Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парламентаризм




Классической формой представительной демократии явля­ется парламентаризм. Он строится на принципах народного пред­ставительства, выборности, сменяемости, двойной ответственно­сти парламентариев, защиты прав меньшинства, широкой гласности.

Рассмотрим сущность этих принципов и механизм реали­зации.

Существуют два основных типа избирательных систем: ма­жоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах счи­тается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При та­кой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь око­ло 40% голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либерально-социал-демократи- ческим партийным объединением. Большинство, полученное по­бедившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и от­носительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50%+1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если ни один из кандидатов не получает требуе­мое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее чис­ло голосов в первом туре. Победителем во втором туре стано­вится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе.

Пропорциональная избирательная система имеет две раз­новидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов — представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу заво­еванных партиями голосов. Например, если кандидаты от од­ной из партий собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте. Иными словами, депута­ты первой партии будут иметь численное превосходство в 2 и 4 раза по сравнению с другими партиями.

Вторая разновидность пропорциональной системы в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за пар­тийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между парти­ями осуществляется по той же схеме, как и в первом вариан­те, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональная система действует в Бельгии, Испании, Шве­ции, она является стимулом для небольших партий и способст­вует сохранению многопартийности в стране.

В ряде стран (Австралия, ФРГ, Россия) существует сме­шанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной сис­теме, а другая — по пропорциональной.

Каждый из типов избирательной системы имеет свои до­стоинства и недостатки. (Подумайте, в чем они заключаются.)

Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, об­разуют парламентские фракции, или, как их иногда называют, парламентские партии. Члены партий, получивших на выборах наибольшее число голосов, становятся членами партий большин­ства. Депутаты от партий, набравших меньшее число голосов, становятся членами партий парламентского меньшинства и пре­бывают в оппозиции.

Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства не только не ущемляются, а, напротив, за­щищаются сложившимися традициями и нормативными доку­ментами. Во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства всегда имеет возможность высказаться по тому или иному вопросу. Защита прав меньшинства является важней­шим демократическим принципом. Не случайно деятельность парламента характеризуют как парламентскую демократию.

Победа на выборах не ведет к утрате связи депутата с из­бирателями. По существующим правилам депутат несет двой­ную ответственность: и перед партией, и перед избирателями, причем вторая считается приоритетной.

Срок полномочий парламентов составляет, как правило, 4—5 лет. Периодическое переизбрание парламента позволяет обновить его состав с учетом воли избирателей. При переизбра­нии депутатского корпуса избирателями дается оценка полити­ческим партиям, движениям и отдельным депутатам, представ­ленным в прежнем парламенте. Партии, движения и депутаты, не выражающие интересов избирателей, могут не получить чис­ла голосов, достаточного для прохождения в парламент. Тем са­мым непосредственно проявляется правовая и политическая за­висимость депутатов от избирателей.

Современный парламент — главный форум политической гласности, ее концентрированное проявление. Здесь депутаты, парламентские фракции, состоящие из депутатов комитеты и комиссии открыто заявляют о своих позициях и намерениях. От них требуется искусство вести открытую и конструктивную политическую полемику. Ограничение парламентской гласнос­ти приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго огово­рено определенными условиями.

Парламентская демократия не идеальна, как может пока­заться на первый взгляд. Она имеет определенные изъяны, и самый существенный — система финансирования избирательной кампании. В США, например, кандидат сам обеспечивает свой политический бизнес. Если учесть, что в среднем расходы на избрание в конгресс достигает 600 тыс. долларов, то далеко не всегда конгрессменом может стать самый способный к полити­ческой деятельности человек.

Кроме того, существует неравенство и между отдельными группами кандидатов, в частности между новичками и бывши­ми парламентариями. Последние, получая денежную поддерж­ку от правительства, имеют значительно большие возможности для проведения рекламной кампании. Не случайно в американ­ском конгрессе самый высокий процент не вновь избранных, а переизбранных.

Недостатком парламентаризма является и то, что отбор кан­дидатов производится самими партиями, внутри которых суще­ствуют различные политические течения. Избиратели чаще все­го не имеют права выбирать между кандидатурами внутри партий. В настоящее время некоторые партии, например италь­янская компартия, пытаются ввести новый принцип отбора кан­дидатов, согласно которому в первичных выборах будут при­нимать участие не только члены партии, но и все ее сторон­ники.

Следует отметить также, что, несмотря на провозгла­шенное всеобщее избирательное право, определенные слои насе­ления лишаются возможности участвовать в выборах из-за су­ществующих в некоторых странах различных цензов — имуще­ственного, оседлости, грамотности.

Это лишь некоторые типичные недостатки парламентской демократии. В политической практике различных демократиче­ских стран их гораздо больше.

Как же оценить в целом парламентскую демократию, учи­тывая все «за» и «против»? Парламентская демократия, не­сомненно, является достижением современности. Будучи клас­сической формой представительной демократии, она сочетается с формами непосредственной демократии, что помогает выявить интересы и настроения различных групп населения и выражать их в политике.

Из курсов истории, географии вы знаете, что в XX в. в различных странах демократия существовала в неодинаковых формах. Демократические институты Франции, Италии, Вели­кобритании, США и других стран заметно отличаются друг от друга. Их облик и политическая эффективность зависят от тра­диций каждой страны, от общей культуры, от политического сознания гражданами ответственности за сделанный ими сво­бодный выбор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.