Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и монополия




Жизни

Свободный («чистый») рынок характеризуется тремя важ­нейшими признаками: 1) нерегулируемым предложением (про­изводители самостоятельно решают, какие товары и в каком ко­личестве произвести); 2) нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоя­тельно определяет, что и сколько приобрести); 3) нерегулируе­мой ценой, уравновешивающей спрос и предложение (подумай­те, почему цена их уравновешивает). При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

В рыночном механизме особое значение имеет соотноше­ние спроса и предложения. Оно определяет соотношение денеж­ных и товарных потоков, образующихся на рынке.

Колебания цен влияют на деятельность товаропроизводи­телей. Выше цена (при определенных неизбежных издержках производства) — большая прибыль; ниже цена — прибыль уменьшается. Если, например, цена на овощи растет, их произ­водить выгодно: это побуждает к расширению производства. Однако поступление большого количества овощей на рынок означает увеличение предложения, и если спрос соответственно не растет, то цена снижается, т. е. спрос и предложение урав­новесятся на более низком ценовом уровне и производство ово­щей может стать невыгодным. Товаропроизводители будут ис­кать возможности производства более выгодного продукта.

Таким образом, рынок регулирует производство, «сигнали­зирует» через цены производителю, что производить, какого ка­чества и в каких количествах.

Поясним на примере. Швейная фабрика выпустила партию костюмов. На производство этого товара были затрачены сред- ства> которые называются издержками производства. В них во­шли зарплата, выплаченная работникам фабрики, затраты на покупку сырья: тканей, ниток, пуговиц и всего необходимого при пошиве, оплата затраченной электроэнергии, стоимость амор­тизации оборудования, т. е. его износа в процессе работы. Что­бы произвести новую партию костюмов, владельцу фабрики нуяс- но продать первую партию и на вырученные деньги закупить новые ткани, другие материалы, отремонтировать при необхо­димости машины, а также выплатить зарплату работникам. На­пример, сумма, вырученная в результате продажи, составляет 200 млн денежных единиц (рублей, долларов, марок, франков и т. д.), из которых 100 млн было затрачено на использованное сырье, материалы, 50 млн — на зарплату рабочим, еще 50 млн составили прибыль предприятия.

Если спрос на рынке будет выше предложения, то цена возрастет и выручка будет выше. Так, например, если партия костюмов будет продана за 250 млн, прибыль в этом случае со­ставит 100 млн.

Когда спрос окажется низким, цена на костюмы упадет. Если партию костюмов, например, удалось продать за 150 млн, то прибыли не будет. Вырученные средства лишь покроют из­держки производства.

Можно ли получить прибыль иным путем? Да. Можно со­кратить расход материалов, например, за счет более рациональ­ного раскроя ткани. Если при этом затраты сократятся, скажем, на 20 млн, то на эту сумму увеличится прибыль. Можно так­же повысить производительность труда по сравнению с други­ми предприятиями за счет применения более совершенной тех­ники (например, использовать более совершенные швейные машины). Предположим, за то же время удалось сшить в два раза больше костюмов и продать их по средней рыночной цене. Следовательно, выручка составит 400 млн, из которых 200 млн пойдут на покрытие производственных затрат, 50 млн — на зар­плату, а 150 млн составят прибыль.

Таким образом, рынок может побуждать к снижению про­изводственных затрат (хозяйствовать более экономно), а также к совершенствованию техники, повышению производительности тру­да. Напротив, неэкономное ведение дела, низкая производитель­ность труда делают производство невыгодным (низкая прибыль), а возможно, и убыточным. В таком случае грозит разорение.

Итак, экономические законы стимулируют тех производи­телей, у которых индивидуальные издержки производства ни­же общественно необходимых, т. е. средних, в данной отрасли. Они поощряют повышение производительности труда, совершен ствование техники и технологии, регулируют распределение Ре" сурсов для производства тех или иных товаров, а в результате делают выгодным производство тех товаров, которых недостает и следовательно, спрос на которые превышает предложение. Это и'есть рыночный механизм регулирования пропорций производ­ства. Вместе с тем происходит дифференциация товаропроиз­водителей: одни обогащаются, другие беднеют или терпят банк­ротство.

Мы охарактеризовали рынок товаров и услуг. Но в рыноч­ной экономике действуют еще рынки рабочей силы (труда), средств производства, ценных бумаг и валюты, информации и др.

Рынок труда имеет те же три признака, что и рынок то­варов: спрос, предложение, цена. Что же здесь продается и по­купается?

Тот особый товар, о котором говорилось ранее,— рабочая сила. Действует тот же механизм спроса и предложения. Если на рынке труда много специалистов определенной профессии, а потребность в них невелика, то зарплата им предлагается невы­сокая, а часть их остается без работы. Напротив, когда боль­шой спрос на работников какой-то специальности, а на рынке труда желающих получить эту работу мало, предприятия согла­шаются на более выгодные для работника условия.

Рынок ценных бумаг и валюты, как и два рассмотренных типа рынков, означает предложение и спрос, но в качестве то­вара здесь выступают ценные бумаги (акции, облигации), валю­та. Так, акции, о которых уже говорилось (это документы, под­тверждающие права совладельца предприятия), продаются и покупаются, кстати, вовсе не обязательно только теми, кто ра­ботает на предприятии, выпустившем их. Если дела предприя­тия идут хорошо и прибыль его велика, то акции пользуются спросом и продаются по цене, выше их номинальной цены; на­пример, тысячедолларовая акция продается за 1300 долларов. И наоборот, если акционерная компания несет убытки и держа­тели акций стремятся избавиться от них, то цена на них пада­ет ниже номинальной.

В зависимости от состояния экономики какой-либо страны ее валюта (доллары, марки, франки и т. д.) обменивается на ДРугие валюты в той или иной пропорции.

Научно-техническая революция неизмеримо увеличила цен­ность знаний. Предполагается, что скоро в стоимости товара /о будет составлять стоимость интеллектуального труда. По­этому становится выгодным продавать и покупать информацию, знания о способах деятельности, новых технологиях и т. п. На ЭТои основе развивается рынок информации.

Большую роль в функционировании рынка играют специ­альные учреждения — биржи. Товарная биржа — это форма рын­ка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам. Фондовая биржа дает возможность покупать и прода­вать ценные бумаги, валютная биржа — иностранную валюту. Биржа труда осуществляет посредничество на рынке труда, ре­гистрирует безработных, способствует их трудоустройству.

Особую роль в рыночной экономике играют банки. Банком называют финансовое предприятие, которое сосредоточивает вре­менно свободные денежные средства (вклады) и предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд). Банк также выступает посредником во взаимных платежах и расчетах своих клиентов. Прибыль банка формируется из про­центов, получаемых за кредит.

Между товаропроизводителями идет борьба за «кошелек потребителя». Она называется конкуренцией. Побеждает в этой борьбе тот, кто смог повысить производительность труда, рас­ширить производство, произвести товары более высокого каче­ства. Иными словами, побеждает тот, кто снижает издержки, а также улучшает потребительские свойства товаров.

В конкурентной борьбе участвует множество самостоятель­ных товаропроизводителей (от ремесленников, фермеров до круп­ных фирм). Каждый из них на свой страх и риск решает во­просы, что и как производить. Его товары на рынке встречаются с аналогичными товарами других товаропроизводителей, и каж­дый стремится завоевать потребителя. Он расхваливает свой то­вар, используя для этого рекламу, стараясь придать товару внеш­не привлекательный вид. Потребитель же хочет приобрести товар лучшего качества и подешевле, поскольку его возможности ог­раниченны. Какой фирме он отдаст свои деньги? У кого пред­почтет купить платье, пару обуви или радиоприемник? Его ре­шение зависит от многих условий.

Для того чтобы продолжить производство, нужно продать товар и использовать вырученные средства для создания новой партии товаров. А чтобы обойти конкурентов, нужно постоян­но предлагать на рынок новые товары, которых нет у соперни­ков, постоянно давать новую рекламу. В ряде случаев для то­го, чтобы продать товар, приходится идти на снижение цены- Тот, у кого издержки велики, не может снижать цену. Его то­вар не будет продан или будет продан с убытком. Мелким про­изводителям трудно выдерживать конкуренцию. Крупные име­юТ больше шансов на победу, так как у них больше возможно­стей для совершенствования производства.

Как вы знаете, в конце XIX в. крупные товаропроизводи­тели в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, син­дикаты, тресты). Эти союзы сосредоточили в определенных отраслях решающую часть производства товаров, иными слова­ми, стали монополиями. Суть монополии — экономический дик­тат путем установления монопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли.

Экономическая жизнь включает в себя элементы и конку­ренции, и монополии. Возникновение союзов капиталистов не устраняет конкуренции: она происходит и между самими сою­зами, и между монополистическими союзами и немонополизи- рованными предприятиями. Однако монополия порождает вы­сокие цены, несоответствие спроса и предложения. Вот почему, например, в США уже в конце XIX в. появились антитрестов­ские законы, которые государство использовало для улучшения рыночной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.