Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трезвенническое движение и антиалкогольная политика в России 4 страница




Четвертый съезд СБНТ проводился в декабре 1991 года в Екатеринбурге, как раз накануне развала СССР. В то время в Екатеринбурге было несколько трезвеннических организаций, но основной груз подготовки съезда лег на плечи совсем еще молодого человека И.В. Бачинина. Конечно, были у него и помощники в близлежащих городах: Первоуральске, Нижнем Тагиле, Новоуральске, Верхней Салде и других в этих городах было много активных соратников, которые, так или иначе, участвовали в подготовке съезда. Впервые в Екатеринбурге была опробована практика предварения съезда декадой трезвости, в которой участвовали соратники из ближних и дальних мест. Они читали лекции в трудовых коллективах и учебных заведениях, проводили курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости. С тех пор проведение такой декады трезвости перед съездом стало доброй традицией в СБНТ.

СССР распался, но не распался Союз борьбы за народную трезвость, хотя вновь стал неформальной организацией, он, как и в прежние годы, продолжил свою деятельность, провел все намеченные на этот год общие мероприятия.

Той же цели, обучения и совершенствования метода Шичко, служили и организованные по инициативе В.Г. Жданова ежегодные семинары-слеты на озере Тургояк в Челябинской области. Там в первую неделю июля, начиная с 1990 года, собираются до 2-3 тысяч трезвенников из различных уголков России, Беларуси, Украины, Казахстана. Идет обмен информацией, учеба по различным направлениям деятельности, просто неформальное общение друзей-соратников. На этом слете особенно наглядно видно, как взаимно переплелись в последние годы два трезвеннических движения: СБНТ и «Оптималист».

Следующий, VII съезд СБНТ проходил в Санкт-Петербурге одновременно с объединенным съездом трезвеннических движений страны. Приурочен он был к 90-летию академика Ф.Г. Углова и потому перенесен с привычного декабря на октябрь. Главными организаторами были Ю.А. Соколов от «Оптималиста» и С.И. Троицкая от СБНТ. Конечно, торжественные мероприятия, связанные с юбилеем лидера трезвеннического движения отняли какое-то время, но съезд был рабочим, плодотворным, а послесъездовский семинар одним из самых насыщенных. Во-первых, участие в работе академика Ф.Г.Углова повышало и статус, и значимость мероприятия. Во-вторых, на этом объединенном съезде присутствовали те, кто на рядовые съезды СБНТ не приезжал. Как обычно, съезд принял ряд решений и обращений, которые направил в высокие инстанции и в прессу. Наиболее принципиальным считаем поручение съезда группе соратников разработать проект Закона РФ «Об основах антиалкогольной политики РФ». Возглавил эту группу, а по существу в одиночку разработал проект закона, москвич В.С. Морозов. Эта работа положила начало одному из важных направлений в деятельности СБНТ. Хотя до этого был опыт В.В. Юмина, или даже, разработанный по инициативе Республиканской партии трезвости Хакасии и принятый закон «О запрещении рекламы и пропаганды алкоголя и табака в Республике Хакасия», после разработки проекта Федерального Закона В.С. Морозовым эта деятельность приняла более массовый характер. Во-первых, мы научились работать с депутатами Госдумы по продвижению Закона. Во-вторых, основываясь на этом и более позднем (1999 года) проекте Федерального Закона, в некоторых территориях удалось принять антиалкогольные региональные законы. В частности, успешной эта работа была в Республике Саха (Якутия), в Камчатской и Тюменской областях.

Съезды, слеты, семинары – это вершина айсберга трезвеннического движения. Конечно же, основная, черновая работа происходила и происходит на местах. И хотя в рамках одной монографии невозможно даже перечислить и коротко охарактеризовать все трезвеннические местные организации, не рассказать о них совсем – значит не показать реальной работы движения. Поэтому постараемся очень коротко, контурно рассказать о некоторых, не умаляя достижений и значения других. В какой-то мере все они в движении представляют совершенно разные, непохожие друг на друга организации. Бесспорно, что о каждой из этих организаций, как и об оставшихся за рамками этой монографии, можно написать не одну книгу. Но это право остается за самими непосредственными участниками тех или иных движений, клубов, объединений.

Начать, думаем, нужно с Новосибирской организации. Ведь именно новосибирцы первыми оформились в организационную структуру – ДОТ. Они выдвинули из своей среды немало ярких представителей трезвеннического движения. Именно новосибирцы стали инициаторами создания СБНТ, опекали его в первые годы становления.

Добровольное общество трезвости возникло стихийно в декабре1983 в Новосибирском Академгородке. Но "вирус" трезвости начал бродить с середины 1982, когда в Академгородок попали материалы лекции академика Ф.Г. Углова "Социальные и медицинские последствия потребления алкоголя". /Ф.Г. Углов, хирург Ленинградского института пульмонологии. С 1988 председатель "Союза борьбы за народную трезвость"/. Материалы произвели эффект разорвавшейся бомбы на жителей городка. Их стали размножать на ЭВМ и передавать из рук в руки. В итоге, они попали в райком комсомола. Секция молодых ученых через клуб межнаучных контактов решила пригласить самого Углова с лекциями. 5-6 декабря 1983 в большом зале Дома Ученых он прочитал две лекции - "Живет ли человек свой век" и "Алкоголь и мозг". Его выступление потрясло своей смелостью и правдой об алкоголизации народа.

Целую неделю после выступлений Углова по "кухням" и рабочим коридорам институтов обсуждали услышанное. Созревал вопрос о немедленном создании общества трезвости. В середине декабря 1983 в райкоме комсомола "стихийно" собралось десятка полтора самых неравнодушных к проблеме трезвости, и было решено создать при обществе "Знание" секцию по антиалкогольной проблеме. Обратились к председателю общества "Знание" Н.Г. Загоруйко /Н.Г. Загоруйко, профессор, д.ф.-м.н., зав. отд., Института математики/. Он согласился. Сразу же создали оргкомитет и работа закипела. Открытые расширенные заседания секции проходили каждую неделю в актовом зале Дома Советов. 200-местный зал был всегда переполненным.

Возглавил секцию Н.Г. Загоруйко, его заместителем избрали В.Г. Жданова - от сектора молодых ученых райкома комсомола. /В.Г. Жданов, к.ф.-м.н., с 1988 зам. председателя "Союза борьбы за народную трезвость", с 1992 председатель "Международной ассоциации психоаналитиков"/, ответственным секретарем Д.Д. Полякова /Д.Д. Поляков, инженер СКБ научного приборостроения, в 1986-1988 зам. председателя Новосибирского объединения «Память»/.

Секцию с самого начала стали называть "ДОТ" /Добровольное общество трезвости/, а ее участников дотовцами. Каждый дотовец нашел применение своим способностям: кто-то приступил к размножению лекций Углова, кто-то, не принимая на веру данные, сам засел в архивах библиотек, перелопачивая статистические сборники, кто-то уже проводил беседы с людьми. В институтах, где уже успели создать ячейки трезвости, приступили к обсуждению предложенного ДОТом вопроса о "сухом законе" в Академгородке и приступили к переписи трезвенников в трудовых коллективах.

На открытых заседаниях ДОТа все чаще стали появляться острые социальные выступления, такие как "пьяным народом легче управлять", поэтому районные власти через три месяца после создания секции лишили ее зала в Доме Советов. Тогда оргкомитет пошел иным путем. Собрания стали проводить в институтах, где были ячейки трезвости, разумеется, при поддержке руководства, партийных и общественных органов. Работа была равносильна подвижничеству, т.к. требовала мужества, стойкости, рассудительности, дипломатичности, Во многих институтах по настоянию трезвенников начали проверку потребления технического спирта, пересматривали и урезали нормы. Началась борьба с пьянством на рабочих местах. В институте автоматики и электрометрии на совете профилактики "разобрали" двух уважаемых в ученом мире докторов наук за то, что устроили пьянку в лаборатории.

В нескольких институтах провели анкетирование, в результате которого выявили всего три процента трезвых семей в Академгородке. Рассчитывать на легкий успех было нельзя. Поняли и другое: добиться успеха вообще немыслимо без развертывания борьбы за трезвость по всей стране, без антиалкогольного просвещения населения. Еще в январе1984 было принято решение по созданию лекторской группы. Аттестационной комиссией, где проходили серьезнейшую проверку все, желающие читать лекции по антиалкогольной проблеме, руководил секретарь РК КПСС по идеологии А.А. Гордиенко /А.А. Гордиенко, доктор философских наук/.

Было подготовлено 19 лекторов, которые к лету 1984 успели прочитать 150 лекций в Новосибирске и в др. городах Союза. Но еще больше было неаттестованных лекторов. Поэтому, сколько на самом деле было прочитано лекций невозможно подсчитать. Они читались на всех заводах. Часто выезжали целыми агитбригадами. Расходились по цехам. Были охвачены автобазы, железнодорожные станции, вузы, техникумы, училища, школы, детсады. Ездили в воинские части, где расходились по ротам. Читали сотрудникам УВД и КГБ. У себя в институтах и в университете проводили «круглые» столы, вечера вопросов и ответов, на которые приходило много народа.

Из-за отсутствия нормальных правдивых публикаций в официальной печати стали выпускать бюллетень ДОТа "За трезвость", а ячейки - свои стенгазеты, которые вывешивались в трудовых коллективах. Лучшие номера в качестве обмена опытом передавали из организации в организацию. Центральная печать, наконец, тоже заговорила. В газете "Известия" 17 мая 1984 года вышла статья А. Армеева в духе борьбы за трезвость "Быть... или пить? - вот в чем вопрос". Силовое поле антиалкогольного движения втягивало все новые и новые слои населения. Сразу выявилась поляризация общества. Особенно непонимание обнаружилось в медицинских, педагогических, правоохранительных органах и среди большинства работников средств массовой информации. Их проблемы трезвости не только не волновали, но даже возмущали.

И, тем не менее, волна борьбы за трезвость хлынула в другие города и веси. Об этом говорили и письма, приходившие в ДОТ со всех концов страны. Ими заведовал В.И. Шмырев /В.И. Шмырев, д.ф.-м.н., сотрудник Института математики, атаман казачества в Советском районе г. Новосибирска/. Писем приходило столько, что их пришлось распределять среда трезвенников для своевременного и грамотного ответа людям.

Весной 1984 года Ф.Г. Углов написал в ЦК партии о катастрофической алкогольной ситуации в стране, был на приеме у М.С. Соломенцева, в итоге разговора была создана антиалкогольная комиссия при ЦК партии для изучения положения в стране, которую возглавил Соломенцев. В середине апреля 1984 года председатель ДОТ Н.Г. Загоруйко передал в антиалкогольную комиссию ЦК проект устава и программу общества трезвости, а также критические рецензии на кинофильмы и книги, пропагандирующие пьянство. Итак, идея Всесоюзного общества трезвости вновь возникла в народе.

Осенью 1984 года велись бурные споры о том, быть учредительной конференции или не быть. Началась поляризация сил внутри ДОТа, он стал разделяться на "умеренных", "активных", "сверхактивных" и равнодушных к алкогольному геноциду. После серии переговоров с райкомом, горкомом, обкомом и бесчисленных корректировок устава ДОТ была названа ориентировочная дата конференции - 24 ноября, затем перенесли на декабрь, потом на январь 1985, потом... под предлогом "отсутствия" программы борьбы за трезвый образ жизни совсем отложили на неопределенный срок. Ребром встал вопрос о проведении митингов, демонстраций, шествий, пикетов. Надо было что-то делать, чтобы заставить местные власти обратить внимание на проблему трезвости. В ноябре 1984 был создан координационный совет ДОТа, в городе прошла первая манифестация сторонников трезвости. В результате этого произошел раскол в самом движении. "Сверхактивные" требовали немедленного учреждения официальной трезвеннической организации. "Умеренные" ратовали подождать решения «сверху». И поэтому конец декабря1984 года прошел в бурных заседаниях с переполненными залами. В общей сложности за 1984 год было проведено 24 больших заседания, на которых присутствовали представители всей страны - от Магадана до Прибалтики, и от Якутии до Горного Бадахшана Таджикской ССР, все 15 союзных республик и автономных образований. По существу это были конференции союзного значения с участием иностранных гостей из США, Германии, Франции, Израиля, Японии, Китая, не говоря о дружественных соцстранах.

С 1 января 1985 года одно крыло ДОТа пошло за "умеренным" Загоруйко, а другое во главе с отвественным секретарем Поляковым организовало в городе при ГПНТБ философско-методологический семинар по антиалкогольной проблеме. На этих семинарах мало-помалу стали рассматриваться вопросы не только антиалкогольного направления, но и культуры, истории отечества, национального самосознания, которые в то время были в забытьи. Эта секция дала ростки будущего Новосибирского объединения "Память".

"Умеренные" тоже не дремали: читались лекции, шла работа в ячейках трезвости. Наконец, 24 апреля 1985 года, вновь отредактированные, устав и программу передали в райком на утверждение. Первый этап работы был завершен. 17 мая вышло известное постановление партии и правительства о борьбе с пьянством. Через месяц на пленуме Советского райкома партии была утверждена комиссия, в задачу которой входила разработка новой районной программы по преодолению пьянства. Старую, дотовскую, отвергли. В комиссию от прежнего состава координационного совета ввели только Н.Г. Загоруйко. "Экстремистские", как тогда говорили, выступления трезвенников у райкомовских работников вызывали протест.

Руководство района еще не знало, что работа "по поднятию культуры" шла уже полным ходом. Д.Д. Поляков предложил руководству ДК «Академия» провести несколько вечеров, посвященных юбилею «Слова о полку Игореве». Все лето каждые две недели проводили семинары, своего рода «ликбезы» в краеведческом музее, приглашая видных специалистов истории, литературы, философии, языкознания, и 18 ноября - долгожданный вечер "Слова о полку Игореве". Все сделали сами трезвенники.

И, наконец, учредительная конференция 29 ноября 1985 года. Районное руководство дотянуло-таки до партйного постановления о создании общества трезвости. Но накануне конференции сделало все, чтобы вычистить из списков делегатов дотовцёв. В день конференции у всех дверей расставили дежурных, чтобы не дай Бог, кто-нибудь из ДОТа просочился в зал. Поэтому на конференции была настоящая битва за состав совета ВДОБТа /Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость/. Трезвенники ее выиграли.

ВДОБТ Академгородка по-прежнему оставался центром борьбы за трезвость у нас в стране до 1990 года, /хотя формально центральный совет ВДОБТа и находился в Москве/ до тех пор, пока начальство общества трезвости не завело его в тупик. Дотовцы Академгородка, созвали Всесоюзную конференцию, и создали новое образование - Союз борьбы за народную трезвость с новыми задачами в новых условиях жизни. Это было в декабре 1988.

Особое значение для трезвеннического движения имеет книга питателя И.В. Дроздова «Унесенные водкой», – художественный рассказ о реальных событиях и людях, наглядно показывающий, какую разрушительную, убийственную роль играет алкоголь в среде творческой интеллигенции.

Академик Ф.Г. Углов, возглавляющий с 1988 года и по 2008 год Союз борьбы за народную трезвость, являлся не только его руководителем, но и лидером всего трезвеннического движения страны. Он не превратился за эти годы в простой символ или знамя трезвеннического движения. Его книга «В плену иллюзий» («Из плена иллюзий» – более поздние издания), вышедшая на волне лигачевско-соломенковской кампании миллионными тиражами в десятках изданий, стала учебником трезвости во всех уголках СССР. Позже, в изменившейся общественно-политической ситуации Федор Григорьевич пишет и издает уже на свои средства и средства соратников такие книги как «Ломехузы», «Самоубийцы», которые разоблачают преступную деятельность спаивателей народа. Десятки, сотни статей академика Углова, опубликованные за эти годы во многих журналах и газетах, от центральных до региональных и заводских многотиражек, будили совесть миллионов патриотов своей Родины. Его убедительные лекции, прочитанные в трудовых, научных, учебных коллективах, выступления на различных съездах, конференциях, семинарах, оставляли равнодушными лишь тех, кто окончательно пропил или продал свою совесть. Несмотря на свои высокие звания и регалии, на свой более чем почтенный возраст, Федор Григорьевич никогда не гнушался выступать в любой аудитории: от академического собрания до курсов по избавлению от алкогольной зависимости. Никогда во время выступлений, даже в свои девяносто пять - сто лет, Федор Григорьевич не пользовался шпаргалкой и предложением присесть, сохраняя ясность ума, бодрость духа и тела, подавая тем самым всем наглядный пример трезвого, здорового человека (26).

Яркими представителями различных направлений совершенствования метода Шичко являются профессор П.И.Губочкин из Ярославля и академик В.А. Бондаренко из Краснодара. Оба, среди немногих, на протяжении 20 лет сохраняют верность к изначальной цели приложения метода – освобождение от алкогольной и табачной зависимости. Оба исповедуют научный подход в развитии метода, оба защитили кандидатские диссертации, основанные на результатах своей практической деятельности. Но если П.И. Губочкин, психолог по своей изначальной специальности, сохраняет традиционно установленный (очевидно Ю.А. Соколовым) десятидневный цикл очных занятий, то психолог и филолог В.А. Бондаренко постоянно сокращая продолжительность очного занятия довел его до однодневного глубокого погружения в проблему. И тот и другой обучают слушателей работе с дневниками, то есть самоанализу и рекомендуют вести его полгода. И тот и другой имеют положительные результаты. Будучи депутатом Законодательного собрания Ярославской области П.И. Губочкин, в рамках областной целевой программы «Трезвое поколение», издал учебные пособия А.Н. Маюрова и Я.А. Маюрова «Уроки культуры здоровья» с 1 по 11 классы и методично внедряет их в школах региона (39).

IX съезд СБНТ, состоявшийся в декабре 1996 года в Тюмени был одним из самых многочисленных и хорошо организованных. В его подготовке участвовал не только Тюменский клуб «Соратник», ставший к тому времени одним из сильнейших в стране. Ю.А. Андреев, А.А. Зверев, Л.В. Пашнина, Т.В. Коба – руководители клуба сумели зажечь идеей съезда «Трезвое, здоровое будущее нашим детям и обществу» не только своих соратников, но и многих чиновников городской и областной администрации, горожан. Открытие съезда приветствовали представители власти, детские коллективы. Благословение епископа Тюменского и Тобольского передал съезду и участвовал в его работе священник Русской Православной Церкви отец Николай. Все это повысило статус съезда. В.Г. Жданов представил съезду развернутый доклад, содержащий как анализ ситуации, так и взгляд на дальнейшие пути развития движения. Выступления делегатов были лаконичными и деловыми. Ю.А. Андреев из Тюмени, Ф.М. Калинчук из Украины, Б.А. Ларионов из Беларусии, А.Н. Глущенко с Алтая, М.И. Саунин из Ульяновска и другие не столько рассказывали о своих достижениях, сколько размышляли над стратегией и тактикой трезвеннического движения в современных условиях. А условия в стране были более чем катастрофическими. У влати второй срок стоял президент-спаиватель. На фоне политического безволия и экономической разрухи продолжала нарастать алкоголизация населения. Уровень потребления алкоголя, не менее 80 процентов которого шло по подпольным каналам, достиг уже 20 – 25 литров абсолютного алкоголя на душу населения, в 3-4 раза превысив критическую черту, определенную всеамирной организацией здравоохранения. С 1992 года Россия стала вымирающей страной - количество смертей превысило число рождений. И год от года этот разрыв увеличивался.

Все большую опасность для страны представляло распространение и нелегальных наркотиков. Международная наркомафия с успехом осваивала просторы бывшего СССР, при преступном попустительстве властей и правоохранительных органов. Наркомания, искусственно подогреваемая прессой, расползалась по стране, проникая во все слои общества. Не лучшая ситуация была в Беларуси и на Украине. В этой ситуации съезд принял программное решение, в котором кроме усиления борьбы политическими средствами одной из основных задач СБНТ ставилась работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В 1997 год как всегда прошел слет на Тургояке, состоялись и обычные региональные мероприятия: майские встречи в Минске, встречи Волго-Вятского содружества и другие. Существенными на этом фоне стали несколько новых мероприятий. В марте в Нижнем Новгороде состоялся 3-й Международный семинар по собриологии, валеологии, социальной педагогике и алкологии. Целью этих семинаров было объединение интеллектуальных усилий не только различных трезвеннических организаций страны, но и привлечение научного потенциала всевозможных учреждений и институтов, так или иначе связанных с решением проблемы наркотизма. То есть, семинар был сориентирован на рассмотрение самых разных аспектов проблем, связанных с распространением в обществе как нелегальных, так и легальных (алкоголь, табак) наркотиков. Большое внимание в тематике семинаров уделялось вопросам антинаркотического, трезвеннического воспитания подрастающего поколения. Для большей эффективности этого направления организаторы семинара привлекли большую группу педагогов-воспитателей, которые, пройдя обучение на семинаре, должны были нести эти знания в школы, училища, ВУЗы.

Эти семинары проходили на высоком научном и организационном уровне, с обязательным изданием тезисов докладов. Это позволило познакомиться с содержанием как прозвучавших, так и по каким-то причинам только заявленных докладов широкому кругу заинтересованных лиц, как в России, так и за ее пределами.

Вторым знаковым событием 97-го года явилась первая Минская конференция, посвященная отрезвлению общества. В ее организации еучаствовали многие белорусские соратники, общественные организации и государственные структуры, но на роль организатора выдвинулся на этом этапе В.А. Сацевич из города Корбин. Значимость этой конференции определилась не только участием в ней Ф.Г. Углова, В.Г. Жданова и видных ученых Белоруссии, но и тем, что проходила она под патронажем администрации президента, хотя сам А.Г. Лукашенко участия в работе конференции не принимал.

В Новосибирске прошли еще две региональные конференции «Политика отрезвлеия и возрождения России». Хотя большего отклика со стороны государственных структур эти конференции не получили, но брошюра с материалами конференций была разослана во многие организации и учреждения, став еще оной каплей, которая камень точит.

Десятый, юбилейный съезд СБНТ состоялся в июле 1998 года одновременно с традиционным слетом на Тургояке. Первое заседание съезда проходило во дворце Культуры Автомобилестроителей города Миасса, «съезд в шортах», как метко окрестили его соратники, принял ряд нелицеприятных и критических заявлений в адрес Президента и Правительства, направив их адресатам телеграммой. Пресса, как всегда, замолчала эти заявления, поэтому для широких кругов общественности деятельность СБНТ все эти годы оставалась почти неизвестной.

Особое событие – это первая многочисленная поездка трезвенников из России, Украины, Беларуси на конгресс Международной организации добрых храмовников (IOGT) в Швецию в 1998 году. Несмотря на различие в подходах и даже в принципах трезвеннической работы (немало членов IOGT, признавая табак наркотиком, сами не отказывались тогда от курения), это общение принесло нашим соратникам немало интересных открытий. Особенно поразили и порадовали всех успехи государственной антиалкогольной и антинаркотической политики в Швеции и Норвегии, которые подвели эти страны не только к почти полному добровольному отказу шведов и норвежцев от алкоголя и табака, но и помогли достижению этими странами самых высоких экономических и социальных показателей в Европе.

Одним из методов привлечения людей на антиалкогольные курсы, стало соединение антиалкогольной тематики с методом У. Бейтса по коррекции зрения. Методику американского офтальмолога У.Бейтса, соединив ее с методом Г.А. Шичко, стал использовать И.Н. Афонин из г. Череповца (28). Большую роль в распространении этой методики сыграла и С.И. Троицкая из Санкт-Петербурга, которая по приглашению соратников проводит курсы восстановления зрения во многих городах. (29).

С развитием трезвенничнского движения и ростом численности его рядов, наметились и определенные противоречния разных групп трезвенников по вопросам духовного плана. Среди соратников есть представители разных церквей (православие, ислам и др.), последователи учения П.К. Иванова, а также люди стоящие на научных атеистических позициях. Возникшие определенные трения между ними привели к выделению части трезвенников в особые организации. Например, часть членов «Оптималиста», стоящих на православных позициях, отделились от этой организации под руководством В.А. Михайлова. В 1992 году в Санкт-Петербурге этот клуб был преобразован в православный клуб «Бодрствование». С 1993 года эта часть питерских трезвенников работает по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (после его кончины по благословению митрополита Владимира) и под непосредственным духовным окормлением сначала о. Александра Захарова, а ныне о. Иоанна Миронова. Ушла в Могочинский монастырь одна из первых активистов трезвого движения В. Гришутина из Мысков, Кемеровской области. Ушла не одна, а вместе со своими родителями, тоже активистами трезвеннического движения. Там же находится монах Амвросий – Владислав Гайдаенко, молодой, подававший большие надежды руководитель курсов трезвости из Новосибирска. С 1994 года практически отошел от деятельности в СБНТ И.В. Бачинин из Екатеринбурга, несколько лет работавший в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии, а сейчас являющийся председателем приходского Совета в одной из церквей Екатеринбурга. Несколько человек из трезвеннического движения стали священниками как Православной, так и старообрядческой церкви. Все это не прошло бесследно для движения. Несколько лет сохранялось противостояние трезвенников, склоняющихся к православию, воцерковляющихся людей и ярых последователей П.К. Иванова. Когда в 1996 году Ф.Г. Углов и В.Г. Жданов, лидеры СБНТ, стали на различных встречах говорить, что исконная наша вера – Православие и что надо к ней самим идти и людей призывать, в движении наметился тихий раскол. Были и есть в трезвенническом движении люди, которые сохранили верность научному мировоззрению, и не поддались пропаганде ни ивановцев, ни православия, ни каким-либо другим течениям и конфессиям.

Учитывая многонациональность и многоконфессиональность нашей страны, в Решении IX съезда СБНТ (декабрь 1996 года) записано: «…главным в своей деятельности считать работу по духовному отрезвлению народа, опирающуюся на духовные ценности православия и других традиционных конфессий в нашей стране». Впрочем, ученые-атеисты с такой трактовкой съезда категорически не согласны! Однако, решения съезда, других руководящих органов в СБНТ носят рекомендательный характер и направленность в деятельности местных организаций, клубов зависит в конечном итоге от духовно-нравственных ориентиров руководителей этих коллективов. А среди них, кроме православных и мусульман, есть и маловерующие, а также люди науки, приверженцы научного, безрелигиозного мировоззрения, и последователи П.К. Иванова. В последние годы к этому добавилось и увлечение части трезвенников движением «К Богодержавию». Все эти обстоятельства и послужили побудительным мотивом к выделению православной трезвеннической организации, которую позднее назвали Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение»

Другой немаловажной причиной создания такой организации является потребность объединения усилий православных трезвенников мирян и священнослужителей русской православной церкви в преодолении таких распространенных пороков как пьянство и наркомания. Положительный опыт такого объединения имеется в Санкт-Петербургской, Екатеринбургской, Иркутской и других епархиях. Такой опыт есть и в служении русской православной церкви в конце XIX, начале XX века.

Учитывая все это, группа православных трезвенников из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минусинска, встретившихся на Конгрессе православной прессы в марте 2000 года в Москве, выступила с инициативой создания организации «Православное братство трезвения». Инициативная группа поручила Г.И. Тарханову возглавить оргкомитет и подготовить необходимые учредительные документы.

В июле 2000 г. православные трезвенники провели свое первое организационное собрание в селе Меркушино, Верхотурского района, Свердловской области. На собрании обсудили проект Устава, вопросы сотрудничества и обмена информацией. Приняли решение об издании газеты «Трезвение», подготовили и направили прошение Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II на благословление создания «Православного братства трезвения». Идея создания братства уже поддержана несколькими архиереями русской православной церкви. Общество развернуло активную деятельность: избрало о. Игоря Бачинина своим председателем, стало издавать журнал «Трезвое слово», проводить слеты православных трезвенников, трезвеннические рождественские чтения и многое другое.

21 сентября 2003 года, в Севастополе (Крым, Украина) состоялось учредительное собрание Международной академии трезвости, созданной по инициативе известных ученых ряда стран и при поддержке некоторых международных организаций. Идею по созданию Академии поддержали: наследный принц Саудовской Аравии, а сегодня король Абдала Ибн Абдель Азиз, королева Испании София, бывший король Камбоджи Сианук, премьер-министр Австралии Джон Уинстон Говард, принц Лихтенштейна Ханс-Адам II, принц Уэльский Чарльз, Президент Тайваня Чен Шуйбянь, заместитель премьер-министра Республики Азербайджан Гасанов, руководитель администрации Президента Франции Герард Маршанд, Председатель секретариата правительства Ирландии Михаел Слудс, Премьер-министр Норвегии Трине Скумоен, Генеральный директор департамента социальной защиты правительства Норвегии Гру Хег Улверуд, Министр социальной политики и здравоохранения Новой Зеландии Хон Дамиен Оконнор, руководитель секретариата премьер-министра Новой Зеландии Динах Окебу, Министр иностранных дел Мальты Кливе Агиус, Премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде, заместитель министра зравоохранения Швейцарии Шунг-Йол Лее; министерства иностранных дел Коста-Рики, Зимбабве, Китая, Эквадора; министерства здравоохранения Эстонии, Киргизии, Украины, Латвии, Казахстана, Беларуси и других государств. Из глав субъектов Российской Федерации создание МАТр поддержали главы (президенты): Карачаево-Черкесской Республики, Удмуртской Республики, Саха (Якутии), Татарстана, Приморского, Хабаровского, Ставропольского и Красноярских краев, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Орловской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской областей и других административных территорий России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.