Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И (Англ)




4602020102(4309000000)- 277

В качестве учебного пособия

По народному образованию

Государственным комитетом СССР

Допущено

Г.А.Орлов

Современная

английская

речь

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности «Английский язык и литературах


702,75


Москва «Высшая школа» 1991


ББК 81.2 Англ-923

O56

Рецензенты:

д-р филол. наук, проф. Ф.М. Березин;

сектор психолингвистики и теории коммуникации Института языко­знания АН СССР (зав. сектором канд. филол. наук Е.Ф. Тарасов)

Орлов Г. А

O56 Современная английская речь: Учеб. пособие для ву-

зов по спец. «Англ. яз. и лит-ра». — М.: Высш. шк., 1991. 240 с.

ISBN 5-06-001700-1

В пособии дано систематизированное лингвистическое описание со­временной английской речи. Большая часть пособия имеет практически-прикладную направленность.

Цель пособия — ознакомить студентов с основными особенностями живой английской речи, подвести их к пониманию на слух и декодирова­нию спонтанной речи носителя языка.

О -____________________________ 27691 ББК 81.2

Учебное издание

Орлов Герман Александрович СОВРЕМЕННАЯ АНГЛИЙСКАЯ РЕЧЬ

Заведующая редакцией Л.И. Кравцова

Редактор М.А. Романова Младший редактор Е.П. Полшпова

Художник В.Н, Хомяков

Художественный редактор В.А. Щербаков

Технический редактор А.А. Кубенина

Старший корректор Е.Б. Комарова

Оператор М.Е. Шуневич

И Б № 8749

Изд. № А-163. Сдано в набор 20.07.90. Подп. в печать 11.04.91. Формат 60 х 88 1/и. Бум. офс. №2. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Объем 14,70 усл. печ. л. 14,70 усл. кр.-отт. 14,89 уч. изд. л. Тираж 70 000 экз.(1-ый зав. 1 -35 000). Зак. № 1109. Цена1р.70к. Издательство «Высшая школа», 101340, Москва, ГСГЫ, Неглинная ул., д, 29/14. Набрано на участке персональных компьютеров издательства «Высшая школа».

Отпечатано в Московской типографии №8 Госкомпечати СССР. 101898, Москва, Центр, Хохловский пер., д. 7.

ISBN 5-06-001700-1 © ГА. Орлов. 1991


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга посвящена одной из актуальных проблем лингвистики — современной литературно-разговорной речи (ЛРР)1, рассматриваемой на материале британского варианта английского литературного языка с привлечением сопоставимых данных, отно­сящихся к русской разговорной речи.

Несмотря на нарастающий в мире научный и практический интерес к проблематике литературно-разговорной речи и появле­ние многочисленных исследований, приведших к становлению коллоквиалистики как самостоятельного раздела языкознания, ряд аспектов ЛРР, включая такие существенные, как ее роль и место в системе национального языка (НЯ), подходы к ее идентификации, отграничение ЛРР от родственных феноменов и выявление ее соб­ственно лингвистических характеристик, остаются недостаточно выясненными.

Учитывая сложность и неодномерность ЛРР как объекта изуче­ния, многие исследователи нередко сосредотачивают свои усилия на выявлении особенностей ЛРР на избранном уровне языковой системы, оперируют категориями частных концептуальных подхо­дов, невольно усиливая фрагментарность общей картины ЛРР2, ко­торая приближала бы нас к пониманию реально существующего целостного объекта. До сих пор лишь отдельные работы могут быть отнесены к комплексным, интердисциплинарным исследова­ниям ЛРР. Примером последних является, в частности, выдержав­шая уже два издания коллективная монография «Русская разговор­ная речь» (Земская и др., 1973 и 1981, 1983), конструктивные идеи которой в немалой степени стимулировали теоретические положе­ния и практический анализ материалов, относящихся к современ­ной английской литературно-разговорной речи в предлагаемом лекционно-практическом курсе. В мировой лингвистике набирает силу новое научное направление «анализ дискурса», в рамках кото-

Далее в тексте термин «литературно-разговорная речь» используется, преиму­щественно, в сокращении: ЛРР. Соответственно даются и другие общепринятые абб­ревиации, такие, как НЯ (национальный язык), КЛЯ (кодифицированный литератур­ный язык) и т.п.

2 Хотя на нынешнем этапе накопления знаний о разговорной речи это, очевидно, неизбежно.


рого формируются новые интердисциплинарные подходы к ЛРР1. В связи со сказанным выше вряд ли необходимо обосновывать це­лесообразность появления трудов, отражающих систематизирован­ное представление о современной разговорной речи, завоевавшей прочные позиции в повседневном непринужденном общении.

Вполне естественно поэтому, что ориентированная подобным образом данная книга не может претендовать на сколько-нибудь исчерпывающее освещение многосторонних проблем, относящих­ся к ЛРР вообще и современной английской литературно-разговор­ной речи2, в частности. Автор делает попытку воссоздания по воз­можности более цельной картины ЛРР, которая способствовала бы осознанию того непреложного факта, что в настоящее время лите­ратурно-разговорная речь становится полноправным орудием об­щения не только в быту, но и в так называемых интеллектуальных коммуникативных сферах наряду с ранее господствовавшими в них речевыми формами кодифицированного литературного языка (КЛЯ).

С этой целью в данной работе подчеркивается необходимость всестороннего изучения ЛРР и, в частности, SECE; обосновывается актуальность разработки некоторых теоретических проблем, отно­сящихся к сущностным характеристикам ЛРР и прокладывающих путь к практическим шагам в области обучения естественной (анг­лийской) речи; предлагается систематизированное описание SECE как функционально-целевого варианта современного английского литературного языка в Великобритании3 на основных уровнях языковой системы; в очерковом плане прослеживаются тенденции к разговорности, к использованию SECE в основных средствах мас­совой коммуникации. Поскольку общепринятых подходов к иден­тификации SECE в современном языкознании пока не наблюдает­ся, автор предпринимает попытку конституирования этой разно­видности британского варианта английского языка путем выявле­ния так называемых генерализованных черт, в основе которых,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.