Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимые условия для решения проблемы




Вычислительные умения и вычислительные навыки, и их признаки

 

Умение – это единство знания о способе деятельности и опыта его применения:

Умение =Знание +Опыт

Признаки полноценных вычислительных умений (ВУ): – осознанность, целенаправленность, правильность, рациональность, вариативность, обобщённость (вычислительный приём успешно применяется в изменённых условиях).

 

Навык – стереотипное автоматизированное действие, которое может выполняться без непосредственного контроля сознания.

 

Признаки полноценных вычислительных навыков (ВН): признаки (ВУ) + быстрота, автоматизм, прочность.

 

Иметь вычислительный навык – это значит знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции правильно и быстро.

 

 

ВП ВУ ВН

 

Вычислительный приём нужно понять и запомнить. Учитывая особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте и их общие закономерности, можно утверждать, что для решения проблемы формирования полноценных ВУ и ВН необходимо:

 

1. Мотивация вычислительной деятельности (вызывает интерес, организует внимание).

 

2. Чёткая постановка учебной задачи на любом уроке (направляет внимание, обеспечивает его избирательность).

 

3. Рациональное использование средств наглядности (активизирует внимание, облегчает восприятие, побуждает к мыслительной деятельности).

Например:

а) использование моделей чисел 30-6.

b) демонстрация абака для 9+4.

 

4. Предметно-практическая деятельность учащегося:

рука – язык – голова

(внимание более устойчиво при выполнении внешних действий, чем умственных; внимание активизируется, если мыслительная деятельность сопровождается моторикой; логика предметной деятельности человеком усваивается раньше, чем логика языка, служит основой мыслительной деятельности).

 

5. Разнообразие заданий, т.е. применение ВП в разных условиях (однообразие утомляет внимание, ведет к снижению интереса).

 

Вариативность содержания, форм, средств обучения.

Например: решение примеров, задач, уравнений, сравнение выражений, творческие задания; работа в ТПО, с индивидуальными карточками, перфопапками, тренажёрами; групповые формы, обсуждение, дискуссия; дидактические игры, соревнования.

 

6. Сравнение разных, но в некоторых отношениях сходных ВП (23·4 и 46׃2; 6+3 и 6×3).

 

7. Рациональная форма подачи учебного материала (она должна быть «прозрачной» для понимания и удобной для хранения информации в долговременной памяти).

Образцы рассуждений должны:

1) соответствовать уровню знаний учащихся;

2) быть точными и предельно краткими;

3) иметь удобную для практического применения и для запоминания форму (см.: Пачатковая школа. - 2003. -№ 9, с.16-20).

 

8. Достаточная тренировочная база (умения и навыки формируются только в непосредственной деятельности).

 

9. Дифференциация и индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей познавательных процессов).

 

10. Приоритет активных методов обучения (проблемное изложение, частично поисковый, самостоятельная работа – ученик становится не потребителем информации, а её добытчиком).

 

5. Методические недочёты и ошибки в практике обучения вычислительной деятельности

 

Методические ошибки и недочёты, т.е. нарушение, несоблюдение названных условий приводит как следствие к вычислительным ошибкам учащихся.

 

Наиболее распространенными ошибками учителей являются следующие:

 

1. Не придают должного внимания подбору подготовительных упражнений, которые бы наводили учащихся на самостоятельное открытие ВП.

Например:

а) 7+ 2+1. Сколько всего прибавили?

Как прибавляли? 7+3

в) (20+16)÷2. Какое число разделили на 2?

Как это делали? Легко ли было делить? Почему?

 

с) 45׃3=15

Правильно ли? Почему?

45׃15=?

d) система подготовительных заданий, к примеру в учебном пособии Аргинской Ирен Ильиничны «М.2».-М.:Просвещение, 1992, с.80:

- Сравните частные 90׃3, 96׃3, 6׃3

- Какие из них ты уже умеешь решать? Реши их.

- Могут ли они помочь тебе найти значение третьего частного 96׃3? Какой закономерностью можешь воспользоваться? и т.д.

- Организуется управляемое научное исследование.

е) система подготовительных упражнений в сборнике «1500 задач и примеров».

 

2. Не используют соответствующие средства наглядности или используют их нерационально.

 

3. Пропускают отдельные операции, входящие в состав нового ВП.

Например:

68×34=68×(30+4) – не читают полученный пример.

Заменю.… Получился пример… Удобнее…

273 7 (в столбик) Не проверяют цифру частного, т.е. не

сравнивают остаток с делителем.

 

4. Включают в объяснение лишние термины и хорошо известные операции, отработанные до уровня навыка.

 

Это загромождает объяснение, делает алгоритм «непрозрачным», что создаёт дополнительные трудности для восприятия нового материала.

Например:

30-6 Уменьшаемое – 30

Вычитаемое – 6

Найти разность.

А лучше просто: «отнять».

18370 65, 278×65, 1003-28 (в столбик).

 

Что не надо объяснять, проговаривать вслух?

А что должно обязательно прозвучать и быть зафиксировано?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.