Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели качества




Качество и работоспособность технических систем.

 

Качество технической системы охватывает различные конструктивные и технические свойства, определяющие трудоемкость производства технической системы и эффективность ее эксплуатации. Как правило, определение качества автомобилей проводится не только по значениям конструктивных и технических параметров, но и в результате их сравнения с параметрами другой технической системы. Под качеством автомобиля понимается сочетание отличительных свойств и конструктивных особенностей, которые характеризует его достоинства и степень потребительского совершенства применительно к определенным условиям его использования.

К основным показателем качества относят:

Надежность – это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя значения установленных показателей в заданных пределах в течение определенного промежутка времени или наработки. Под наработкой принято понимать процесс его эксплуатации измеряемой в километрах.

Безопасность движения, которая обеспечивается рядом конструктивных решений, в частности: тормозной системой, рулевым управлением, безосколочным разбитием лобового стекла и другими характеристиками, сохраняющими жизнь человека.

Гигиеничность: к ней следует отнести комфортные показатели температуры, влажности, уровня шума в салоне, минимальные вибрация и статическое электричество.

Ремонто-пригодность, которая характеризуется стоимостью и трудоемкостью ремонтных работ, средним временем ремонта, доступностью и удобством выполнения работы.

Топливная экономичность и снижение токсичности отработавших газов. Этому компоненту качества уделяется большое внимание, так как автотранспорт является крупнейшим потребителем мировых энергетических ресурсов. Например, в загрязнении воздушного бассейна в Нью-Йорке доля автомобильных двигателей составляет до 85% по СО, до 50% по СН2 и до 35% NOx.

Понятие о техническом состоянии автомобиля.

Техническое состояние автомобиля, его узлов и агрегатов определяется совокупностью, изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных и технологических параметров. Составляется таблица конструктивных элементов автомобиля и его технических и конструктивных параметров (Таблица 1.2). В ряде случаев ее размещают в паспорте автомобиля.

Текущие значения конструктивных и технических параметров связывают с наработкой изделия. Под наработкой автомобиля понимают продолжительность работы, измеряемой в единице пробега, либо временем работы, либо числом циклов (пример: для вилки коробки передачи, под наработкой понимается число циклов переключения передачи; для механизма управления - число включений и выключений).

 

Таблица 1.2 Пример набора конструктивных элементов и их параметров, определяющих техническое состояние

Конструктивный элемент Число Конструктивный параметр Технологический параметр
1. Силовой агрегат 1-2 Подвижность Шумы, вибрации
2. Тормозная система .……… 1;2; .…….. Давление в трубопроводах ………. Зазоры, течи в соединениях……..

 

В процессе эксплуатации автомобиля происходит изменение его технического состояния в силу износа трущихся поверхностей, увеличения зазоров, изменения физико-химических свойств материалов, что приводит к снижению технико-экономических показателей. Соответственно, процессы протекающие при эксплуатации автомобиля, можно разделить на 2 типа:

- функциональные, для которых характерна жесткая связь между зависимыми переменными и аргументами (например, зависимость мощности двигателя от расхода топлива);

- случайные, характеризующиеся тем, что влияние многих факторов, как правило, нельзя оценить однозначно (например, влияние квалификации водителя на износ коробки передач).

Среди детерминированных факторов можно указать: наработку, временное воздействие, природно-климатическое воздействие, а среди случайных факторов - дорожные условия, квалификация водителя, физико-химические свойства ГСМ. У значительной части узлов, агрегатов процесс изменения технического состояния в зависимости от наработки носит плановый характер, приводящий к возникновению постепенных отказов. Другие износы протекают достаточно быстро.

Обычно различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку на отказ и наработку до определенного состояния. По мере увеличения наработки происходит изменение технического состояния автомобиля и уход конструктивных и технических параметров от номинальных значений. Поэтому выделяют предельное состояние уп какого-либо параметра, предельно допустимое упд. Часто составляют графики изменения наработки (Рис. 1.3).

 
 

Рис. 1.3 Зависимость типичного конструктивного параметра от времени наработки

Lп – предельная наработка изделия; Lпд – предельно-допустимая наработка изделия.

 

Известно, что номинальные, предельные и предельно-допустимые значения конструктивных и технических параметров устанавливаются государственными стандартами или нормативно-технической документацией, помещаемой в справочных изданиях или в сервисных книгах по обслуживанию автомобиля.

Причины и последствия изменения технического состояния

Основными причинами изменения конструктивных и технологических параметров, и следовательно технического состояния автомобиля, являются:

- нагрузки на элементы конструкции;

- взаимное перемещение элементов;

- воздействие тепловой энергии и химически активных компонентов;

- воздействие внешней среды (грязь, влага, изменение температуры, специфические климатические условия).

В результате происходят разного рода изнашивания, разрушения, коррозия.

Изнашивания происходят под воздействием трения и зависят от свойств материала, качества обработки поверхности, смазки, нагрузки, скоростей взаимного перемещения поверхностей и уровня теплового воздействия. Обычно в практике технической эксплуатации автомобиля выделяют абразивные, усталостные, коррозионно-окислительные изнашивания. Абразивные изнашивания происходят за счет попадания в смазываемую среду твердых частиц, находящихся между поверхностями, при этом в качестве данных частиц выступают сами продукты изнашивания, как отделившиеся частицы от трущихся деталей. Усталостные изнашивания состоят в том, что поверхностный слой материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким, при этом образуются микротрещины и ямки, такой процесс называется питинг и он характерен в большей степени для подшипников. Питинг приводит к увеличению зазоров в подшипниках ухудшению смазки трущихся поверхностей и последующему выходу подшипника из строя.

Пластические деформации связаны с превышением пределов текучести металлов. Данный вид разрушений является следствием нарушений правил эксплуатации.

Усталостные разрушения, как правило, возникают вследствие увеличения нагрузок, при этом возникает постоянное накапливание числа и увеличение размеров усталостных трещин.

Коррозия происходит вследствие агрессивного воздействия окружающей среды, приводит к окислению металла и, как следствие, к потере прочности конструкции. Коррозия, главным образом, поражает детали кузова легкового автомобиля и кабины грузового автомобиля. Потери от коррозии самые значительные по отношению к другим причинам, выводящим автомобиль из эксплуатации (Таблица 1.3).

 

Таблица 1.3. Причины отказа и их влияние на выход автотранспорта из эксплуатации

 

Причины отказа Автомобиль (%) Автобус (%)
Износ    
Пластические деформации    
Усталостные разрушения    
Температур. разрушения    
Коррозия    

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.