Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели экономической эффективности инноваций 2 страница




Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний. На использование технологии, как известно, влияют: 1) темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной; 2) скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата. Все это влияет на формирование цен на лицензии, "ноу-хау". Особенности формирования цен на лицензии ("ноу-хау") состоят в следующем: 1) цена не определяется затратами труда на создание технологии; 2) предельным значением цены лицензии и "ноу-хау" является сумма дополнительной прибыли, полученной лицензиатом за период потребления технологии; 3) действительная цена лицензии ("ноу-хау") составляет часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами; 4) цена лицензии ("ноу-хау") является монопольной ценой; 5) цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода действия соглашения, то есть из роялти. Информация о фактической прибыли лицензиата в связи с использованием данной лицензии или "ноу-хау" составляет коммерческую тайну. Наиболее распространен расчет роялти в процентах от стоимости продажлицензионной продукции: Rs = R/ S, (5) где Rs – роялти в % от стоимости чистых продаж; R – годовая сумма роялти; S – стоимость чистых продаж. На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют факторы производственного и коммерческого риска и конкуренции со стороны альтернативных технологий. Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или "ноу-хау". Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии. Коммерческий риск при приобретении лицензии и "ноу-хау" возникает в силу того, что лицензиат не сможет реализовать произведенную продукцию и, следовательно, не получит расчетной суммы дополнительной прибыли. Базой международной торговли лицензиями и "ноу-хау" является патентная деятельность стран-экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов сегодня занимает Япония, на втором месте США. У России, прошедшей через горнило конца 80-х – начала 90-х годов, положение с патентованием пока весьма неважное2, хотя постепенно улучшается. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий. Одним из важных показателей качества научно-технических разработок является их экспортная конкурентоспособность, которая определяется следующим образом: Эк = Nпз/ Nзв, (6) где Эк – экспортная конкурентоспособность; Nпз – число заявок на патенты, поданных за рубежом; Nзв – число заявок на патенты, поданные внутри страны. Число и распределение патентных заявок, проданных в зарубежных странах, свидетельствует о перспективных рынках для экспортеров технологий. Наличие значительной разницы между числом зарубежных заявок национальных фирм и заявок, поданных внутри страны свидетельствует об отставании уровня научно-технических решений в данной стране. А это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений. Показателем конкурентоспособности научно-технических разработок является степень охвата НИОКР отраслей промышленности. Таким образом, эффективность инновационной деятельности определяется конкурентоспособностью технических разработок.

 

 

Персонал и структура инновационных организаций

http://innovation-management.ru/personal-structure

Гений – это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта Поль Анри Гольбах Только в коллективе ничтожество обретает силу. Владимир Голобородько   Особенности управления персоналом инновационных организаций Специалисты отмечают, что управление персоналом в инновационной организации имеет ряд особенностей. К ним относится: 1) новизна и сложность работ участ­ников инновационного процесса; 2) широкий диапазон характеристик личности творческих работников; 3) высокий риск инвестирования и неопределенности конечных результатов деятельности; 4) слабое информационное обеспечение инновационного процесса; 5) высокая доля банкротств венчурного бизнеса; 6) неопределенность параметров организации труда; 7) большая текучесть кадров среди научных работников и специалистов; 8) возможность получения большого дохода в случае успеха; 9) возможность реализации высших потребностей – вплоть до самоактуализации. При рассмотрении проблем и факторов интенсифика­ции научной деятельности специалисты, выделяют три группы работников, исходя из деления их по типам мотивации. К работникам первой группы социолог В.А. Ядов относит подлинных энтузиастов, ученых класси­ческого типа, для которых процесс познания представляет са­моценность и способ самореализации («романтики» науки). Другая (наиболее распространенная) группа включает про­фессиональных и компетентных работников, трезво смотрящих на жизнь и организацию науки, ее роли в обществе. Они реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с зас­луженными материальными благами, которые должны стимулиро­вать эффективную работу ученых. Эта преимущественно инстру­ментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к средству достижения других жизненных целей, а не как к само­ценной деятельности. Третья группа научного сообщества образуется из честолю­бивых, инициативных и достаточно прагматичных ученых, обеспокоенных достижением высокого положения в официальной структуре. Хотя это не предосудительно, но известно множество примеров извращенной мотивации этого типа со стремле­нием к монопольному положению в науке, причем использованию совершенно «вненаучных» методов достижения личных целей. Резкое изменение экономической ситуации в России повлияло на систему ценностей. Возникновение новых возможностей привело к увеличению роли денег, а это повлияло на совокупность мотивационных установок ученых. На пер­вый план у многих из них вышли материальные потребности, при этом профессиональные интересы переместились на второй план. Роль денег возросла еще и потому, что значительному числу научных работников России сегодня не удается реализовать даже их физиологические потребности, сфера на­уки испытывает те же деформации, что и общество в целом. В российской науке в настоящее время отсутствует средний класс: есть группа благополучных ученых (по экспертным оценкам, не более 10% от общего числа занятых в этой сфере) – научно-административная элита с развитыми внутрен­ними и международными контактами, и огромный слой ученых (не очень «рыночных» специ­альностей), работаю­щих на грани нищеты. Зарубежные специалисты отмечают: материальные потребности играют у ученых важную роль среди других потребностей. Поэтому во многих наукоемких фирмах разрабатываются различные сис­темы должностей и званий для научно-технического персонала. В фирмах Европы начинает активно использоваться амери­канский опыт разграничения научных и научно-административ­ных функций работников в сфере НИОКР. В связи с этим исполь­зуются специфические схемы карьеры персонала с соот­ветствующими системами окладов. Ряд отечественных ученых считает4, что в инно­вационном менеджменте следует заниматься персональным менеджментом (вместо «управления персоналом»). Персонал инновационных организаций можно классифициро­вать по следующим четырем группам: 1) научные работники (включая ученых научно-исследовательс­ких секторов вузов, ведущих научные исследования), а также науч­но-руководящий персонал; 2) научно-технический и научно-вспомогательный персонал; 3) производственный персонал; 4) административно-хозяйственный персонал. Б. Твисс отмечает, что «любые попытки привести в соответствие творческие способности работников и характер задач, которые им надлежит решать, будут мало полезными, если нет средств для оценки отдельных специ­алистов. Однако, несмотря на трудности, научные исследова­ния все-таки могут оказать некоторую помощь в определении от­дельных характеристик, которых можно ожидать у творческих людей». Персонал инновационных организаций
Группа Характеристика
Научные работники Особая социально-профессиональная общность, в нее включается целая группа родов занятий, профессий, специальностей, классифицируемых по предмету ис­следования, роду деятельности в соответствии с разделением труда в науке. В номенклатуре должностей этих специалистов: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший науч­ный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник. Номенклатура специальностей научных работ­ников, утверждена приказом Миннауки РФ от 28.02.1995 г.№ 24, содержит 23 отрасли науки (физико-математические, хими­ческие, биологические, технические, экономические и др.). Отрасли науки подразделяются на группы специальностей (математика, фи­зика, механика, машиностроение и машиноведение и т.д.), которые в свою очередь включают 660 научных специальностей
Научно-технический персонал Конструкторы, тех­нологи, механики, исследователи-экспериментаторы и другие ра­ботники, занимающиеся воплощением результатов НИР в опытно-конструкторскую и технологическую документацию
Научно-вспомогательный персонал Работники, вы­полняющие вспомогательные функции, связанные с проведением. НИОКР: работники планово-экономических, финансовых подразде­лений, патентных служб, подразделений научно-технической инфор­мации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющих монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытно-экспериментальных производств; лабо­ранты, не имеющие высшего и среднего специального образования
Производственный персонал Рабочие, уча­ствующие в технологических процессах по изготовлению материаль­ных ценностей или в работах по оказанию производственных услуг, лаборанты всех профессий
Административно-хозяйственный персонал Служащие: делопроизводители, секретари-референты, хозяйственники, экспе­диторы и т.п.

 

В ряде исследований поддерживается мнение о том, что творческие люди обладают знаниями, хотя в части рабо­т отмечается слабая корреляция между творческим началом и уровнем знаний. Согласно Д. Маккинону, «…чем более творческим является чело­век, тем в большей мере обнаруживает он открытость своим собственным чувствам и эмоциям, восприимчивый интеллект и чуткое самосознание, а также широкий круг интересов… Результаты свидетельствуют, что творческие индивидуальности относительно мало интересуются деталями или фактами, связанными с их благосостоянием, и гораздо больше – своей значимостью и причастностью к тем или иным процессам, обладают гибкой познавательной способностью, искусные орато­ры заинтересованы в общении с другими и внимательно относятся к такому общению, интеллектуальны, любознательны и относитель­но равнодушны как к управлению собственными импульсами, так и к влиянию со стороны».

Обобщая результаты нескольких исследо­ваний, А. Герстенфельд представил перечень главных показателей, характеризую­щих творческие способности:

1) порог знаний;

2) предшествующая творческая деятельность;

3) приверженность убеждениям;

4) настойчи­вость.

В одном из исследований личностных факторов оценки ведущих специалистов-исследователей сравнивались с оценками преподавателей высшей школы и администраторами научных учреждений. Как показали результаты, у исследователей интеллек­туальная и эмоциональная сферы разделены; они самодостаточны, эмоционально нестабильны, беззаботны и одновременно более радикальны по сравнению с учителями и администраторами. Исследователи оказались подвержены влиянию, поэтому уровень волевого контроля у них ниже.

В свете этого следует вывод о том, что руководитель, заинтересованный в высоком уровне творческого потенциала в своей организации, обязательно должен выявить творческие достижения персонала. Он также заинтересован в кри­терии, который поможет ему в подборе кадров. Оценивая наличный персонал, руководитель соединяет ряд количествен­ных показателей, которыми он фактически располагает (например, такие как публикации и патенты), с субъективным мнением. Комбинируя эти оценки с мнениями других можно получить весьма достоверную оценку до­стигнутой творческой активности персонала.

Вместе с тем творческая обстановка в организации есть результат взаимо­действия многих факторов. Подбор работников, обладающих творческим потенциалом, объединение их в подразделении НИОКР и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои спо­собности, – всего этого еще недостаточно. Этот потенциал еще должен быть реализован. Это случится тогда, когда у персонала достаточно мотивов, чтобы выдвигать творческие идеи, а также уверен­ности, что климат организации гарантирует восприятие этих идей. При отсутствии такой уверенности работники со временем либо перестанут предлагать творческие идеи, либо перейдут в другую организацию, где, по их мнению, их идеи найдут лучшие возмож­ности для реализации.

Согласно А.К. Казанцеву, специфика инновационных про­цессов как объектов управления инновациями, предопределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджера носит творческий характер, требует разно­сторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитичес­кой деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управ­ленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных техноло­гий в управлении инновациями и умение пользоваться ими.

Можно выделить три категории требований к профессиональ­ной компетенции менеджера инновационной организации: 1) знания в области теории и навыки в сфере практики управления; 2) коммуникабельность и умение работать с людьми; 3) компетентность в области специализации инновационной орга­низации.

 

Организационные структуры в инновационных организациях

 

Для реализации инновационной деятельности в мире используются самые различные формы организации. Некоторые из этих структур концептуально схожи. Так, например, Б. Твисс считает, что четкой границы между управлением проектом, матричной организацией, управлением венчуром не существует, хотя эти термины озна­чают увеличение степени автономии руководителя проекта и одновременное уменьшение акцента на научной дисциплине при дви­жении к управлению венчуром. Существуют также промежуточ­ные формы с различными наименованиями руководителя проекта (например, «бизнес-менеджер»). Последний, будучи заня­тым в рамках матричной организации, обладает также рядом характеристик «венчурного руководителя», но без той же степени независимости. При этом наименование «руководитель проекта» также ведет к путанице, так как есть общий термин, используемый в организациях для описания формы организационной струк­туры. Одной из форм инновационных организаций является дисциплинарная организация или организация по научным дисциплинам. Многие лаборатории следуют университетской практике органи­зации работы в соответствии с научными (или техническими) дис­циплинами. В них существуют отделения фи­зики, химии или металлургии, часто подразделяемые на более мелкие подразделения.   Выпускник вуза, попадающий в отраслевую лабораторию, не испытывает трудностей в понимании такого типа организации, т.к. она обладает чертами, способствующими развитию индиви­дуальной карьеры специалиста в рамках его дисциплины. Такая организация имеет для него следующие преиму­щества: знакомство с данным способом организации облегчает его «вхождение» в данное предприятие; знакомство с коллегами в группе специалистов, от которых он может получить профессиональную помощь; занятость в области, к которой готовился в ходе обучения; уверенность в том, что его профессиональная подготовка будет оценена руководителями, которые имеют схожее образование и достаточно компетентны, чтобы убедиться в эффективности его работы. Структура дисциплин хорошо приспособлена к приобретению новых знаний в специальных областях. Эта структура логична для университетов, но коммерческие предприятия (помимо приобретения знаний) стре­мятся, прежде всего, к превращению технологии в форму, имеющую коммерческую ценность. Концентра­ция усилий на дисциплинах понижает значение проектов как носителей нововведений. Она также затруд­няет установление различий между полезным и интересным. Занятие интересным может, конечно, случайно привести к выдающемуся изобретению или неожиданному резуль­тату, но есть мало осно­ваний для строительства коммерческой лаборатории на базе такой неопределенной возможности. Ведь в отраслевой лаборатории быстрое практическое решение обычно предпочтительнее отло­женного лучшего решения. Серьезным недостатком дисциплинарного подхода является то, что он подразумевает максимальную вероят­ность появления нововведения в результате расширения границ отдельной дисциплины. Однако чаще нововведения обус­ловливаются сочетанием достижений в нескольких (часто не имеющих друг к другу отношения) областях и техниче­ских сферах. Обмен идеями, когда происходит подобная ассоциация, менее вероя­тен в организациях, поощряющих специализацию. Творчество также сдерживается, если персонал сгруппирован таким образом, что не стимулирует новаторство. Таким образом, организация по дисциплинам не очень хорошо при­способлена для целей научно-технических нововведений, хотя она в высокой степени пригодна для приобретения новых знаний и удовлетворения профессиональных потребностей и развития научно-технического персонала. Тем не менее, такая структура часто наблюдается на практике. До 50% американских и европейских лабораторий организованы по дисциплинам. В центральных исследовательских лабораториях, где исследования занимают существенную долю всех работ, преимущества дисциплинарного подхода могут пере­весить его недостатки.

 

Управление проектом

 

Работы, предназначенные в конечном счете для получения нового продукта или процесса, состоят из индивидуальных проектов, каждый из которых имеет определенную цель. При этом необходимо координировать вклад в общий результат со стороны целого ряда дисциплин. Проблемы обеспечения ежедневной коор­динации посредством системы комитетов столь сложны, что обыч­но руководитель проекта, чьей обя­занностью и является успешное завершение всего проекта. Чаще всего это представитель той дисциплины, которая вносит главный вклад в проект, хотя это требование не является обязательным. В простейших формах управления проектом он действует толь­ко как координатор, хотя персонал, работающий по его дисциплине в рамках проекта, может отчитываться перед ним непосредствен­но. Персонал других дисциплин остается подотчетным и в профес­сиональном, и в управленческом плане перед своими непосредст­венными руководителями (руководителями по дисциплинам). Руководитель проекта работает в системе комитетов, но свободен в принятии обычных решений по проекту. Решения, влияющие на проект и распределение приоритетов между проектами, т.е. решения на уровне политики, обычно остаются за комитетом, возглавляемым руководителем исследований и включающим лиц, возглавляющих отдельные дисциплины, а также руководителей проектов. Менее важные решения принимаются обычно комитетом по проекту, возглавляемым руководителем проекта, с представителями включенных дис­циплин. Предполагается, что руководитель проекта полностью отож­дествляется с проектом, но он ограничен в возможности прямого руководства персоналом, с помощью которого он должен полу­чить необходимые результаты. Усилия этого персонала и приобретение необходимых ресурсов в огромной мере зависят от умения руководителя проекта. В условиях незначительных возможностей прямого руководящего воздействия большую часть времени он посвящает обсуждениям с персоналом других дисциплин и при­сутствию на заседаниях комитета. Если дела идут плохо, он может обвинить обстоятельства, находящиеся вне его контроля. Несмотря на некоторую двусмысленность позиции руководи­теля проекта, эта форма организации на практике часто работает хорошо.

 

Предметно-производственная специализация

 

Сфера деятельности компании может быть разделена на ряд отраслей производства, каждая из которых связана с продажей изделий одной группы или обслуживанием одних и тех же потре­бителей. Большая компания часто внедряет форму организации с множеством подразделений, каждое из которых автономно. При этом НИОКР могут быть организованы так, чтобы соответ­ствовать структуре подразделений либо в рамках центральной лаборатории, либо посредством распределения научно-техниче­ской программы. Ориентация на дисциплины смягчает акцент, который необ­ходимо делать в организации по продукту, хотя отдельные ла­боратории могут также быть организованы по дисциплинам; в этом случае может иметь место некоторое дублирование усилий. Полномочия руководителя исследований могут при этом быть делегированы в большей степени, чем в большинстве других орга­низационных форм, в частности в ситуации, когда он не распо­лагает непосредственно властью над лабораториями подразделе­ний, отчитывающихся перед управляющими этих подразделений.

 

Матричная организация

 

Матричная организация представляет собой развитие системы управления проектами в направлении, позволяющем избежать недостатков простейшей организации по проектам за счет четкого разделения управленческой и профессиональной ответственности за проект. Перед руководителем НИОКР отчитываются руководители дисциплин, отвечающие за поддержание профессионального уров­ня в рамках своих дисциплин и карьеру своих под­чиненных, а также руководители проектов, отвечающие за про­гресс каждого проекта. Отдельные исследователи и разработчики отвечают перед руководителем проекта за продвижение по проекту и перед руководителем дисциплины за профессиональный уровень своей работы. Этот тип организации вступает в противоречие с двумя правилами традиционного обучения управлению: никто не должен отчитываться перед более чем одним руководителем; власть и ответственность должны быть равными. В сравнении с простым управлением проектами матричная организация делает акцент на управленческую ответственность руководителя проекта. Он считается ответственным, хотя располагает властью только в части определения задач для персонала, занятого в проекте. Если появляются трудности с руководителями подразделений, он должен способствовать их разрешению. Хотя он имеет прямой доступ к руководителю НИОКР, он должен прибегать как можно реже к такому способу решения межличностных проблем, если не хочет принести в жертву доброжелательное участие руководителей подразделений. Только он может обеспечить их непрерывное добровольное вовлечение в проект. Соотношения, устанавливаемые матричной организацией управленческих и профессиональных потребностей, представляют собой компромисс, гарантирующий следование целям проекта и одновременно соблюдение профессиональных интересов большей части персонала, а также сохранение и расширение научно-технического капитала компании в долгосрочном аспекте. Это очень чувствительный баланс, и успех зависит от опыта и возможностей развития управленческой квалификации. Принципы матричной организации могут быть распространены и на другие функции, так же как на дисциплины, представленные в НИОКР. В рамках матричной организации может быть реализовано вовлечение в полный инновационный процесс, необходимого для этих целей персонала инженерных подразделений, производства, отделов маркетинга и финансов. По мере продвижения проекта представительство подразделений в проектной «команде» может различаться. В этих условиях равномерный переход от подразделения к подразделе­нию может быть осуществлен сменой лидера проекта: сначала лидерство передается руководителю производства, затем – ру­ководителю маркетинга. Однако в идеале хорошо было бы найти одного лидера с экономической ориентацией, который вел бы проект от старта до финиша без перерывов, неизбежных при смене руководителя (см. ниже управление венчуром). Внимание руководителя проекта должно фокусироваться на управлении проектом в большей степени, чем на лич­ном решении научно-технических проблем. Он объединяет и интерпретирует информацию от исследователей и разработчиков в различных дисциплинах и других функциональных руководи­телей. Он – лицо, принимающее решения, применяющее свой опыт и знания в масштабах всего проекта. Он – человек, доби­вающийся объединения усилий персонала в реализации решений. Назначение на роль руководителя проекта в рам­ках матричной организации знаменует определенный шаг в карьере из научно-технической сферы в управленческую, шаг, как считает Б. Твисс, вероятно, необратимый. Отождествление руководителя проекта с возглавляемым им проектом затрудняет объективную оценку проекта. Он становится «защитником проекта»; любую критику проекта он воспринимает персонально (как направленную против него самого). Но личная ответственность – столь благоприятный фактор в усло­виях, когда проект выполняется удовлетворительно, – может ока­зать обратное воздействие при появлении новой информации, предполагающей прекращение проекта. Руководитель проекта обычно сопротивляется прекращению работ со всей решимостью не только потому, что верит в проект, но также из-за необходимости обеспечения собственной безопасности. Если только статус и перспективы управлен­ческой карьеры не будут для него абсолютно ясными, руково­дитель проекта будет иметь все основания чувствовать себя неуве­ренно. В таком случае он, вероятно, будет разрываться между своей ролью в проекте и желанием сохранить точку опоры в своей собственной дисциплине, к которой он смог бы вернуться, если его руководство проектом окажется неудачным. Это будет более зна­чимым в случае, когда он является одним из руководителей проек­тов, работающих над относительно небольшими краткосрочными проектами. Завершение крупного длительного проекта может отмечать конец одной фазы карьеры руководителя; его следую­щее назначение должно быть не только спланировано, но и согла­совано с ним. Эти рассуждения могут быть применимы ко всем руководителям проектов независимо от того, вовлечены они в мат­ричную организацию или нет. Руководители дисциплин часто представляют наибольшую проблему в матричной организационной структуре. В сравнении с предыдущими типами организации руководители дисциплин могут считать изменение своей позиции как потерю власти и ста­туса. Обоснование матричной организации заключается в той сте­пени важности, которая придается компанией одновременно управленческим и профессиональным критериям. Руководители дисциплин освобождаются от многих своих руководящих обя­занностей и получают возможность уделять большую часть своего времени разработкам, сориентированным на будущий вклад в развитие компании в той области, в которой они работают. Это в некоторой степени дает возможность удовлетворить потреб­ности карьеры старших научных сотрудников и разработчиков, кто не испытывает желания или не имеет способностей к продви­жению в руководители. Однако опасения руководителей дисцип­лин можно ослабить, придав им статус, равный статусу руково­дителя проекта, не только в пределах организационной структуры, но и в поведении высших руководителей по отношению к ним. Часто это упускается из виду вследствие того значения, которое придается достижениям в краткосрочном аспекте, следовательно, руководителям проектов. Отдельные научно-технические специалисты в рамках тесно связанной «команды» работают, преследуя конкретные и осязае­мые цели. Будучи специалистом в своей дисциплине, такой работ­ник приобретает более высокий статус в междисциплинарной «команде», чем работая среди специалистов в своей соб­ственной области. Вместе с тем он сохраняет связи со своей дис­циплиной и, в частности, с руководителем дисциплины, к которому он может обратиться по профессиональным вопросам. Вследствие того, что большинство научно-технических специалистов любят работать над конкретными задачами, матричная организация хорошо воспринимается персоналом НИОКР.

 

Организация передачи проекта из сферы НИОКР в производство

 

Как было видно, матричная организация допускает постепенный переход проекта из сферы НИОКР в производство без длитель­ного перерыва, который мог бы быть вызван формальной пере­дачей материалов от подразделения к подразделению. Это дости­гается изменениями в составе и, возможно, в лидерстве проектной группы. В других организационных структурах, описанных выше, не обеспечивается преодоление разрыва между НИОКР и произ­водством, разрыва, который выступает главной причиной нару­шения хода выполнения программы. Часто первые серийные образ­цы оказываются неудачными, чего не случалось с прототипами, а серийное производство сталкивается с проблемами, незнакомыми опытному производству. Быстрое решение этих проблем затруд­нено из-за слабых коммуникаций между двумя подразделениями и их взаимных претензий. Это проблема коммуни­каций, связанная с организационной структурой, в рамках кото­рой производственный персонал не получает доступа к многим видам научно-технической информации, никогда не доверяемой бумаге. Точно так же в подразделениях НИОКР часто не подозре­вают о проблемах снижения отдачи их проектов в виде продуктов, годных для производства и реализации.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.