Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение компенсирующего процентного изменения объема реализации при изменении анализируемых факторов




 

Анализируемые факторы Компенсирующее процентное изменение объема реализации при изменении фактора на:
-15% -10% -9% -6% -5% -3%
Цена 47,2 27,2 23,8 14,7 12,0 6,9
Переменные затраты -14,6 -10,2 -9,3 -6,4 -5,4 -3,3
Постоянные затраты -5,5 -3,7 -3,3 -2,2 -1,8 -1,1

 

Анализируемые факторы Компенсирующее процентное изменение объема реализации при изменении фактора на:
+3% +5% +6% +9% +10% +15%
Цена -6,9 -9,7 -11,4 -16,1 -17,6 -24,3
Переменные затраты 3,5 6,0 7,3 11,4 12,8 20,6
Постоянные затраты 1,1 1,8 2,2 3,3 3,7 5,5

 

Полученные таким образом кривые будут играть роль кривых безразличия: любая точка на этих кривых будет соответствовать таким' возможным значениям факторов, которые не приводят к изменению прибыли, достигнутой в исходном состоянии предприятия. Область, лежащая выше любой из кривых безразличия, является благоприятной для предприятия, так как такое развитие событий, которое изменяет анализируемые факторы таким образом, что предприятие оказывается в этой области, приносит предприятию дополнительную прибыль. И наоборот, область, лежащая ниже любой из кривых безразличия, является неблагоприятной, так как такое развитие событий, которое изменяет анализируемые факторы таким образом, что предприятие оказывается в этой области, лишает его части запланированной прибыли.

 

Рис. 9.3. Кривые безразличия

 

Проведенный операционный анализ дает возможность моделировать различные комбинации объема реализации, издержек и прибыли, выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, но и создать условия для расширенного воспроизводства.

Как было сказано выше, операционный анализ позволяет прогнозировать поведение прибыли при различных комбинациях таких факторов, как цена, выручка от реализации, переменные и постоянные затраты. Дает возможность планирования деятельности предприятия. Позволяет просчитать последствия различных управленческих решений.

Предположим, что предприятие планирует увеличить цену рассматриваемого нами изделия с 1207,3 тыс. руб. до 1430 тыс. руб. или на 18,45%.

Как изменение цены повлияет на прибыль предприятия, и каким должен быть объем реализации данного изделия, чтобы прибыль предприятия осталась неизменной?

Рассчитаем ожидаемое изменение прибыли от увеличения цены. Для этого воспользуемся формулой (9.5):

 

Дприб(%) = 3,39 × 18,45% = 62,47%;

Дприб = 23 883,9 тыс. р. × 62,47% = 14 920,9 тыс. р.

Таким образом, при увеличении цены реализации на 18,45%, при сохранении прежнего объема реализации в 67 шт., предприятие получит дополнительную прибыль в размере 62,47% или 14920,9 тыс. руб.

Но при данной цене объем реализации анализируемого товара может снизиться, так как покупателей, возможно, новая цена не будет устраивать. Поэтому необходимо определить тот критический объем реализации, ниже которого увеличение цены не будет иметь никакого смысла, так как прибыль предприятия уменьшится. Определим компенсирующее процентное изменение объема реализации при увеличении цены на 18,45%. Для этого воспользуемся формулой (9.9):

 

Дреал(%) = –(0,6247/(1,58 + 0,6247)) × 100 = –28,3%.

 

Таким образом, при увеличении цены на 18,45% предприятие может снизить выручку от реализации данного вида продукции на 28,3%, не изменив величину прибыли. Зная процент снижения выручки от реализации, нетрудно рассчитать ее абсолютное значение, а также объем реализации в натуральном выражении = 80 889,2 тыс. руб. × (–28,3%) =
= –22 875,5 тыс. руб.

Выручка от реализации = 80 889,2 тыс. руб. – 22 875,5 тыс. руб. =
= 58013,7 тыс. руб.

Объем реализации, шт. = 58 013,7/1207,3 = 48 шт.

Отсюда следует, что предприятию при увеличении цены на 18,45% для сохранения прежней величины прибыли достаточно реализовать данное изделие в количестве 48 шт. на сумму 58013,7 тыс. руб.

Но в отделе сбыта, имеющем данные об эластичности спроса по цене на данную продукцию, уверены, что снижение выручки от реализации не превысит 15%. На какую величину прибыли предприятие может рассчитывать в этом случае?

Так как в данном случае изменяются два фактора – выручка от реализации и цена, то для расчета ожидаемой величины прибыли необходимо применить многофакторный анализ. Проведем анализ чувствительности прибыли при изменении одновременно двух факторов. Для этого воспользуемся универсальной формулой (9.11):

 

Дприб(%) = СОР × Дреал(%) + (СОРцены × Дцена(%) – СОРпер × ×Дуд.пер(%)) × × (1+ Дреал(О)) – СОРпост × Дпост (%), (9.11)

где Дцена(%) – процентное изменение цены;

Дуд.пер(%) – процентное изменение удельных переменных затрат;

Дреал(О) – изменение выручки от реализации в относительных единицах;

Дпост (%) – процентное изменение постоянных затрат.

 

Дприб(%) = 1,58 × (-15%) + 3,39 × 18,45% × (1 + (–0,15)) = 29,34%.

 

Таким образом, при уменьшении объема реализации на 15,0% и увеличении цены на 18,45% прибыль предприятия возрастет на 29,34% или на 7007,5 тыс. руб., а значит, решение об увеличении цены является оправданным.

 


Заключение

Управление затратами на предприятии есть составная часть управленческого учета, т. е. части информации, основанной на данных первичного учета.

Основной причиной необходимости изменения подхода к системе бухгалтерского учета в нашей стране послужил переход от плановой к рыночной экономике. Учет, который велся у нас в стране с плановой экономикой, на сегодняшний день не в состоянии удовлетворить все потребности его пользователей. Бухгалтерский учет не должен работать только на внешнего пользователя, а, наоборот, в первую очередь должен выполнять задачи внутреннего характера, такие как прогнозирование, контроль и управление. В мировой практике еще в начале столетия из общей системы учета в целях управления себестоимостью продукции был введен управленческий учет, который и по сей день существует как самостоятельная единица учета. В нашей же стране управленческому учету отводят роль составной части единой системы бухгалтерского учета.

Таким образом, данный вид учета касается только вопросов формирования себестоимости продукции. Для целей управленческого учета все затраты предприятия в зависимости от его специфики классифицируют по разным признакам, а затем на основе разработанной классификации осуществляют управление издержками и затратами предприятия.

С развитием рыночных отношений расширяется самостоятельность предприятий, в том числе и в вопросах установления цен на продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, изменяются и задачи, стоящие перед учетом. В этих условиях перед калькулированием стоит задача не просто обеспечить исчисление фактической себестоимости, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях могла бы обеспечит предприятию определенную прибыль. Исходя из рассчитанного уровня себестоимости, нужно организовать производство таким образом, чтобы обеспечить этот приемлемый уровень себестоимости, а также возможность ее постоянного снижения. Поэтому в настоящее время центр тяжести в калькуляционной работе постепенно должен переноситься с трудоемких расчетов по распределению косвенных расходов и определению точной фактической себестоимости на прогнозные расчеты себестоимости, составление обоснованных нормативных калькуляций, организацию контроля за соблюдением их в процессе производства.


Библиографический список

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов / М.А. Вахрушина. –М.: ЗАО «Финстат–информ», 2000.

Головизина А.Г. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие / А.Г. Головизина, О.И. Архипова.– М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Грузинов В.П. Экономика предприятий / В.П.Грузинов.–М.: Финансы и статистика, 1999.

Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / К. Друри; Пер. с англ. Н. Д. Эриашвили. –М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998.

Николаева О.Е. Управленческий учет / О. Е. Николаева, Т. В. Шишкова. –М.: УРСС, 2000.

Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности: Учеб. пособие / В.Э. Керимов, А.А. Епифанов, П.В. Селиванов, М.С. Крятов; Под ред. В.Э. Керимова. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.

Кондраков И.Г. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие / Н. П. Кондраков. –М.: Инфра-М, 1999.

Кондратова И.Г. Основы управленческого учета / И. Г. Кондратова.–М.: Финансы и статистика, 2000.

Котляров С.А. Управление затратами / С.А.Котляров – СПб.: Литер, 2001.

Николаева С.А. Управленческий учет: Учеб. пособие / С.А.Николаева – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ–БИНФА», 2002.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом 6 мая 1999 г. № 33 н).

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. (ред. 24.03,2000 г.) №34н // Российская газ. – 1998. – №28.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В.Савицкая. 6-е изд., перераб. и доп. –Минск: Новое знание, 2001.

Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие/ П.Н. Шуляк. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

Энтони Р. Учет: Ситуации и примеры / Р.Энтони, Дж. Рис. – М.: Финансы и статистика, 1993.

 

 

Учебное издание

 

Лева Ольга Владимировна

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.