КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Суверенитет государства и суверенность социального 9 страницаВ библейском типе религии в противоположность мистике нет принципиальной индифферентности к светской жизни и враждебности по отношению к культуре. Основное переживание библейской религии — доверчивая вера в Бога-Отца, проявляющего себя в природе и истории, — включает позитивную оценку профессиональной деятельности и культурного творчества. Эсхатологическое ожидание конца в раннем христианстве не является доказательством враждебности культуре библейской религии. Древнейшая община страстно ожидала новый идеальный мир и новую культуру, конечно, не как результат человеческих усилий и деятельности, но как стремительное вторжение и чудесное творчество Бога. Если у Павла и можно отыскать следы враждебного отношения к культуре, то они связаны не только с эсхатологическим ожиданием, но с влиянием мистико-аскети-ческих мотивов, которыми был пронизан тогдашний эллинский мир. Лютер своей высокой оценкой светской жизни вновь вынес на свет основную мысль библейской религии, которая была совершенно скрыта за эсхатологическими ожиданиями раннего христианства, но содержалась в нем. Добросердечными словами о священности и ценности честной профессиональной жизни (которые имели свои истоки и в отдельных высказываниях Экхарта, Таулера и Биргитты Шведенской *13*) Лютер открыл новую эпоху в отношениях между религией и культурой54. Он сам все же не смог полностью освободиться от идеи, возникшей в позднесредневековои мирской мистике, что профессиональная деятельность является «внутримирской аскезой» (Трёльч55), но последующие столетия, в продолжение его мысли, стремились к гармонии и соединению религиозной жизни и культурной деятельности. То, что в таком стремлении существует большая опасность упрощения и опустошения сильной религиозной жизни, не может служить упреком. Конечная цель всех религиозных верований и надежд есть всегда Бог и его царство; соединение религии и культуры, если религия не хочет утратить свою силу и свежесть, может осуществиться только при подчинении мирских задач религиозной цели спасения. Сравнение религии Лютера, с одной стороны, с мистической, а с другой — с исконно христианской религией ясно и однозначно учит нас: Лютер обновил ветхо- и новозаветный религиозный тип в его существенных чертах. Он придал этому типу, возникшему внутри семитского мира и эллинизированному Павлом и Иоанном, исконные духовные и нравственные силы немецкого народа и придал ему форму, которая навсегда стала притягательной для немецкого человека. Только исключительно одаренная религиозная личность, обладающая пророческой силой, была способна на такое оригинальное обновление и соединение. В этом обновлении библейской религии и в соединении ее с немецким духом и состоит религиозно-историческое значение Лютера. Исследователь религии, который исходит из всеобщей истории религии, должен признать абсолютно своеобразным и могучим его деяние, имеющее мало параллелей во всей истории религий. Однако значение Лютера не только религиозно-историческое. В качестве библейского гения его имя приобретает религиозное значение во все времена. Сравнительная история религий, на первых порах сбитая с толку разнообразием и многочисленностью религиозных образований, столкнувшись с ними на пространстве всей человеческой истории, постепенно установила основные типы религии и решающие пути их развития. Она свела всю пестроту форм высокой религиозности к двум основным типам, которые образуют непрерывные линии развития и пересекаются в некоторых важных точках: с одной стороны, это мистическая религия спасения, которая вот уже 2500 лет является высшей религией в Индии; которая, родившись в умирающей греческой античности, проникла в христианство и нашла свое богатейшее и прекраснейшее выражение в западном католицизме; с другой стороны — пророческая религия откровения, которая в начале была сообщена пророками Израиля, достигла своего завершения в Новом Завете и была обновлена Лютером с немецкой силой и добродетельностью. Более высоких форм религии, чем эти две — мистика и религия откровения. — история религии не знает. Будущее развитие религии должно принести дискуссию между ними. Когда наступит определенное спокойствие во внешнем культурном развитии, человечество вновь обратится к религиозным проблемам с таким страданием, примеры которому дали прошедшие столетия. Потом эти два религиозных типа сравняются и бросят друг другу вызов. Какой из них одержит победу? Несомненно, что в настоящее время больше шансов имеет мистика. Все души, уставшие от жизни и работы, потрясенные трагедией человеческой культуры, бросаются в объятия мистики, которая обещает им покой и блаженство в дали и отрыве от преходящего мира и культуры. Все эстетические и художественные натуры чувствуют притягательную силу чудесного очарования и блаженства мистической созерцательности. Но мистика предлагает не только глубокую, чистую, притягательную религию, но и религию, которой не грозят трудности философского мышления и историко-кри-тического исследования, в отличие от библейской религии откровения. Свойственная всей мистике склонность к пантеизму (Р. Отто предложил для мистического пантеизма удачный термин «теофанизм»56), ее привязанность к метафизике, проникнутой религиозным переживанием, противоречит критическому философскому мышлению и разрешает компромиссы, что для библейско-евангелической религии с ее иррациональными и дуалистическими особенностями невозможно. Внеисторическая мистика ни в коей мере не затронута теми необозримыми трудностями и опасностями, которые угрожают религии откровения со стороны критики Библии, истории религии и догматики. Мистика могла бы безболезненно перенести растворение исторической личности Иисуса в мифе о Спасителе, растворение, которое разрушило бы до основания евангелическую религию; позиция мистики посредством этого растворения стала бы еще сильнее. Широко распространенная надцерковная мистика возвела мост между христианством и нехристианскими религиями, и прежде всего религиями спасения Индии — ведантой, буддизмом и индуистской бхакти-мистикой. Но все эти несомненные преимущества не могут ввести в заблуждение относительно того, что более глубокая религиозная истина находится на другой стороне. Конечно, есть у обоих типов в конечном счете единые корни; оба они, как писал недавно Р. Отто в ответ на мое разграничение двух типов, есть «два полюса одного и того же отношения к трансцендентному объекту»57. Но оба полюса, как мне кажется, неравноценны. Библейский религиозный тип, который ни в коем случае не может рассматриваться как законченная система, но только как все новые и новые возможности развития основного принципа, этот библейский религиозный тип, я думаю, обладает преимуществом и в этом преимуществе сосредоточена большая жизненная сила и плодотворность. Глубочайшие религиозные ценности мистической набожности — живое чувство близости Бога, единение и чистота общения с ним в молитве — свойственны как библейской пророческой религии, так и мистике. Превосходство первой над второй состоит в том, что первая по своей сути является религией личности, в то время как мистика, несомненно, исходит из отрицания как личности, так и мира*****. Мистическая цель спасения, экстатическое единение есть закат личности в бесконечном Едином, и путь к этой цели есть бегство от мира, равнодушие к жизни, культуре, обществу, подавление воли к жизни и здорового духовного мира. Так как мистика по своей внутренней основе безличностна, она могла найти себе прибежище даже в католицизме, так как его культ, его закон, его принцип авторитета, его догматика и теология показывают ту же тенденцию к безличному, которая свойственна мистике. Напротив, библейская религия откровения решительно утверждает мир и личность. Ее вера — это личная убежденность, ее Бог — это личный господин и отец, ее высшее откровение — личность Христа, единственный авторитет — личность религиозного гения, цель спасения — личная милость Бога, общественный культ — объединение личностей для лишенного жертвенности общения с Богом. Кто вместе с Гёте скажет: «Высшее счастье для детей земли — это личность» — тот, несмотря на все несравненные ценности мистики, предпочтет библейскую религию. И кто верит в мирские ценности, цели и задачи, тот больше сил для радостной работы над ними почерпнет из религии откровения, чем из мистики, так как религия откровения дает ему мужество крепко стоять на ногах на этой сотворенной Богом земле. Эта сравнительная оценка обоих типов еще более повышает религиозно-историческое значение Лютера, так как Лютер — не только реформатор христианской личностной религии, но после новозаветных личностей самый гениальный продолжатель их идей. Он превосходит всех прочих великих последователей протестантизма: Кальвина, великого систематизатора теологии и церковного организатора, без сомнения, самой великой евангелической личности на романской земле; Джона Бэньяна, «мастера по котлам», баптиста-проповедника, который наряду с первым квакером Джорджем Фоксом — самый великий религиозный деятель английской нации; Карлейля — этического энтузиаста и Кьеркегора, пророчески провозгласившего иррациональность христианства. Все эти герои протестантизма не могут сравниться с Лютером, который занимает особое место в истории христианства и в истории религий вообще******. Лютер принадлежит к тем немногим деятелям, которые сохранили самое непосредственное значение для современности. Из его богатейшего наследия будущие поколения почерпнут силу и радость. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Erl.-Luthers samtliche (deutsche) Werke. Frankfurt-Erlangen Ausg. Bd. 1—20. (2 Aufl.) Lutheri opera omnia. Erlangen. 1829 ff. (romicne Banziffer). Walch-Walch. Luthers Werke. Halle. 1740 ff. Weim.-Weimarer kritische Gesamtausgabe. 1. Denifle P. H. Luther und Lithertum in der ersten Entwicklung. (2 Bd. bearbeitet von A. M. WeiB). 1904—1909. 2. Grisar S. J. H. Luther. 3 Bde. 1911 — 1912 (Steinlein H. Kritische Be-merkungen zur Neuesten Lutherbiographie. Neue Kirchl. Zeitschr. 1911. 391 ff. 450 ff. 503 ff.). 3. Harnack Ad. Lehrbuch der Dogmengeshichte. III4. 1910. 4. Harnack Theod. Luthers Theologie mil bisonderer Beriicksichtigung seiner Versohnungs — und Erlosungslehre I, 1862. II. 1886. 5. H e i 1 e r Fr. Das Gebet. Eine religionsgeschichtliche und religionspsycholo-gische Untersuching. 1917. 6. Heitmuller W. Luthers Stellung in der Religionsgeschiphte des Christen-tums (Universitatsrede zur 400 jahrigen Reformationsfeier). Marburg. 1917. 7. Herrmann W. Der Verkehr des Christen mit Gott im Anschlus an Luther dargestellt.5 1908. 8. H о 11 К. Luthers Auffassung der Religion (Universitatsrede zur Reforma-tionsfeier). Berlin. 1917. (Was verstend Luther inter Religion? Reformationsreden 4. 1917.) 9. Lehman E. Mystik im Heidentum und Christentum (Aus Natur und Geisteswelt). 1908. 10. Loofs Fr. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte,1 1906. 11. Loofs Fr. Luthers Stellung zum Mittelalter und zur Neu-Zeit. Rektorat-srede. Halle. 1907. 12. Otto R. Das Heilige. Uber das irrationale in der Idee des Gottlichen und sein Verhaltnis zum Rationalen. 1917. 13. P r e u 6. Luthers Frommigkeit. 1917. 14. Seeberg R. Lehrbuch der Dogmengeschichte. IV2. 1917. 15. Soderblom N. Luthers Religion (Svenska sporsmal 18). 1893. 16. Soderblom N. Religionsproblemet inom Katolicism och Protestantism. 1910. 17. Soderblom N. Predigt am Reformationsjbilaum (Reformationens fjarde jubileum I Uppsala. 1917. 16 ff.) 18. Troeltsch E. Protestantisches Christentum und Kirche in der Neuzeit (Die christliche Religion, Hinnebergs Cultur der Gegenwart. I. 4. 1906. 253 ff.) 19. Troeltsch E. Luther und die moderne Welt. (Das Christentum. Fiinf Einzeldarstellungen, Wissenschaft und Bildung. No. 50. 69 ff.) 20. Т г о e 11 s с h E. Gesammelte Schriften. I. Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen. 1912; II. Zur religiosen Lage. Religionsphilisiphie und Ethik. 1913. См. так же: 21. Boehmer H. Luther im Lichte der neueren Forschung 4. 1917. 22. G о t tsc h ic k }. Luthers Theologie. 1914 (Erganzungsheft zur Zeitschrift fur Theologie und Kirche). 23. Griiizmacher R. H. Luthers ewiges Evangelium in seiner religionsge-schichtlichen Eigenart. 1917. 24. I h m e 1 s L. Das Christentum Luthers in seiner Eigenart. 1917 (Leipz. Universitatsschrift). 25. К 6 h 1 e r W. Martin Luther und die deutsche Reformation (Aus Natur und Geisteswelt) 1916. 26. S с h e e 1 O. Martin Luther. Vom Katholizismus zur Reformation. I. 1916. 27. Walter W. Luthers Charakter.3 1917.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |