Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины неплатежеспособности и несостоятельности российских предприятий




Критерии оценки несостоятельности предприятий

Причины неплатежеспособности и несостоятельности российских предприятий

Тема 4. НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ И НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

2. Виды и методы анализа неплатежеспособности предприятий: российский и зарубежный опыт

 

Диагностика финансово-экономического состояния позволяет определить общие, типовые и индивидуальные причины попадания предприятий в «зону неплатежеспособности».

К общим причинам неплатежеспособности предприятий, выявленным в результате оценки их финансово-экономического состояния, можно отнести следующие:

1. Низкая конкурентоспособность продукции российских предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах.

2. Несвоевременное поступление выручки от продажи ликвидных товаров.
3. Низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями.

4. Дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию.

5. Большие расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии.

6. Задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду.

7. Неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые стали свободными из-за сокращения производства.

По мнению специалистов, проводивших анализ финансово-экономического состояния ряда неплатежеспособных предприятий, были выявлены часто встречающиеся (типовые) причины неплатежеспособности:
1. Отсутствие или неправильное ведение платежного календаря – финансового документа в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. В платежном календаре должно быть представлено движение денежных средств по срокам из поступления и использования.
2. «Котловой» учет затрат на производство и реализацию продукции, который, который не позволяет проводить дифференцированную оценку рентабельности различных видов деятельности.

3. Включение в себестоимость реализованной продукции затрат, не связанных с ее производством и реализацией, которое приводит к образованию убытков от основной производственной деятельности.

4. Неэффективное управление имущественным комплексом.

 

2. Виды и методы анализа неплатежеспособности предприятий: российский и зарубежный опыт

Финансовый анализ — основа определения неплатежеспособности предпри­ятия. Внешние и внутренние пользователи, опираясь на выводы, полученные в ходе его проведения, могут принимать дальнейшие решения, будь то вложение денежных средств для инвесторов или определение дальнейшей судьбы предпри­ятия — реорганизация или ликвидация.

Внешними пользователями являются налоговые органы, кредиторы, аудитор­ские и консалтинговые фирмы, СМИ, профсоюзы.

Внутренние пользователи — это руководители неплатежеспособного предпри­ятия, внешние и конкурсные управляющие, а также привлекаемые ими консуль­танты по выводу предприятия из «зоны неплатежеспособности».

Поэтому в отечественной финансово-экономической литературе в зависимо­сти от того, кто будет являться пользователем информации о неплатежеспособ­ном предприятии и насколько широко требуется раскрыть информацию об устойчивости предприятия, выделяют следующие виды анализа неплатежеспо­собного предприятия:

1) внешний анализ, базирующийся на официальной бухгалтерской и статисти­ческой отчетности. Цель внешнего анализа — определение причин неплате­жеспособности предприятия и выбор антикризисных процедур. Информация, полученная от такого анализа, используется кредиторами, собственниками предприятия (акционерами), на­логовыми органами и т. д.

2) внутренний анализ базируется на данных оперативного учета (главных книг, ведомостей, сводных таблиц). Информация, используемая для данного вида
анализа, носит конфиденциальный характер. Цель внутреннего анализа — оценка внутренних резервов восстановления платежеспособности предприя­тия. Потребители данного анализа — руководство предприятия, финансовые менеджеры, антикризисные управляющие.

В международной практике выделяют следующие виды анализа неплатеже­способности предприятия:

1) дескриптивный — это анализ описательного характера; представляет финан­
совую отчетность в различных разрезах и предназначен в основном для вне­
шних пользователей;

2) предикативный — это анализ прогностического характера, используется для определения будущих доходов и возможного финансового состояния пред­
приятия. Примером может служить анализ финансового состояния, направ­-
ленный на восстановление платежеспособности предприятия, или анализ ве-­
роятности его банкротства;

3)нормативный— это анализ, позволяющий сравнивать фактические результа­
ты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету.
Этот вид анализа применяется при внутреннем анализе и аудите.

Наряду с видами финансового анализа выделяют следующие его методы:

1) горизонтальный — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим пе­
риодом;

2) вертикальный — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Пе­
реход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный
анализ предприятия и сглаживает негативное влияние инфляционных
процессов;

3) трендовый — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествую­
щих и определение основной тенденции динамики показателей в будущем;
тренд это основная тенденция динамики предприятия, очищенная от слу­-
чайных величин;

4) относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между
отдельными элементами различных форм отчетности и определение их взаи-­
мосвязей;

5) сравнительный — сравнение сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия за прошлые периоды с показателями других пред­приятий;

6)факторный — это исследования влиянии отдельных факторов на результатив­
ный показатель с помощью статистических приемов; факторный метод мо­
жет быть как прямым, когда результативный показатель дробят на части, так
и обратным, когда его соединяют в обший показатель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.