Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 3 страница




- утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения;

- осуществляет официальное издание государственных стандартов;

- осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов;

- применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;

- участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации;

- дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных;

- утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитет.

5. Планирование и финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь.

 

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом государственных приоритетов, предложений заинтересованных субъектов ежегодно формирует проект программы разработки технических регламентов и связанных с ними государственных стандартов и представляют его на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь в установленные им сроки.

Программа публикуется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Источниками финансирования работ по техническому нормированию и стандартизации являются средства республиканского и местных бюджетов, заинтересованных юридических и физических лиц, а также иные не запрещенные законодательством источники.

За счет средств республиканского бюджета финансируются расходы на:

- разработку технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

- подготовку и опубликование официальной информации об утвержденных (принятых) технических регламентах, технических кодексах и государственных стандартах;

- уплату взносов международным и межгосударственным (региональным) организациям по стандартизации;

- создание и ведение Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

- осуществление государственного надзора за соблюдением технических регламентов;

- иные работы по техническому нормированию и стандартизации, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.

6. Организация государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

 

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется следующими органами:

- Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь,

- Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь,

- иными республиканскими органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственного надзора в Республике Беларусь (далее – органы государственного надзора).

Государственный надзор за выполнением требований регламентов относится к одному из основных направлений деятельности Госстандарта.

Главной целью государственного надзора является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охрана окружающей среды, техническая и информационная совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов контроля и маркировки, защита прав потребителей и интересов государства.

Эффективный государственный надзор является одним из действенных средств укрепления государственной дисциплины в области стандартизации, метрологии и сертификации, а также качества продукции.

На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и окружающей среды. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования регламентов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Прочие органы государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации:

· Минздрав - продукция, являющаяся источником вредных факторов (шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные поля, рентгеновское, лазерное излучение и др.); продукция, предназначенная для контакта с пищевыми продуктами; все виды продукции для детей; косметические и парфюмерные средства; пищевая продукция и т.д.

· Комитет по инспекции труда при Министерстве труда – продукция производственно-технического назначения (станки. машины и т.д); спецодежда

· Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям – оборудование для взрывоопасных химических, нефтехимических производств, для взрывоопасных производств по хранению и переработке зерна, подъемные сооружения, сосуда работающие под давлением, промышленные взрывчатые материалы и пиротехнические изделия и др.

· НИИ пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям – пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, электротехнические изделия, бытовые электроприборы, строительные конструкции, ковровые покрытия, игрушки и др.

· Главное управление ветеринарии Минсельхозпрода – продукты животного происхождения (мясо, молоко, яйца); кормы для животных; биологические препараты для животных, ветеринарные препараты.

· Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием и машин и оборудования Минсельхозпрода – тракторы, автомобили, комбайны, дорожно-строительные машины и др.

· Белорусская государственная инспекция по электросвязи устройства, эксплуатируемые в жилых домах; электротранспорт, устройства, содержащие двигатели внутреннего сгорания, телевизионные и радиовещательные приемники и др.

· Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору - строительные материалы и изделия (кирпич, панели, окна, витрины); котельные установки, средства измерений расхода и регулирования подачи топлива, тепла и электрической энергии и др.

· Управление ГАИ МВД – технические средства для организации дорожного движения (дорожные знаки, элементы светофорного регулирования, дорожные ограждения); контрольные и измерительные приборы дорожного движения, автотранспортные средства

· Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды – материалы, вещества, оборудование, транспорт, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду.

· Министерство архитектуры и строительства – фасадные краски.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется уполномоченными должностными лицами органов государственного надзора (далее – государственные инспекторы).

Государственные инспекторы имеют право:

– свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;

– получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

– привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их специалистов и использовать технические средства для осуществления государственного надзора;

–проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям технических регламентов. Стоимость израсходованных проб и образцов, а также затраты на проведение испытаний относятся на издержки производства (обращения) проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

– выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, а также причин, вызвавших эти нарушения;

– выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оказания услуг, не соответствующих техническим регламентам;

– применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.

По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта.

Акт проверки – весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок.

Ежегодно органами государственного надзора за стандартами проводится около 4500 проверок, охватывается контролем более 10 тысяч наименований продукции.

 

7. Информационное обеспечение в области технического нормирования и стандартизации.

 

Информационное обеспечение является необходимым условием применения и соблюдения требований технических нормативных правовых актов. Для доступности пользователям информации по техническим нормативным правовым актам Госстандарт публикует следующую официальную информацию:

– каталоги технических нормативных правовых актов;

– каталоги технических условий;

– информационные указатели стандартов (ИУС) и технических условий (ИУТУ);

– непосредственно технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (СТБ, ТУ, и др.).

Совокупность технических нормативных правовых актов на бумажных и магнитных носителях, включая все официально утвержденные и изданные или их достоверные копии составляют Национальный фонд технических нормативных правовых актов (НФ ТНПА). НФ образован в 1996 г. Правила ведения фонда установлены в РД РБ0410.46-97. Структура НФ ТНПА представлена на рисунке 5.

 

 

 
 

Основными задачами НФ ТНПА являются:

– всемерное содействие всем организациям и предприятиям в активном применении в своей деятельности ТНПА по стандартизации;

– оперативное информирование субъектов хозяйствования о наличии, разработке, пересмотре, отмене ТНПА;

В настоящее время в НФ находятся: ТКП, СТБ, ГОСТ Р, ГОСТ, стандарты ИСО и др.


Тема 3. Технические нормативные правовые акты, применяемые в Республике Беларусь в области технического нормирования и стандартизации

1. Виды технических нормативных правовых актов, принятых в Республике Беларусь.

2. Технические регламенты: понятие, структура, уровни и виды. Правила и порядок разработки технических регламентов.

3. Технические кодексы установившейся практики: понятие, сущность, структура, порядок разработки, проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены технических кодексов установившейся практики.

4. Государственные стандарты: понятие, сущность, содержание, классификация. Порядок и правила разработки и изменения, проверки, переиздания, отмены государственных стандартов.

5. Технические условия: понятие, сущность, структура; правила построения и изложения технических условий в Республике Беларусь.

 

1. Виды технических нормативных правовых актов, принятых в Республике Беларусь.

 

В рамках СТНиС в соответствии с ее принципами предусмотрены следующие технические нормативные правовые акты (ТНПА) (рисунок 5), устанавливающие правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов:

– технические регламенты;

– технические кодексы;

– стандарты (государственные, международные и межгосударственные, стандарты организаций);

– технические условия.

 
 

2. Технические регламенты: понятие, структура, уровни и виды. Правила и порядок разработки технических регламентов.

Технический регламент – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) на государственные стандарты обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» государственная функция «техническое нормирование» закрепляется за Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В результате реализации этой функции создается и принимается технический нормативный правовой акт – технический регламент, требования которого обязательны для исполнения.

Переход на технические регламенты имеет еще одну важную цель – концентрацию в едином документе требований по безопасности, которые в настоящее время установлены в различных документах, в том числе принятых различными органами государственного управления.

Требования, содержащиеся в технических регламентах, должны формироваться исходя из научно обоснованных критериев безопасности продукции и услуг и возможного нанесения ущерба окружающей среде.

Построение, оформление и содержание технических регламентов рекомендуется выполнять в соответствии с ТКП 1.0-2004. «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов».

Разработка технического регламента включает следующие стадии:

· подготовка к разработке;

· разработка рабочего проекта технического регламента;

· разработка окончательной редакции проекта технического регламента;

· утверждение технического регламента;

· государственная регистрация технического регламента.

 

Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий.

Он должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования данного регламента.

В соответствии с международной практикой технические регламенты:

– содержат обязательные для соблюдения требования безопасности;

– определяют эксплуатационные характеристики изделия, оставляя право конструктивных решений за изготовителем;

– устанавливают формы и схемы подтверждения соответствия;

– предоставляют изготовителю возможность выбора схемы доказательства соответствия продукции установленным требованиям;

– используют стандарты в качестве доказательной базы;

– регламентируют правила маркировки продукции;

– определяют правила размещения продукции на рынке.

Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.

Технические регламенты могут также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке либо целиком быть посвящены этим вопросам.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда все вышеперечисленное может быть непригодным или неэффективным для обеспечения:

– национальной безопасности;

– защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

– охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

– предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Технический регламент применяется ко всей продукции одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения. Требования утвержденного (принятого) технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте.

Устанавливаемые в технических регламентах требования должны основываться на научно - обоснованных критериях. При этом государство берет на себя ответственность за установление приемлемых для общества требований безопасности и правил подтверждения соответствия продукции этим требованиям, определяемых на основе учета риска причинения вреда от ее применения.

Если в качестве критериев выбрать способ изложения требований в технических регламентах, то «условно» технические регламенты можно подразделить на следующие:

− технические требования изложены путем описания конкретных технических требований (сокращенно – Р 1);

− технические требования изложены путем описания общих технических требований (сокращенно – Р 2);

− технические требования изложены в виде ссылок на конкретные государственные стандарты или технические кодексы установившейся практики (сокращенно – Р 3).

Технические регламенты, технические требования в которых изложены путем описания конкретных технических требований (Р 1). Конкретные технические требования можно, в свою очередь изложить несколькими способами. При этом для объектов технического нормирования, у которых новые риски появляются на последующих стадиях жизненного цикла продукции, как правило, разрабатываются предписывающие технические регламенты, а для объектов технического нормирования, у которых риски устраняются на этапе разработки и новые не появляются на последующих стадиях, разрабатываются технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности.

Предписывающие технические регламенты (сокращенно – Р 1.1). В данных технических регламентах излагаются:

— конкретные требования к составу продукции (тип, вид сырья, материалов, разрешенных (запрещенных) к применению при производстве продукции);

— правила производства продукции, в том числе единственно допустимые средства достижения цели (например, GMP - установившаяся производственная практика, НАССР - анализ рисков и контроль критических точек);

— правила обеспечения единства измерений.

Технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности (сокращенно – Р 1.2). В данных технических регламентах устанавливаются требования безопасности в виде эксплуатационных (потребительских) свойств продукции. При этом способы и методы достижения результатов, например, конструкция, не нормируются. Технические регламенты также содержат методы контроля (испытаний) и схемы подтверждения соответствия.

Технические регламенты, содержащие общие технические требования (Р 2). Данные технические регламенты содержат общие (основополагающие, существенные, базовые) технические требования. В них по результатам анализа рисков приводятся опасные факторы, характерные для объекта технического нормирования. В таких регламентах, как правило, отсутствуют требования, выраженные количественно. Такие технические регламенты применяются только совместно с взаимосвязанными с ними государственными стандартами. Выполнение взаимосвязанных государственных стандартов обеспечивает соответствие общим техническим требованиям технического регламента, т. е. презумпцию соответствия.

Сведения о конкретных взаимосвязанных государственных стандартах в технических регламентах не приводятся. Перечень таких стандартов определяется при разработке и утверждении технического регламента, может дополняться в процессе его действия. Информация о взаимосвязанных стандартах публикуется в официальных изданиях, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Технические регламенты, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и (или) технические кодексы установившейся практики (Р 3). В данных технических регламентах технические требования излагаются путем ссылки на конкретные государственные стандарты и(или) технические кодексы установившейся практики.

Соответствие техническому регламенту обеспечивается путем выполнения требований государственных стандартов и(или) технических кодексов установившейся практики, на которые даны ссылки. Такие технические регламенты должны непосредственно или путем ссылки на государственный стандарт содержать методы контроля (испытаний) нормируемых показателей.

Взаимосвязь между видами технических регламентов

и категориями продукции

Категория продукции Вид технического регламента
Р1 Р2 Р3*
  Р 1.1 Р 1.2
I   + + +
II +   + +

* – Применяется в исключительных случаях

 

Технические регламенты будут базироваться на Директивах ЕС, в том числе Нового и Глобального подхода, международных и европейских стандартах. Их требования апробированы ведущими зарубежными странами, что существенно снизит затраты на научное обоснование степени устранения рисков.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов технических регламентов и представления отзывов на них проекты технических регламентов должны быть опубликованы в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам. Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

О завершении рассмотрения проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Со дня опубликования уведомления окончательная редакция проекта технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации должны быть доступны для ознакомления, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.

Техническому регламенту в процессе государственной регистрации присваивают обозначение, состоящее из индекса ТР, года утверждения, порядкового регистрационного номера (состоящего из трех цифр), присваиваемого Госстандартом, обозначения принадлежности к стране BY, разделенных косой чертой.

Пример: ТР/2004/001/BY.

Информацию о зарегистрированном техническом регламенте, постановлении Совета Министров Республики Беларусь, дате введения его в действие публикуют в официальных периодических печатных изданиях Госстандарта и Минстройархитектуры в течение пяти календарных дней с даты государственной регистрации технического регламента.

Опубликование технических регламентов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Право издания (переиздания) принадлежит Госстандарту, а в области архитектуры и строительства – Минстройархитектуры. Обеспечение изданными техническим регламентами осуществляет Госстандарт (Минстройархитектуры) в установленном им порядке.

 

3. Технические кодексы установившейся практики: понятие, сущность, структура, порядок разработки, проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены технических кодексов установившейся практики.

Технический кодекс установившейся практики (технический кодекс или ТКП) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Построение, изложение, оформление и содержание технического кодекса – по ТКП 1.1-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики» и ТКП 1.5-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов».

Разработка технического кодекса включает следующие стадии:

– подготовка к разработке;

– разработка рабочего проекта;

– разработка окончательной редакции проекта;

– утверждение;

– государственная регистрация.

Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики.

Государственную регистрацию технического кодекса проводят в течение 15 календарных дней с даты его поступления в Госстандарт и возвращают республиканскому органу государственного управления, утвердившему технический кодекс, один зарегистрированный экземпляр на бумажном носителе.

Госстандарт публикует информацию о зарегистрированном техническом кодексе, дате введения в действие, утвердившем его республиканском органе государственного управления, а также об организации, которой поручено его издание, в официальных периодических печатных изданиях и размещает эту информацию на официальном сайте в Интернете.

Опубликование технических кодексов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Право издания (переиздания) принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим. Порядок издания, включающий редакционно-издательскую обработку, а также изменения технических кодексов устанавливает республиканский орган государственного управления, их утвердивший. Обеспечение изданными техническим кодексами, изменениями к ним осуществляют республиканские органы государственного управления в установленном ими порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.