Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 2 страница




Классификатор представляет собой документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (код).

Классификатор разрабатывается и утверждается в установленном порядке, он обязателен для применения на различных уровнях управления.

Классификаторы, применяемые в ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения делятся на следующие категории:

– международные (региональные);

– межгосударственные;

– общегосударственные классификаторы Республики Беларусь;

– классификаторы органов управления;

– классификаторы предприятий.

Взаимозаменяемость – это метод, позволяющий обеспечивать беспригонную сборку машин и приборов из независимо изготовленных с заданной точностью деталей и узлов и выполнять при этом свое функциональное назначение. Взаимозаменяемость достигается за счет обработки чертежей изделий путем расчета, подбора необходимых материалов, а также за счет применения таких методов обработки, при которых разброс размеров деталей укладывается в поле допуска. Данный метод позволяет организовать серийное и массовое производство отдельных деталей, узлов и агрегатов.

Взаимозаменяемость бывает полная и неполная; внешняя и внутренняя.

- Полная взаимозаменяемость – обеспечение такой точности геометрических размеров, которая позволяет использовать детали и узлы без дополнительной обработки.

- Неполная – использование других деталей и узлов требует их дополнительной обработки или сортировки.

- Внешняя – взаимозаменяемость покупных и комплектующих изделий, т. е. изделий, монтируемых в другие, более сложные изделия (ремонт любой техники).

- Внутренняя взаимозаменяемость распространяется на детали, составляющие отдельные узлы или составные части, входящие в одно изделие.

Специализация –метод стандартизации, который представляет собой организационно-технические мероприятия, направленные на создание производств, выпускающих однотипную продукцию в крупносерийном масштабе с применением оптимальной технологии и продукции с минимальной себестоимостью.

Специализация может быть:

- Предметная – заключается в том, что на отдельном предприятии сосредотачивается выпуск определенной продукции, которая соответствует его профилю (молочный завод, мясокомбинат, завод строительных материалов).

- Подетальная – изготовление отдельных деталей, узлов и сборочных единиц (производство двигателей, производство любых полуфабрикатов).

- Технологическая – выделение отдельных стадий технологического процесса в специальные заводы или участки (первичная переработка сельскохозяйственного сырья).

- Функциональная – возникла в результате разделения и кооперирования труда в области вспомогательного обслуживания производства (сборочные предприятия).

Совместимость – пригодность продукции к совместному использованию без нежелательных последствий. О совместимости чаще всего говорят в медицине, питании, моде. В технической стандартизации совместимость важна при использовании электрооборудования (розетка-вилка-напряжение), компьютерной техники и др.

Метод оптимизации играет важную роль в стандартизации.

Исходя из определения понятия стандартизации, требования стандартов должны быть оптимальны. Стандарты регулируют отношения между изготовителем, продавцом и покупателем в области качества и конкуренции. Суть заключается в том, что производитель должен ориентироваться на изготовление продукции, которая найдет своего владельца, причем последнему должна быть предоставлена возможность широкого выбора. Ставка производителя на качество означает необходимость не только безошибочно определять и удовлетворять требования потребителя, но и максимально повышать качество продукции с одновременным снижением ее себестоимости путем совершенствования организации производства и улучшения его технологии, где стандартизация играет определяющую роль.

Отражение в стандартах современных достижений технического прогресса зависит от динамики требований общества (безопасность, экология, ресурсосбережение), возможностей техники и технологии. Эта проблема решается компромиссом «принцип разумной достаточности норм при осознанном риске». Влияние стандарта на качество неоднозначно. С одной стороны общество (потребитель) ограждается от ущерба, с другой — при все более ужесточающихся нормах необходимо жертвовать, например, ценой. Стандарты, разрабатываемые на основе консенсуса между производителем и потребителем, согласовывают, оптимизируют их требования.

Комплексность стандартизации – это целенаправленное установление и применение взаимоувязанных (сбалансированных) требований как к самому объекту стандартизации в целом, так и его составным частям, другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект. В итоге достигается оптимальный уровень качества. Наиболее эффективный путь обеспечения комплексной стандартизации является разработка и реализация целевых программ (программно-целевой метод стандартизации).

Эффективность использования методов стандартизации носит технико-экономический характер и приводит к ускорению новых разработок, сокращению неоправданного числа объектов одного и того же или подобного назначения, повышению серийности, а также создает условия для внедрения автоматизации и механизации на производстве, что в конечном итоге ведет к повышению качества.

 

4. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»: область распространения, структура, основные положения.

 

Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

Данный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» включает 5 глав:

Глава 1 «Общие положения» (4 статьи)

Глава 2 «Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации» (10 статей)

Глава 3 «Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации» (12 статей)

Глава 4 «Международное сотрудничество» (2 статьи)

Глава 5 «Заключительные положения» (3 статьи).

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» регламентирует:

– организацию работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь;

– международное сотрудничество в области стандартизации;

– виды и применение технических нормативных правовых актов по стандартизации;

– информационное обеспечение работ по техническому нормированию и стандартизации;

– издание и реализацию технических нормативных правовых актов;

– порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов;

– финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации, государственному контролю и надзору;

– ответственность за нарушение положений закона «О техническом нормировании и стандартизации»;

– полномочия, функции и права органов осуществляющих государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.

 

Тема 2. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь

1. Эволюция стандартизации в систему технического нормирования и стандартизации.

2. Правовая основа технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

3. Понятие системы технического нормирования и стандартизации, ее органы и службы.

4. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.

5. Планирование и финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь.

6. Организация государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

7. Информационное обеспечение и в области технического нормирования и стандартизации.

 

1. Эволюция стандартизации в систему технического нормирования и стандартизации

 

Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992г. и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности ранее действовавшей системы. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимость интеграции в мировую экономическую систему.

Созданная в Беларуси система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учётом того, что в республике ещё не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Кроме того, согласно этой системе, политика в области стандартизации определялась органами государственного управления, которые также осуществляли надзор за выполнением требований стандартов.

Вместе с тем в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе и проводимой заинтересованными сторонами на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых, признанных организаций по стандартизации. Результатом этой деятельности является принятие стандартов, соблюдение которых носит добровольный характер. Наблюдавшееся расхождение между Государственной системой стандартизации и системами стандартизации ведущих европейских стран стало существенным препятствием для вступления Республики Беларусь в ВТО, а также для продвижения отечественной продукции на мировой рынок.

Исходя из перспектив развития стандартизации в мировом масштабе, Госстандарт разработал «Концепцию развития стандартизации в Республике Беларусь», в которой были определены основные меры по переходу от ранее действовавшей системы на систему технического нормирования и стандартизации.

Техническое нормирование направлено на то, чтобы обеспечить на рынке достижение необходимого баланса между интересами потребителя и изготовителя, базирующегося на анализе риска продукции при ее использовании и обеспечении защиты потребителя от опасной продукции.

Главной целью технического нормирования является обеспечение оптимального уровня безопасности при минимальном государственном вмешательстве посредством разработки и применения сбалансированных мер на всем пути движения продукции от изготовителя к потребителю, позволяющих, с одной стороны, предотвратить появление на рынке опасной и фальсифицированной продукции, а с другой – минимизировать технические барьеры для изготовителей.

Задачей государственного регулирования в области технического нормирования является правовое регулирование отношений в области установления (разработки и утверждения), применения и исполнения обязательных технических требований.

С целью перехода на систему технического нормирования и стандартизации был разработан закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», с принятием которого белорусское законодательство в области технического нормирования и стандартизации было приведено в соответствие с положениями Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и гармонизировано с законодательством в области стандартизации стран Европейского Союза, России и Украины.

Для исполнения вышеуказанного Закона была разработана и принята программа первоочередных мер по переходу на систему технического нормирования и стандартизации (СТН и С), а также план мероприятий по выполнению данной программы.

Таким образом, в настоящее время деятельность по стандартизации и техническому нормированию в Республике базируется на легитимной основе.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» в совокупности с Законом «О защите прав потребителей» составляет законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь.

Помимо законодательной существует нормативно-правовая база проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь, включающая в себя:

– стандарты и другие документы системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь;

– межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г.;

– Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958 г.);

– основополагающие стандарты и другие документы межгосударственной системы стандартизации.

Развитие технического нормирования и стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать международно-признанным правилам. На сегодняшний день основными направлениями развития экономики Республики Беларусь являются:

– эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику и включение в международную торговую систему в качестве равноправного партнера;

– развитие экспортных возможностей;

– защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции на открытом рынке и присоединение Республики Беларусь к ВТО;

– экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ.

Исходя из этого, а также из перспективных направлений развития стандартизации во всем мире, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:

– необходимость государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования;

– трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками с целью проведения практических мероприятий по обеспечению присоединения Республики Беларусь к ВТО;

– создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки;

– сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;

– опережающий характер развития науки и техники по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству.

 

2. Правовая основа технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

Формирование национального законодательства в Республике Беларусь в области качества обусловило необходимость создания правовых основ защиты интересов потребителя и государства средствами стандартизации, метрологии и сертификации.

На рисунке 3 представлена система нормативного обеспечения в области качества в Республике Беларусь.

Эту правовую базу управления качеством в Республике Беларусь составляют:

1. ЗаконРеспублики Беларусь «О защите прав потребителей», который был утвержден 09.01.2002г. № 90-3. Основное назначение Закона – это правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями, изготовителями продукции (работ, услуг), а также предпринимателями при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном и иных договорах.


 

Рисунок 3. Система нормативного обеспечения в области качества в Республике Беларусь

В данном законе определены права потребителей в соответствии с нормами, установленными мировым сообществом и закрепленными в резолюции Генеральной ассамблеи ООН в 1985г., также установлены механизмы реализации прав потребителей, определена процедура восстановления нарушенных или утраченных прав, разъяснены возможности требования возмещения материального и морального вреда, причиненного потребителю изготовителями продукции (работ, услуг) или продавцами.

Основные положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» являются базой для разработки и принятия иных законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей.

2. Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

3. Закон Республики Беларусь "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации" от 05.01.2004г. № 269-3, принятый и введенный в действие в 2004 году, направлен на совершенствование механизма оценки соответствия с учетом положений Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и международных принципов. Данный закон определяет правовые и организационные основы оценки соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении оценки соответствия.

4. Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 05.09.1995г. № 3848-XII. Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы обеспечения единства измерений в Республике Беларусь и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и государства от последствий неточных и неправильно выполненных измерений.

Таким образом, правовое пространство, включающее указанные законы, образует организационно-технический механизм, который дает государству возможность управлять экономикой и создает инструмент регулирования технических барьеров во внешнеэкономической деятельности.

3. Понятие системы технического нормирования и стандартизации, ее органы и службы

Система технического нормирования и стандартизации – совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования всей системы в целом.

Органы и службы технического нормирования и стандартизации включают органы государственной власти и различные самостоятельные структурные подразделения, занимающиеся непосредственно техническим нормированием, стандартизацией, сертификацией и метрологией, образуя единую национальную систему государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации (рисунок 4).

Рисунок 4. Система государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации

в Республике Беларусь

Функции системы государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:

– государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации;

– планирование и финансирование работ в области технического нормирования и стандартизации;

– государственный надзор в области технического нормирования и стандартизации;

– создание системы технического нормирования и стандартизации.

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:

· определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

· формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

· установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

· координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

· утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

· установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

· установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов

4. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.

 

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательством осуществляется:

– Президентом Республики Беларусь;

– Советом Министров Республики Беларусь;

– Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь;

– Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;

– государственными органами Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принять решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о его разработке и без публичного обсуждения.

Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации обеспечивает проведение единой государственной политики:

- обеспечивает создание и функционирование Системы технического нормирования и стандартизации;

- утверждает программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

- устанавливает порядок разработки, утверждения (принятия), государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания технических регламентов, уведомления и опубликования информации о них, в том числе технических регламентов в отношении оборонной продукции;

- утверждает (принимает) технические регламенты;

- устанавливает порядок государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и требования, предъявляемые к государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением технических регламентов;

- дает официальные толкования по вопросам применения технических регламентов;

- устанавливает порядок создания и ведения Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правила пользования этим фондом;

- осуществляет иные полномочия в области технического нормирования и стандартизации.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 апреля 1992г., был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт), на который было возложено «осуществление руководства стандартизацией, метрологией и сертификацией; обеспечение единства измерений, создание и ведение национальных эталонов единиц физических величин; взаимодействие по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации с уполномоченными органами других стран, международными и региональными организациями; осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники».

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации занимается следующим:

- осуществляет реализацию единой государственной политики;

- осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;

- устанавливает порядок разработки, утверждения (принятия), государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены и уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

- утверждает (принимает), вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);

- осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию);

- определяет виды продукции (услуг), технические условия на которые не проходят государственную регистрацию;

- осуществляет официальное издание государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);

- опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях;

- организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;

- осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);

- применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим законом и иными актами законодательства;

- участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации (кроме стандартизации в области архитектуры и строительства);

- дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных (принятых);

- утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах (кроме технических комитетов по стандартизации в области архитектуры и строительства);

- предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам;

- создает и ведет Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

В последнее время одним из важнейших направлений деятельности Госстандарта являлось международное и региональное сотрудничество. Госстандарт состоит из следующие отделов:

– стандартизации;

– метрологии и радиометрического контроля;

– сертификации;

– государственного надзора за стандартами;

– экономики, финансов и бухгалтерского учета;

– организационно-правовой работы и кадров;

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства:

- осуществляет реализацию единой государственной политики;

- координирует разработку технических регламентов и государственных стандартов;

- организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов в целях их обновления или отмены;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.