Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели экономической эффективности инноваций 1 страница




Показатель Сущность показателя
1. Интегральный эффект (Эинт) Он представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е.с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект
2. Индекс рентабельности (Jr) Он представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности Jr > 1, и наоборот. При Jr > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффективен.В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпочтение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
3. Норма рентабельности (Ер) Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций
4. Период окупаемости (То) Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости

 

Следует отметить, что метод дисконтирования как метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Он полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

Формула индекса рентабельности отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Другими словами, в ней сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Норма рентабельности характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств. За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается не ниже 15–20%.

Норма рентабельности определяется аналитически, как некоторое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины. Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае финансирования проекта из других источников, нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая величина платы за пользование этим капиталом.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции. Более того, ориентация на показатель "период окупаемости" целесообразно в тех случаях, когда нет уверенности в том, что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

 

Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации

 

В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, а также появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, причем последняя может иметь как конкретную вещественную, так и неовеществленную форму (например, ноу-хау). Создатели новшеств приобретают на свои достижения авторские и смежные с ними права. В связи с этим инновационным менеджерам важно хорошо ориентироваться в правовом поле интеллектуальной собственности. Данное юридическое понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), созданную в 1967 году. Главная задачей ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности. Вообще возникновение правового регулирования интеллектуальной соб­ственности (ИС) на международном уровне связано с Парижской кон­венцией (1883 г.) по охране промышленной собственности (ПС), регули­рованию использования патентов, товарных названий и др., в т.ч. мерам по наказанию за их незаконное использование. Право на ИС определено в III Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. СССР с целью обеспечения защиты отечественного приори­тета на изобретения присоединился к Парижской конвенции с 1 июля 1965 г. Существующее законодательство Российской Федерации отражает содержание и направленность большинства международных право­вых актов в этой области. В России законодательная охрана ИС гарантирована статьей 44 Конституции Российской Федерации. Кроме того, на ее страже стоит пакет нормативно-правовых актов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, включающий в себя Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации, Законы РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации. Помимо этого, в Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны (статья 139). Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями и приносить существенный доход. Они включаются в состав нематериальных активов (НМА) предприятий. Оформление прав на изобретение осуществляется путем полу­чения патента – документа, удостоверяющего авторство и предос­тавляющего его владельцу исключительное право на изобретение. Под этим подразумевается, что никто не может использовать изоб­ретение без согласия владельца патента. Согласие на использование изобретения выражается путем выда­чи (продажи) лицензии на частичное использование или полную передачу патентных прав. В РФ вопросы патентной защиты регулируются Российс­ким патентным ведомством (Роспатентом), которое в соответствии с Патентным Законом Российской Федерации от 23.09.921 осу­ществляет единую политику в области охраны объектов промыш­ленной собственности, принимает к рассмотрению заявки на изоб­ретения, полезные модели и промышленные образцы, осуществляет государственную регистрацию, выдает патенты, публикует офици­альные сведения, издает патентные правила и т.д. Патентный закон определяет сроки действия патентов, которые зависят от вида представляемой на государственную регистрацию промышленной собственности. Согласно закону, патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент, а на полезную мо­дель – в течение 5 лет (по ходатайству патентооб­ладателя оно может быть продлено Роспатентом до 3 лет). Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть продлен еще до 5 лет. Патентный Закон РФ определяет совокупность критериев патен­тоспособности объектов промышленной собственности. Под ними понимаются условия, которым должен удовлетворять данный объект для получения его создателем охранного патента. Полезным моделям правовая охрана предоставляется, если они являются новыми и промышленно применимыми в отраслях народ­ного хозяйства. Промышленному образцу, под которым понимается художествен­но-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, предоставляется правовая охрана, если он является новым, ори­гинальным и промышленно применимым в отраслях народного хозяйства. В Патентном Законе РФ также дается перечень объектов интеллекту­альной собственности, которые не признаются патентоспособными. Так, в качестве изобретений и полезных моделей не охраняются: – научные теории и математические методы; – методы организации и управления хозяйством; – условные обозначения, расписания, правила; – методы выполнения умственных операций; – алгоритмы и программы для вычислительных машин; – проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; – решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленных на удовлетворение эстетических потребностей; – технологии интегральных микросхем; – решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали; – решения, обусловленные исключительно тактической функцией изделия; – объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), про­мышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; – печатная продукция как таковая; – объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ. Патентование удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями. Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве). Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции. Для современного российского менеджера, создающего условия для осуществления «прорывной» инновационной деятельности на предприятии, важно обладать знанием об уровне изобретений. Ведь опережение зарубежных высокотехнологичных компаний (а это, есть один из важнейших и достойных великой страны путей вхождения России в международное разделение труда!) возможно лишь на базе систем принципиальных технико-технологических достижений. Другими словами, в основе этих достижений должны лежать изобретения высокого уровня (пионерские изобретения), созданные на базе открытых физических, химических или иных эффектов. Безусловно, в процессах создания новой техники и технологий важны изобретения разных уровней, в т.ч. средние и мелкие. Это вполне естественно для системного диалектичного мира. Ведь в природе нет большого без малого. Нам не найти организма, состоящего только из скелета и хрящей (такая система неработоспособна). Образно говоря, «мясо» также крайне необходимо для гармоничного построения организма. Точно так же невозможно создать новые объекты техники только на базе принципиальных (пионерских) изобретений. Следует отметить, что мелкие изобретения эквивалентны по своей роли строительным материалам, формирующим ограждающие конструкции зданий. Они «скрадывают» (скрывают) несущий каркас. Что касается новизны, то она у мелких изобретений зачастую неочевидна и устанавливается лишь в ходе экспертизы по существу в патентных ведомствах. Однако большим достоинством мелких изобретений является их более легкая внедряемость, кроме того они часто обеспечивают высокую экономическую отдачу. Вместе с тем проф. А.В. Птушенко совершенно справедливо считает, что в стране должны быть созданы законодательно условия поощрения изо­бретателей, способных к подлинному творчеству. Ведь разница между уси­лиями изобретателей разного ранга весьма значительна. Если бы подлин­но изобретательские решения можно было бы получить перебором, то со­отношения оказались бы такими: на первом уровне перебор нескольких вариантов, на втором — десятка, на третьем — сотен, на четвертом — ты­сяч, на пятом — миллионов. В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны. Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции – товарный знак. В Законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" дается следующее определение: "Товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак ТЗ) – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц". Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п. Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар. Отметим, что однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком. Товарный знак выполняет следующие задачи:
  • ориентировки покупателя при выборе товара;
  • указывает на наличие у товара соответствующего качества;
  • выделяет товар из однородных товаров других производителей;
  • показывает источник происхождения товара (информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков Патентного ведомства);
  • рекламирует товар, обеспечивая производителю известность (а это стимулирует и сохраняет спрос на товары);
  • позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.
Товарный знак, будучи важной составной частью интеллектуальной собственности, входит в состав нематериальных активов и является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности. Результатом инновационной деятельности являются также ноу-хау (с англ. know how – «знаю, как»). Это полностью или частично конфиденциальные знания, опыт и навыки (секреты производства), включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему. Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов. Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями. Следствием инновационной деятельности являются также новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы. Последние, отражая единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности. Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются с помощью лицензией. Последние различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам.
Признак Виды лицензий
Объем прав, передаваемых лицензиату Неисключительные, исключительные, полные, сублицензии
Наличие правовой охраны Патентные, беспатентные
Степень производственного освоения объекта На достижения, освоенные в производстве, исследовательские
Категория объектов лицензирования На научно-технические знания, на промышленные образцы, на торговые знаки, услуги различного рода

 

Лицензия представляет собой разрешение отдельным лицам (или организациям) использовать изобретение, защищенное патентом, тех­нические знания, технологические и конструкторские секреты про­изводства, товарный знак и т.д. Предоставление лицензии состав­ляет коммерческую операцию и является объектом договора о про­даже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использова­ние в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, то­варные знаки и т.д.

Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересован­ными сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответ­ствии с которым собственник изобретения, технологических зна­ний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В со­глашении определяются производственная сфера и территориаль­ные границы использования предмета лицензии.

Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.

Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

См. также - обход патента.

 

Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности. Трансферт технологий

 

Предъявление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке происходит путем передачи (трансферта) научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий. Передача технологий может происходить как внутри страны, так и на международном уровне. Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с "ноу-хау" и патентами на изобретения. Возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего "ноу-хау". В международной торговле распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау". Могут быть беспатентные изобретения и "ноу-хау". В этом случае лицензионное соглашение, как правило, предусматривает оказание лицензиаром (лицом, продающим лицензию) комплекса сопутствующих инжиниринговых (инженерно-консультационных) услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства, ноу-хау, пуско-наладоч­ные работы, подготовку кадров и т.д. Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это также объясняется и тем, что они являются менее рискованными по сравнению с прямым инвестированием. Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке различны. Промышленные фирмы для осуществления операций по продаже лицензий создают патентно-лицензионные (патентные) отделы, отделения заграничного лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию. В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме НИОКР и патентующих свои изобретения, создаются специальные лицензионные отделы (секторы). Они выполняют функции: 1) изучения торговли патентами и лицензиями; 2) сбора и представления информации техническим службам, производственным отделениям и отделам, экономическим службам; 3) выявления фирм, проявляющих интерес к покупке лицензий; 4) обеспечивают патентную охрану результатов научных исследований и технических достижений своей фирмы; 5) осуществляют непосредственные операции по купле-продаже патентов и лицензий. Центральное место при заграничном патентовании изобретений занимает вопрос о предоставлении так называемого конвенционно­го приоритета. Это означает принятие во внимание даты первона­чальной заявки на патентование в одной из стран-участниц Парижской конвен­ции, которая определяется в пределах не более одного года со дня подачи этой первоначальной заявки. Отсюда новизна изобретения определяется по дню первоначальной заявки, а не по дню заявки в данной стране. Этот льготный год (12 месяцев) дает возможность оп­ределить коммерческие возможности использования изобретения (например, продажи лицензии), более тщательно провести подго­товку материалов, необходимых для оформления заявки за грани­цей, осуществить рекламу изобретения и т.д. Конвенция также предус­матривает предоставление временной (в течение одного года) охра­ны изобретениям, при экспозиции объектов, созданных на их основе, на международных выставках и ярмарках (так называемый выставочный приоритет). Работники лицензионного отдела могут выезжать на предприятия лицензиата и изучают его возможности по организации выпуска лицензируемой продукции; определяют на месте потребности лицензиата в сырье, материалах, оборудовании, квалифицированной рабочей силе; проверяют состояние предприятий, методы работы, качество выпускаемой продукции. Лицензионные отделы (сектора) могут быть встроенными и самостоятельными. Встроенные отделы входят обычно в юридическую службу, техническую службу или в общеэкономическую службу (отдел). Самостоятельный лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего руководства фирмы (президента, генерального директора, помощника президента). Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными. Отделения заграничного лицензирования (патентования) создаются, как правило, в крупных фирмах или компаниях. В отличие от отделов отделения имеют хозяйственную самостоятельность. Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы (президент, вице-президент, правление директоров), а также руководство дочерних фирм и отделений по экспортным операциям. Основной функцией дочерних компаний по заграничному лицензированию является осуществление операций по продаже лицензий. Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения. Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты (брокеры). Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы. Отношения между продавцом (лицензиаром) и покупателем лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом – с другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения. Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов, комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по реализации продукции и др. Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм). Типичными являются соглашения, представляющие лицензиату право на запатентованное изобретение или технологический процесс вместе с техническими значениями, опытом, "ноу-хау", а также с правом использования товарного знака. В качестве возмещения на использование предмета соглашения лицензиат уплачивает некоторое вознаграждение. Различают: а) лицензионные вознаграждения, размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии (это могут быть периодические процентные отношения, участие в прибылях); б) лицензионные вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж наличными; паушальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации). Периодические процентные отношения или текущие отношения ("роялти") устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате). Принципы расчета процентных отношений следующие: 1) от стоимости производимой по лицензии продукции; 2) от суммы продаж лицензируемой продукции; 3) с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости; 4) на специально обусловленной базе (например, с установленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т. п.). Ставки текущих отчислений дифференцируются в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж. В лицензионное соглашение может быть включена оговорка о минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом. Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется в пределах 2–10 % (обычно встречаются ставки в 3–5%). Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом. Этот платеж устанавливается в случаях: передачи лицензии вместе с поставками оборудования (сделка носит единовременный характер и это требует единовременного определения ее стоимости); продажи лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае его разглашения); когда в стране лицензиата имеются затруднения в отношении перевода прибылей и др. Паушальный платеж может производиться в разовом порядке и в рассрочку (к примеру, 50% – после подписания соглашения; 40% – после поставки оборудования и передачи документации; 10% – после пуска оборудования). Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий. В настоящее время наметилась тенденция к сокращению срока действия лицензионных соглашений. Это связано с быстрым моральным старением машин и оборудования и государственным регулированием лицензионных сделок во многих промышленно развитых странах, не допускающих длительных сроков их действия. Наиболее распространены соглашения со сроком действия 5-10 лет. Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи "ноу-хау", являются специфическим товаром мирового рынка. Такой товар, как технологии, нужно рассматривать с учетом потребительной стоимости, труда по их созданию и процесса потребления технологических знаний. Технологические знания – нематериальный продукт, их полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.), а заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации. Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования. Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии, как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.