.

Проектировщик – аналитик, за­нимающийся разработкой проектов, стремящийся перевести кон­цептуальное представление в проект цели, а затем, если это необходимо, развернуть его в план, программу или технологию.

Советник – независимый анали­тик, занимающийся разработкой проектов для конкретного управленца (вот это сделать, а вот это не нужно делать и т. д.).

Концептолог – аналитик, зани­мающийся разработкой концепций, т. е. некоторых искусственных, теоре­тических конструкций, которые бы от­ражали суть ситуации.

Консультант – независимый ана­литик, занимающийся разработкой концепций для конкретного управ­ленца, что вынуждает его оперировать концепциями разного уровня абстрактности, и теми, которые подходят для всех уп­равленцев данного типа и только для кого-то одного.

Идеолог – аналитик, который за­нимается оценкой ситуации с точки зрения некоторой зафиксированной системы ценностей или идеалов.

Проблематизатор – аналитик, занимающийся постановкой и реше­нием проблем, стремясь при этом найти при­чину затруднений, возникших в управляемой деятельности, для этого он за­нимается сопоставлением концепту­ального и ситуационного материала, находит в них точки несоответствия и оформляет их как проблему, после чего решает эту проблему, привлекая для этого концептолога.

Прогнозист – аналитик, занима­ющийся рассмотрением вариантов поведения объекта анализа в зависи­мости от изменения внешних или вну­тренних для объекта условий.

Модельер – аналитик, который занимается проверкой проектов на реализуемость, но не на реальных объек­тах, а на их моделях.

Методолог – аналитик, который занимается разработкой методов ор­ганизации деятельности, в том числе и аналитической.

Прогрессор – аналитик, который занимается разработкой проектов усовершенствования деятельности.

Типология ин­тегральных аналитиков:

Инспектор (аудитор) проводит анализ, подчиненный нахождению меры несоответствия реально прово­димой деятельности имеющейся нор­ме этой деятельности, например зако­нодательству в какой-либо области. Это делается для того, чтобы обеспе­чить приведение реального действия в соответствие с уже известной нор­мой. Инспектор фиксирует полноцен­ность процессов реализации нормы с тем, чтобы выявить внешние дестаби­лизирующие факторы, потом анали­зирует сам характер реализации нормы с тем, чтобы выявить внутренние дестабилизирующие факторы.

Привлечение внешних для организации (учреждения) анали­тиков целесообразно в том случае, если в деятельности возникает значимое затруднение, которое не удается преодолеть за счет внутрен­них аналитических усилий или требу­ется получить наиболее надежный ва­риант решения. Такое привлечение может осу­ществляться в двух функциях: либо контрольно-корректировочной, не­обходимой для поддержания воспро­изводства, функционирования преж­ней системы деятельности, либо раз­вивающей, необходимой для созда­ния чего-то нового или усовершенст­вования старого.

Эксперт, в противовес инспекто­ру, рассматривает несоответствие прежней норме деятельности как ус­ловие перехода к новой норме или к новому образцу деятельности, чему-то более совершенному. Для эксперта не существует готовой нормы, отно­сительно которой он оценивает то или иное явление в деятельности, эту нор­му ему придется еще построить.

Экспертиза используется для изу­чения необычного в чем-то объекта в сопоставлении с теми, которые не требуют экспертизы (например, инно­вационного опыта). В более сложном случае при экспертизе решается по­знавательная задача, когда заранее неизвестны возможные свойства объ­екта. При этом чаще всего услуги экс­перта используются при наличии кон­куренции двух или более точек зре­ния на один объект. В этом проявляет­ся арбитражная функция экспертизы. Именно ее арбитражная роль и вы­нуждает не накапливать количест­во точек зрения, а переходить к сред­ствам сопоставимости отдельных вер­сий и их оценки на меру приближения к истине.

Осуществление функции анализа требует профессиональной подготовки, поэтому нецелесообразно ее выполнение лично менеджером. Консолидация социологических, психологических, экономических, политических, юридических и прочих профессиональных знаний усложняет управляемость специализированных подразделений, что усугубляется большим объемом выполняемых работ (полевые исследования).

При осуществлении функции анализа особого внимания требуют противоречия и пути их разрешения; тенденции развития и механизмы движения в соответствии с этими тенденциями; наиболее эффективные способы сохранения и развития функционального и структурного единства организации, противостояния внешним и внутренним воздействиям; приоритеты среди факторов влияния и проч.

В ана­литической деятельности можно выделить пять основных типов анали­за: ситуационный, ценностный, кон­цептуальный, проблемный и проект­ный, а само понятие аналитической деятельности подразумевает совме­щенное функционирование всех этих типов. Они кооперативно друг с дру­гом связаны, каждый принимает мате­риалы от одного соседа и передает результаты своего труда другому. Но каждое из этих звеньев аналитичес­кой деятельности может автономизироваться, стать самостоятельной дея­тельностью.

Решение о том, какого уровня сложности аналитическая деятель­ность должна быть применена для работы с конкретной проблемой или проблемной ситуацией, зависит, с одной стороны, от того, насколько фундаменталь­но само затруднение, возникшее в управляемой деятельности, а с дру­гой – от степени вашей готовности его преодолеть: только сейчас или раз и навсегда.

Базовый цикл ана­литики состоит из следующих этапов:

1. Нормальное функционирова­ние управляемой деятельнос­ти.

2. Возникновение затруднения в управляемой деятельности (либо реальное, либо по­тенциальное).

3. Переход к анализу.

4. Реконструкция ситуации за­труднения и ситуации, ей пред­шествующей (ситуационный анализ).

5. Подтверждение сохранения значимости функционирова­ния управляемой деятельности и необходимости ее измене­ния, определение основных принципов этого изменения (ценностный анализ).

6. Построение концепции изме­нения управляемой деятельно­сти (концептуальный анализ).

7. Сопоставление концепции из­менения управляемой деятель­ности с материалами ситуаци­онной реконструкции и опре­деление возможных измене­ний в сложившихся условиях. Выявление возможных про­блем при реализации измене­ний и определение путей их ре­шения (проблемный анализ).

8. Разработка проекта програм­мы изменения управляемой де­ятельности (проектный ана­лиз).

9. Защита проекта у руководства.

10. Окончание аналитической фазы и начало реализации разрабо­танной программы.

11. Нормальное функционирова­ние управляемой деятельнос­ти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.