Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 7. Изучение видов и средств информации о непродовольственных и продовольственных товарах (Тема 6. Виды и средства информации о товаре)




Цель работы: Ознакомиться с видами и средствами маркировочно - справочной и маркировочно-условной информации, эксплуатационной документацией, изучить требования к видам и средствам информации с позиции стандартов и Закона "О защите прав потребителей".

Материалы для работы:

1.Нормативно-технические документы по правилам маркировки способам ухода.

2.Руководство по эксплуатации.

3.Товарные ярлыки, памятки.

4.Каталоги, альбомы, проспекты.

Задание 1. Изучить теоретические сведения.

Информация о товарах, направленная на раскрытие содержания потребительской стоимости и способствующая целенаправленному формированию спроса на товары и их реализацию, является необходимым элементом коммерческой деятельности.

Информацию с позиции товароведения можно классифицировать ряду признаков:

•по источнику происхождения (в соответствии с жизненными циклами товаров на производственную, торговую и т.п.);

•по характеру проявления - организационную и товароведную;

•по объему информации - на специальную, покупательскую;

•по видам маркировочно-справочную, маркировочно-условную, эксплуатационно-сопроводительную, рекламно-справочную, обратную товароведно-справочную.

В соответствии с программой курса рассмотрим и основном товароведную информацию для специалистов. Она включает следующие виды информации: маркировочно-справочную, маркировочно-условную, экс­плуатационно-сопроводительную и рекламно-справочную.

Маркировочно-справочная информация включает маркировку, условные обозначения, нанесенные на товар или упаковку. Составной частью маркировки является клеймо.

Перечень маркировочных данных и метод их нанесения для каждо­го изделия указывается в соответствующей нормативно-технической до­кументации. В зависимости от вида изделия маркировочные данные мо­гут иметь те или иные особенности.

К маркировочно-условным следует отнести такие виды маркиро­вочной информации, которые представляют собой условные знаки. Это производственный и товарные знаки предприятия.

К основным видам эксплуатационно-сопроводительной информа­ции о бытовой технике относятся эксплуатационные документы, руко­водство по эксплуатации (РЭ), паспорт, этикетка.

Руководство по эксплуатации (РЭ) - эксплуатационный документ, который разрабатывается в том случае, когда для правильной эксплуатации изделия потребителю нужны дополнительные сведения о конструк­ции, правилах использования, техническом обслуживании и т.д.

Руководство по эксплуатации содержит описаний конструкции из­делия, его принципа действия, сведения, необходимые для правильной эксплуатации (использования, хранения) и технического обслуживания, а также основные параметры и характеристики, гарантированные пред­приятием-изготовителем.

Паспорт - эксплуатационный документ, удостоверяющий гаранти­рованные предприятием-изготовителем основные параметры и характеристики изделий. Паспорт в общем виде состоит из разделов: общие ука­зания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цена.

Этикетка - эксплуатационный документ, в котором излагаются основные показатели и сведения, требующиеся для эксплуатации изде­лий. На этикетке приводятся следующие сведения: наименование изде­лия; обозначение изделия или его индекс; технические данные; номер стандарта и ТУ, требованиям которых соответствует изделие; сведения о приемке изделий; сведения о качестве изделий; цену; дату выпуска.

К основным видам рекламно-справочной информации относятся

всевозможные печатные издания типа товарных каталогов, справочни­ков, словарей, проспектов, плакатов, вкладышей, а также соответствую­щим образом подготовленные диафильмы, кинофильмы, теле- и радиопе­редачи.

Товарный каталог - это систематизированный указатель (перечень) товаров с соответствующими иллюстрациями, кратким описанием потре­бительских свойств и указанием цены, предлагаемых промышленным (торговым) предприятием (организацией) для продажи оптовому (розничному) покупателю.

Каталог - издание, рассчитанное на длительное пользование. Ката­логи могут быть иллюстрированы рисунками или фотографиями товаров. Образцы товаров в каталогах приводятся в систематизированном поряд­ке, с указанием их наименования, назначения, технических характери­стик, параметров, цвета, цены и т.д. Для облегчения ориентации потреби­теля каталог, как правило, снабжается алфавитным указателем. -

Товарные альбомы в отличие от каталогов издаются для информа­ции потребителя о товарах одной группы (например, "Мебель", "Часы", "Сыры" или одного предприятия-изготовителя обувь "Белвест", юве­лирные изделия фирмы «Самоцветы»).

Основная цель товарного альбома - дать более полное, чем в катало­ге, представление о товаре, и его потребительских свойствах. Поэтому в альбоме имеется небольшая вводная часть, где дается краткая характери­стика предприятия-изготовителя, поясняются особенности предлагаемых товаров, условия продажи и т.д.

Товарные альбомы отличаются от каталогов большим форматом. Рекламно-справочные проспекты - эффективное средство товароведной информации, предназначенное для оперативного ознакомления массового потребителя с потребительскими свойствами предлагаемого товара, способами его использования, правилами ухода, условиями хра­нения, ценой и т.д.

Проспект имеет определенную структуру. Обычно в начале подчер­кивается наиболее отличительный потребительский признак товара, за­тем дается текст, иллюстрация с пояснениями о достоинствах предлагаемого товара, а в конце проспекта перечисляются мотивы целесообразности приобретения данного товара.

В зависимости от содержания, назначения и способов распространения различают проспекты-брошюры, проспекты-инструкции, проспекты-письма, проспекты-справочники, проспекты-календари.

Задание 2. Изучить ГОСТ 13799-81 Продукция плодовая, ягодная, овощная и грибная консервированная. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Обратить внимание на особенности маркировки потребитель­ской и транспортной тары.

Задание 3. Изучить ГОСТ Р 52178-2003 Маргарины. Общие технические условия. Выписать требования к маркировке транспортной и потребительской та­ры.

Задание 4. Изучить ГОСТ 16598-80* Изделия текстильные. Условное обозна­чение и способ ухода. Зарисуйте предупредительные знаки и символы ухода за товарами.

Задание 5. Изучить структуру и содержание проспектов, товарных альбомов, каталогов. Отметить разделы каждого источника информации Результаты оформить в произвольной форме, определить достоинства и недостатки каждой рекламно-справочной информации.

Задание 6. Ознакомиться с требованиями к руководству по эксплуатации. Из­учить стандарт, регламентирующий требования к руководствам по эксплуатации и на его основе составить перечень разделов, опре­деляющих структуру Руководства по эксплуатации (РЭ) на конкретный товар.

Задание 7. Оценить памятки по уходу за швейными и трикотажными изделиями.

Таблица 1. Оценка памятки по уходу за швейными изделиями

Критерии оценки   Оценка по пятибалльном системе
наименование памятки
Полпота информации        
1.По использованию моющих средств        
2.По химической чис­тоте        
3.По режиму сушки        
4.По режиму глажения        
5.По другим условиям        
Итоговая оценка \средняя арифметическая        

Вопросы для самопроверки:

1.Какие виды товароведной информации Вы знаете?

2.Данте определение маркировочно-справочной информации

3.Чем отличаются товарные альбомы от каталогов?

4.Какие разделы содержит паспорт?

Занятие 8. Изучение основ экспертизы товаров (Тема 7. Экспертиза товаров).

Цель работы: изучить понятия, принципы, объекты экспертизы, средства товарной экспертизы, нормативные документы, используемые при экспертизе; методы и виды экспертизы товаров.

Материалы для работы:

1.Нормативно-технические документы.

2.Руководство по эксплуатации.

Задание 1. (для самостоятельной работы студента) Дать определение понятий:

- экспертиза,

- эксперт,

- субъект экспертизы,

- объект экспертизы.

Задание 2. (Для самостоятельной работы студентов). Письменно ответить на следующие вопросы:

Кто выполняет экспертизу, какие требования предъявляются к экспертам?

Какие виды экспертиз Вы знаете? Как классифицируются экспертизы?

Какие требования предъявляют к экспертным организациям?

Задание 3. Изучить правила проведения экспертизы.

Сформулируйте и опишите правила проведения экспертизы товаров?

Опишите порядок проведения экспертизы.

Задание 4. Изучить методы проверки качества и ответить на вопросы.

Что такое выборка товаров?

Каков порядок и правила отбора проб при проведении экспертизы?

Задание 5. Изучить специфику оформления результатов экспертизы.

Ответьте на вопросы:

Как оформляются результаты проведения экспертизы?

Какую структуру имеет акт экспертизы?

Какую информацию содержит акт экспертизы?

Задание 6. По предложенному преподавателем виду товара письменно в тетради описать регламент проведения экспертизы, отразить все особенности проведения экспертизы этого товара (методы и порядок отбора проб, условия проведения испытаний, обработка результатов), составить экспертное заключение.

 

Занятие 9. Изучение фальсификации и дефектологии продовольствен­ных и непродовольственных товаров (Тема 8. Идентификация и фальсификация товаров)

Цель работы: ознакомьтесь с классификацией видов и способов фальсификации товаров, изучить термины и определения дефектов

Материалы для работы:

1.Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

2.Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

3.ГОСТ 24103-80* Изделия швейные. Термины и определение де­фектов.

4.ГОСТ 12566-88* Изделия швейные бытового назначения. Опреде­ление сортности.

5.ГОСТ 13277-79 Молоко коровье пастеризованное. Технические условия.

6.ГОСТ 6292-93 Крупа рисовая. Технические условия.

7.Образцы швейных изделий

Задание 1. (для самостоятельной работы). Изучите теоретические сведения.

Фальсификация - действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как дей­ствия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств.

Понятие "фальсифицированные товары" иногда путают с понятия­ми "товары-заменители" и "дефектные товары".

Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицирован­ным, если на маркировке или в товарно - сопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению.

При фальсификации обычно подвернется подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько ви­дов фальсификации: ассортиментная, качественная, количе­ственная, стоимостная, информационная.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы под­делки товара. При ассортиментной фальсификации подделка осу­ществляется путем полной пли частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

- Способы ассортиментной фальсификации:

•частичная замена продута водой;

•добавление в продукт низко ценного заменителя, цитирующего натуральный продукт,

•замена натуральною продукта имитатором.

Качественная фальсификация - подделка товаров с помощью добавок, непредусмотренных рецептурой, для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств ил! замена товара высшей градации качества низшей.

Способы качественной фальсификации:

использование добавок, имитирующих улучшение качества;

пересортица.

В зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицировании продуктом, различают две разновидности качественной фальсификации безопасная для жизни и здоровья потребителя; опасная.

Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара \массы, объема, длины и т.п., превышающих предельно допустимые нормы отклонений. В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером.

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цепе товаров больших размеров.

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются еле дующие данные: наименование товара; страна происхождения товара фирма-изготовитель товара; количество товара. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке, рекламе. В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов.

Наряду с указанной выше классификацией видов и способов фальсификации можно выявить еще две группы способов фальсификации зависимости от места ее осуществления: технологическая и предреализационная.

Технологическая фальсификация - подделка товаров в процесс технологического цикла производств.

Предреализационная фальсификация - подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Для определения фальсификации товаров могут применяться две группы методов: органолептические и измерительные (см. тему 4).

Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Существуют следующие виды дефектов: явный, скрытый, критический, значительный, малозначительный, устранимый, неустранимый. Дефектным считается изделие, имеющее хотя бы один де­фект.

Уровень дефектности показывает содержание дефектных единиц партии продукции или число дефектов, приходящихся на 100 единиц продукции, и рассчитывается по формуле:

Уд = число дефектов/число проверенных единиц продукции∙100%

 

Задание 2. (для самостоятельной работы). Ознакомиться со статьями 5, 11, 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Задание 3. Ознакомиться с методом обнаружения фальсификации молока пу­тем разбавления водой метод определения плотности ГOCT 13277-79.

Задание 4. Ознакомиться с методами обнаружения фальсификации крупы, свя­занной с пересортицей ГOCT 6292-93.

Задание 5. (для самостоятельной работы). По "Правилам продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров" ознакомиться с методикой измерений тка­ней (для предупреждения количественной фальсификации).

Задание 6. Изучить термины и определения дефектов швейных изделий по

ГОСТ 24103-80* Изделия швейные. Термины и определения дефектов.

Оформить результаты в виде таблицы.

Таблица 1. Дефекты швейных изделий

Наименование дефектов Определение

 

Задание 7. Рассмотреть определение сортности по ГОСТ 12566-88*. Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности. Выписать до­пустимые и недопустимые дефекты швейных изделий и представить си­стему определения сортности.

Задание 8. Рассмотреть предложенные образцы дефектов. Сделать выводы, результаты оформить.

Таблица 2.

Наименование изделий   Наличие дефектов
допустимых недопустимых

Задание 9. Ознакомиться с видами дефектов, степени и опасности потребителей. Выписать примеры из стандартов, предложенных преподавателем. Результаты оформить в виде таблицы.

Таблица 3. Характеристика дефектов потребительских товаров

№ и наименование стандарта   Дефекты
Допустимые Недопустимые

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое фальсификация?

2.В чем отличие фальсифицированных товаров?

3.Перечислите основные виды и способы фальсификации?

4.Какие изделия считаются дефектными?

 

 

5.2 Часть II – Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.