КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономика России на пути к рынку
Кризис советского общества на рубеже 80—90-х гг. XX в. со всей остротой проявился и в России. Российская Федерация вступила в один из сложнейших периодов в своей истории, связанный с нарастанием диспропорций в экономике, разрывом хозяйственных связей между предприятиями и регионами, со спадом выпуска продукции в большинстве отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Сокращался национальный доход, ощущалась острая нехватка ресурсов на многих предприятиях, останавливалось производство. На рубеже 80—90-х годов в России со всей остротой проявился кризис экономики. Он не был циклическим кризисом перепроизводства, с которым вы знакомились в курсе истории (вспомните мировой экономический кризис 1929—1932 гг.). Кризис российской экономики особого рода. Его причина — длительное господство административно-командной системы, при кото- Рои эффективные экономические стимулы производства были постепенно заменены неэкономическими — приказами, директивами из центра, а в 30—40-х годах — широко распространенными репрессиями. Такие методы руководства развитием экономики значительно тормозили рост производительности труда всем народном хозяйстве. Другая причина — тотальное планирование развития государственного и кооперативного секторов экономики, которое сковывало инициативу и самостоятельность предприятий, не позволяло, скажем, местной промышленности ориентироваться на специфику и рост потребностей, прежде всего населения своего региона. И еще одна причина — в стране неоправданно затянулся переход от экстенсивной модели развития экономики (за счет эксплуатации природных ресурсов и малоквалифицированного труда) к интенсивной модели — за счет разработки и внедрения новой, ресурсосберегающей и безотходной технологии и эффективной техники. Шла широкомасштабная распродажа нефти на мировых рынках, а на полученные деньги затем закупались недостающее продовольствие и промышленные товары массового спроса. Эти и другие причины в конце концов привели к застою в развитии экономики, а затем к спаду и кризису.
В результате экономической политики, проводившейся административно-командной системой, Россия оказалась перегруженной предприятиями, производящими средства производства, по сравнению с предприятиями, производящими предметы потребления. Доля первых предприятий и продукции, выпускаемой ими, в общем объеме промышленной продукции значительно выше, чем в других республиках, ранее входивших в СССР. Производство предметов потребления составляло лишь 1 /4 часть всей промышленной продукции России, что вдвое ниже уровня многих развитых стран. Такая диспропорция обусловила серьезную зависимость России от ввоза товаров народного потребления из других республик и стран. По импорту Россия получала и значительную часть средств производства, сырья, красителей и т. д. Господство административно-командной системы за несколько десятилетий привело к хроническому кризису сельского хозяйства России, к обострению проблемы продовольственного снабжения населения. Колхозы, которые согласно первоначальному замыслу должны были стать полностью самостоятельными кооперативными предприятиями, были подчинены мелочной опеке государственных органов. Практика перераспределения доходов передовых хозяйств для поддержки отстающих привела к тому, что и у тех и у других падала эффективность и заинтересованность в труде, усиливалось отчуждение тружеников села от труда и его продуктов. Материально- техническое обеспечение сельского хозяйства значительно отставало от высокоразвитых стран. Массовый отток сельского населения в города привел к вымиранию многих тысяч российских деревень, целых областей республики.
В 1909—1913 гг. производство важнейших видов зерновых России на 28% превышало данный показатель в Аргентине, Канаде и США, а в 1989 г. эти страны произвели зерновых полтора раза больше, чем весь Советский Союз. Россия в 1990 г. была вынуждена закупать зерно в объеме 1/3 от всей потребности. Поэтому неудивительно, что на рубеже 80—90-х годов широко распространился нормированный отпуск продовольственных товаров в магазинах, были введены продуктовые карточки, талоны, стали быстро расти цены на продукты питания. На социально-экономической ситуации в России в начале 90-х годов сказалась также непоследовательность и противоречивость ряда решений республиканских властей. В этих условиях был сделан вывод, что путь преодоления подобных явлений в экономической жизни страны — переход к цивилизованному рынку. Это должно было способствовать возникновению здоровой конкуренции, появлению новых высококачественных товаров, наполнению прилавков необходимыми для народа продуктами. Были намечены основные направления работы по переходу к рынку. Это формирование новых рыночных структур (товарных бирж, торгово-посреднических организаций и т. п.), обеспечивающих снабжение материальными ресурсами предприятий различных отраслей; развертывание на законодательной основе разгосударствления и приватизации, предоставление реальной хозяйственной самостоятельности предприятиям; переход к свободным (рыночным) ценам и другие меры. Особое значение придавалось приватизации государственного имущества (т. е. передаче или продаже его в частную собственность), которая рассматривалась как важное средство экономического стимулирования, поднятия деловой активности населения и стабилизации социально-экономического положения в стране. Правительство России исходило из того, что человек, имеющий собственное жилье (дом, квартиру), земельный участок, владеющий акциями, объективно заинтересован в стабильности общества. Существует несколько направлений приватизации:
1) продажа магазинов, предприятий общественного питания, мастерских, малых промышленных предприятий, иначе говоря, формирование малого бизнеса; 2) передача или продажа жилья в собственность граждан; 3) предоставление земли под фермерские хозяйства, садовые и дачные участки; ни ^ С03Дание акционерных компаний на базе крупных и сред- х госУдарственных предприятий и их объединений. При закрытой форме акционирования акции продаются только рабочим и служащим данного предприятия, а при открытой — и посторонним юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным; 5) продажа трудовым коллективам, хозяйственным объединениям, кооперативам объектов незавершенного строительства, неустановленного оборудования и других неиспользуемых материально-технических ресурсов. Приватизация привела к появлению новых форм собственности и хозяйствования. В частности, Конституция Российской Федерации устанавливает, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной (местных органов власти и самоуправления) собственности. Признаются и иные формы собственности. Государство не может устанавливать какие бы то ни было ограничения или преимущества в осуществлении права собственности различными собственниками (государством, частными лицами и т. д.). Иными словами, все формы собственности признаются равноправными. Закон допускает также существование совместных предприятий с участием иностранных граждан или фирм и собственности иностранных учреждений и организаций, а также государств. Как известно, рыночный механизм основан на конкуренции, но нормальному функционированию рынка препятствует монополистическая деятельность. Поскольку командная система, господствовавшая в нашей стране, была основана на монополии государственных предприятий и объединений, постольку для перехода к рынку было необходимо не только осуществить смену собственника путем приватизации, но и принять антимонопольные правовые нормы. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривал разработку и осуществление мер по демонополизации производства и обращения.
Новая хозяйственная система дала людям возможность при наличии склонностей и средств начать собственное дело: организовать кооператив, стать владельцем магазина, кафе, личного такси, собственной мастерской, создать малое предприятие. Однако возросла и степень риска: если товары или предлагаемые услуги окажутся неконкурентоспособными, то собственное дело потерпит неудачу. Законы Российской Федерации устанавливают, что инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляется ими на свой риск и под имущественную ответственность. Каждый должен знать, к какой деятельности он способен, каковы реальные возможности, которые он может использовать. Только тогда ему удастся наилучшим образом употребить свободу выбора форм приложения своего труда. Движение к рынку пришлось начинать в неблагоприятных условиях. Если в предшествующие годы в экономике наблюдалась стагнация (застой), то на рубеже 80—90-х годов началось сокращение масштабов производства. В области финансов появился огромный дефицит бюджета: расходы государства намного превысили его доходы. Покрывая расходы, государство прибегло к выпуску бумажных денег, не обеспеченных товарами. В результате начавшихся с 1992 г. экономических реформ Россия прошла часть пути к рыночной экономике. Ученые-экономисты отмечают следующие заметные изменения: во-первых, появились многочисленные коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, валютный рынок, арбитражные суды, т. е. элементы рыночного хозяйства, без которых невозможны его нормальное функционирование, устойчивая кредитно-финансовая система; во-вторых, заметно вырос частный сектор экономики, частное предпринимательство. До 70% валового внутреннего продукта производится теперь в негосударственном секторе. Миллионы «челноков» наполнили внутренний рынок импортными товарами широкого потребления. Появились многочисленные мелкие, а зачастую и крупные коммерсанты, частные торговцы, строители, фермеры, банкиры. В конце 90-х гг. в сфере мелкого и среднего предпринимательства действовало более 860 тыс. предприятий, на которых было занято около 6,5 млн человек; в-третьих, ликвидирован дефицит потребительских товаров и средств производства, заполнились прилавки магазинов, исчезли изнуряющие людей очереди. Предложение товаров превышает спрос на них. Возникли зачатки конкуренции; в-четвертых, восстановлена дееспособность денег. В результате введения свободных цен и облегченного порядка валютного обмена достигнута почти полная конвертируемость рубля, т- е. возможность свободного обмена рубля на валюту других стран. Существенно снизились темпы инфляции. Однако эти сдвиги имели и обратную сторону, сопровождались негативными процессами. Ошибки, допущенные при проведении реформ, усугубили кризис российской экономики. Наполнение рынка товарами достигнуто не в результате подъема сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленнос- • производства товаров длительного пользования (напротив, исходило глубокое падение отечественного производства), а за счет импорта товаров, произведенных за рубежом. Вместе с тем произошло сокращение покупательского спроса из-за снижения реальных доходов большей части населения. В результате приватизации экономическая власть, по расчетам специалистов, оказалась в руках 5—6% населения, включающего четыре группы собственников: представителей теневой экономики и специалистов, накопивших состояния в 1990— 1992 гг.; представителей высшего аппарата управления; преступных структур, получивших возможность «отмывания денег» через скупку приватизационных чеков; «директорского корпуса», который получил привилегии в приобретении акций. Приватизация государственной собственности не сопровождалась модернизацией производства. На большинстве приватизированных предприятий рыночные стимулы не заработали. Возник кризис неплатежей, когда предприятия, банки, государство оказались не в состоянии расплатиться с долгами друг другу. Частное предпринимательство было придавлено непомерными налогами, бюрократическими препонами, рэкетом, т. е. вымогательством имущества или денег путем угроз и насилия со стороны преступников. Государство не сумело воспользоваться новыми методами регулирования экономики, которая осталась в государственной собственности. Снижение инфляции сопровождалось массовыми невыплатами зарплат и пенсий, возрастанием долга России по займам международных банков. Социальные последствия этих процессов оказались тяжелыми: снижение жизненного уровня значительной части населения, рост безработицы, усиление социального расслоения. В этих условиях обострились споры о путях экономического развития страны. Одни считали, что нужно вернуться к командной экономике, государственной собственности. Другие, напротив, предлагали и далее вытеснять государство из экономики. Более взвешенной выглядела точка зрения тех ученых-экономистов, которые считали, что оздоровить экономику можно не путем отказа от реформ, а продолжая их, постепенно преобразуя имеющиеся фор* мы хозяйствования в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства в экономических и социальных процессах. В 2000—2001 гг. экономическое положение начало постепенно улучшаться. Сделаем некоторые выводы из характеристики экономического развития Российской Федерации. Выход хозяйства рес" публики из кризиса был возможен только на пути перехода к рыночной экономике. В городе и деревне получают развитие различные равноправные формы собственности. Для нормализации положения в экономике должно быть использовано регулирова- ние со стороны государства. Конкуренция на рынке будет подталкивать производителей к повышению эффективности производства, обновлению и улучшению ассортимента выпускаемой продукции. Экономика должна быть переориентирована на социальные цели, т. е. на производство товаров и услуг для народа. Доля производства товаров массового потребления должна возрасти как минимум с 26 до 50%. Все яснее становится: даже если по справедливости разделить все, что мы имеем, то богаче мы от этого не станем. И потому, заботясь о социальной защите нетрудоспособных, следует создать режим наибольшего благоприятствования для тех, кто способен работать. Для них условием к улучшению материального положения станет эффективный труд. Тот, кто хочет лучше жить, должен стремиться произвести больше товаров и услуг и таким путем заработать средства для повышения своего благосостояния, а это сделает богаче и все общество.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |