Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и состав ОКП, пример кодирования




МАРКЕТИНГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

МАРКЕТИНГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

ОБЩАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

ТОВАРОВЕДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

ПОНЯТИЕ КЛАССИФИКАЦИИ.

Направления деятельности центральной заводской лаборатории

Направления деятельности отдела метрологического обеспечения

Направления деятельности отдела менеджмента качества

 

 

1. Группа по стандартизации и контролю нормативной и технической документации:

• Внедрение государственных и отраслевых стандартов, подготовка и внедрение стандартов предприятия и другой нормативно-технической документации.

 

2. Группа по развитию и сертификации системы качества:

• Проведение работ по сертификации на соответствие требованиям системы стандартов ИСО 9000, а также по регулярному подтверждению полученных сертификационных свидетельств;

• Проведение внутреннего аудита;

• Разработка мероприятий по повышению качества.

 

3. Группа по сертификации продукции и надежности:

• Подготовка продукции к аттестации и сертификации и оформление соответствующих документов.

 

4. Группа по разработке руководящих документов системы качества:

• Обеспечение координации работ по разработке, внедрению, функционированию, контролю и корректировке требований СМК на основе системы стандартов ИСО 9000.

 


1. Группа по метрологическому контролю:

• Проведение метрологической экспертизы конструкторской и другой технической документации, разрабатываемой на предприятии, а также поступающей от других предприятий и организаций.

2. Группа по организации метрологического обслуживания:

• Организация работ по метрологическому обеспечению разработки, производства, испытаний и эксплуатации выпускаемой предприятием продукции;

• Внедрение современных методов и средств измерений, а также проведение работ по оценке погрешностей измерений.

3. Группа по выполнению калибровочных работ:

• Проведение комплекса операций по определению и подтверждению характеристик и (или) пригодности к применению СИ, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;

4. Группа технического обслуживания средств измерений:

• Контроль за состоянием СИ и их своевременной поверкой.

 

• Лабораторный анализ поступающих в производство ресурсов, а также готовой продукции (химический, физико-химический и механические испытания).

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОГО И ФАСЕТНОГО МЕТОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ

Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и поступающих в торговлю, насчитывает десятки тысяч разнообразных видов и разновидностей.

Систематизировать все многообразие товаров помогает научная классификация, которая постоянно совершенствуется. Классификация имеет важное значение в управлении качеством и ассортиментом товаров, так как способствует систематизированному изучению товаров, рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента. Кроме этого, распределение товаров на однородные группы позволяет:

- выявить групповые характеристики качества товаров, установить необходимую номенклатуру качества для каждой группы товаров,

- сформулировать общие требования к ним, разработать общие методы их испытания, рационально организовать приемку и контроль их качества,

- организовать рациональный учет товара по группам,

- организовать рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.

Классификация – это разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, могут быть как взаимозависимыми, так и независимыми.

Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов (товаров) на подчиненные классификационные подмножества (группировки).

Иерархический метод классификацииимеет несколько ступеней классификации,число которых равно количеству использованных признаков общности объектов.

Ступень классификации – это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Количество ступеней классификации определяют глубину классификации.

Иерархический метод классификации

 

Правила иерархического метода классификации следующие:

- деление множества следует начинать с наиболее общих признаков;

- на каждой ступени классификации можно использовать только один признак, который имеет принципиальное значение для этого этапа;

- разделение объектов должно осуществляться последовательно: от большего к меньшему, от общего к частному.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное деление множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) – фасеты и применяется для выделения ассортиментных групп.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон разделяемого множества.

 

Фасетный метод классификации

 

Правила классификации, разработанные в иерархическом методе, справедливы и для фасетного метода. Рассмотренные иерархический и фасетный методы классификации могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно.

Классификация товаров

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продуктах в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствование стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

Делится на товароведную и маркетинговую.

 

Род

 

Класс

 
 


Подкласс

 
 


Группа

 
 


Подгруппа

 
 


Вид


Разновидность

 

Наименование

       
   


Номинальное Марочное

 


1. По сфере реализации все товары можно подразделить на роды:

- потребительские товары(ТНП), предназначенные для индивидуальных потребителей в целях личного их использования (не для коммерческих нужд);

- товары промышленного назначения(ТПН), предназначенные для производства других товаров и предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

 

2. Каждый род товаров подразделяется на классы, по признаку удовлетворения обобщенной группы потребностей.

Пример: Потребительских товары можно разделить на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары.

 

3. Классы товаров подразделяются на подклассы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков.

Например:

Класс: непродовольственные товары

Подклассы: текстильные и одежно-обувные, культурно-бытовые и т.д. (табл.2).

 

Подклассы товаров подразделяются на:

а) группы и подгруппы,

б) виды и разновидности,

в) наименования.

 

4. Группы товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей (что обусловливается особенностями применяемых материалов, их формой, фасоном швейных и т.п. изделий).

 

Например:

Подкласс - «Пищевые продукты растительного происхождения»

Группа - кондитерские товары

Подгруппа – сахаристые

 

 

Классы, подклассы и группы составляют товарную классификацию потребительских товаров – табл. 1 и 2.

 


Таблица 1 - Общая классификация продовольственных товаров

Класс: продовольственные товары или пищевые продукты
Подклассы Группы однородных товаров
Растительного происхождения Зерномучные
Плодовоовощные
Вкусовые
Сахар и его заменители
Крахмал и крахмалопродукты
Кондитерские товары
Растительные масла и маргариновая продукция
Животного происхождения Пищевые животные жиры
Молочные
Мясные
Рыбные
Яйцо и яйцепродукты

Таблица 2 - Общая классификация непродовольственных товаров

Класс: непродовольственные товары или продукция пищевой и химической промышленности
Подклассы Группы однородных товаров
Текстильные и одежно-обувные текстиль
одежда
обувь
Галантерейные и ювелирные Галантерейные
ювелирные
Гигиенические Парфюмерные
Косметические
Культурно-бытовые Часы
Канцелярские
Транспортные средства
Спортивные
Музыкальные
Фото- и кинотовары
Аудио- и видеокассеты
Книги, журналы и т.п.
Товары для отдыха
Хозяйственные Мебель
Посуда
Бытовая техника
Бытовые химические товары
Стройматериалы
Сельскохозяйственные товары
Нефтепродукты и смазочные материалы Нефть
Нефтепродукты
Смазочные материалы
Биотовары Цветы
Зоотовары
Предметы ухода за ними и корма

5. Вид товаров — это совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Например:

Подгруппа - сахаристые

Вид — карамель

Разновидность — признаку «содержание начинки» различают две разновидности карамели — леденцовую и с начинкой

 

6. Наименование товара — совокупность товаров определенного вида, отличающихся друг от друга собственным названием, а также набором индивидуальных особенностей (сырье, материал, конструкция, технология и т.п.) или частных признаков: артикул, марка, модель и т.п.

Например: - различные модели телевизоров

- размер экранов мониторов и т.п.

 

 

Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

 

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными производителями (обычно по ГОСТу). Например, карамель «Мятная», конфеты «Радий», «Коровка» и т.д.

 

Марочное наименование — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным производителем (обычно по ТУ или патенту на бренд или trade mark). Например, сок «Моя Семья» и т.д.

 


Прежде всего, все товары подразделяются по степени переработки на:

а) сырье;

б) материалы;

в) изделия;

г) продукты

д) расходные изделия.

Сырье - это продукция, предназначенная для дальнейшей переработки, результатом которой не является изделие.

 

К материалам относится продукция, предназначенная для производства изделий (например: слябы для производства стальных плит) и других материалов (например: пряжа для производства ткани).

Изделием называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии, количество которых может исчисляться в штуках или экземплярах.

 

Примерами изделий являются холодильник, пальто, молоток. К неремонтируемым изделиям относятся электрические лампочки, кирпичи, к ремонтируемым - мебель, швейно-трикотажные изделия.

 

Если образцы промышленной продукции, количество которых измеряется в единицах длины (ткани), объема (топливо) или массы (мясо), выпускаются в стандартной промышленной упаковке, повреждение которой может затруднить их использование, они рассматриваются как изделия и называются расходными изделиями. Сюда относят куски мыла, бутылки напитков, упаковки лекарств, баллоны с газом.

К продуктам относится продукция, являющаяся результатом труда, но не изделием, а предназначенная для потребления (не эксплуатации). Например, цемент, удобрения, медицинские препараты, продукты питания.

Степень обработки продукции учитывается при построении таможенно-тарифной классификации. Большинство стран мира применяют «тарифную эскалацию» - повышение ставки таможенной пошлины на готовое изделие по отношению к ставке на сырье.

 


Кроме того все товары подразделяют по назначению на товары личного пользования и производственного назначения.

а) товары народного потребления (ТНП);

б) товары производственного назначения (ТПН), или промышленные товары.

 

 

Товары народного потребления: товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары личного пользования делятся на:

- товары длительного пользования - например, автомашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, электронные игры. Это обычно наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении;

- товары краткосрочного пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания;

- товары особого спроса - товары с уникальными свойствами, например, коллекции, раритеты;

- материальные услуги - действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относятся: пошив обуви, ремонт обуви, ремонт мебели, уборка помещений, поставка товаров.

Товары производственного назначения - это товары, предназначенные для продажи (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Здесь выделяют средства производства - совокупность вещественных элементов, которые используются в процессе производства. В зависимости от выполняемой роли в производстве они подразделяются на средства труда и предметы труда. Средства труда переносят свою стоимость на продукцию по частям, постепенно изнашиваясь, а предметы труда - сразу, в течение одного производственного цикла.

 

К средствам труда относятся машины, станки, оборудование. Предметы труда делятся на сырье, основные (материальная основа продукции) и вспомогательные материалы.

В целом товары производственного назначения подразделяются на:

 

- Основное оборудование. Она предназначена для производства основных видов продукции.

 

- Вспомогательное оборудование. К нему можно отнести, например, воздуховоды, трубопроводы, лифты, подъемники. Границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства.

 

- Узлы и агрегаты. Они включают в себя сборки, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью.

 

- Основные материалы. Это материалы, которые образуют основную объемную и массовую долю в выпускаемой продукции.

 

- Вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса (смазка, ветошь, упаковочные материалы).

 

- Сырье. Природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства.

 

- Производственные услуги - текущие услуги (уборка помещений, ремонт оборудования), консультации (юридические и другие), инжиниринг, договора, страхования, лизинг, транспортные услуги.

 

- Интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ и рецептуры.


С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. Современные рыночные отношения и рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых.

Кодирование - это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам: классификации, а так же классификационным группировкам.

 

Цель кодирования - систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода) по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Структура кода состоит из следующих элементов:

- алфавит кода - это система знаков, принятых для образования кода; наиболее часто используется цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода;

- основание кода - это число знаков в алфавите кода;

- разряд кода- это позиция знака в коде;

- длина кода - характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.

Классификатор - это официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификаций.

 

При кодировании продукции предпочитают коды -десятиразрядный, цифровой и штриховой.

Классификаторы подразделяют на категории, которая указывает на его принадлежность к определенной группе в зависимости от уровня утверждения и сферы применения.

Различают классификаторы:

- общероссийский классификатор – это государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России для применения в автоматизированных системах управления (АСУ);

- отраслевой классификатор - это классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ отрасли;

- классификатор предприятия - это классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ предприятиях.

 


Общероссийский классификатор продукции (ОКП) - построен на основе иерархической системы классификации и с использованием цифровой десятичной системы кодирования.

 

ОКП состоит из двух частей: классификационной - К-ОКП и ассортиментной - А-ОКП.

 

К-ОКП представляет собой свод кодов и наименований классификационных группировок, которые систематизированы по определенным общим признакам, в основном потребительского характера.

 

Вся продукция в К-ОКП распределена на пять ступеней классификации: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид (см. табл.).

 

Классы являются первой ступенью иерархической классификации в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.