Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции массовой коммуникации




Почему современный человек чаще смотрит те­левизор, чем читает книгу? Все ли газеты вред­но читать перед обедом? Содействуют или пре­пятствуют прогрессу культуры средства массовой информации?

Средства массовой коммуникации и культура

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Если бы Бога не было, его надо было бы выду­мать».

ВОЛЬТЕР (1694—1778), французский писатель и

философ.

«Я верую, значит, я существую».

Д. ЮМ (1711—1776), английский философ,

и историк.

«Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на

кресте.

Я побывал в индуистском храме и древнем буддий­ском монастыре, Но и там не нашел я даже следов Его. Я отправился к Каабе, но Бога не было и там. Тогда я заглянул в свое сердце. И только там узрел Бога, Которого не было больше нигде...»

ДЖ. РУМИ (1207—1273), персидский поэт.

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Общение, его функции и виды; общение и коммуни­кация; духовно-практическая и духовно-теоретиче­ская деятельность.

Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к по­стоянному расширению. Мало того, что к числу традиционных видов и жанров искусства прибавляются новые, но и самые тра­диционные из них и давно существующие заметно видоизменя­ются. Не последнюю роль в этом процессе развития играет мас­совая коммуникация.

Коммуникация в этом случае понимается как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Иногда можно встретить термин «средства массовой информа­ции», используемый как синоним вынесенного в заголовок па­раграфа.

Если представить все многообразие коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и пересекаются интересы и ожидания всех индивидуумов — членов различных социальных структур. Мас­совая коммуникация буквально пронизывает все стороны жиз­ни современного общества.

Что представляет собой массовая коммуникация?

В социологии массовая коммуникация понимается как со­циально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передава­емой информации.

Непременным условием осуществления массовой коммуни­кации является наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации. Сре­ди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, при­нято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. Ка­кая между ними разница?

К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. Их история различна по длительности, различают­ся и их назначение, и каналы воздействия на аудиторию. Так, европейская пресса ведет отсчет времени лишь с XVII в., когда впервые появилась коммерческая газета, а появление мас­совой газеты в США относится к 1833 г. Радио как средство мас­совой информации имеет 75-летнюю историю, телевидение — 50-летнюю. При этом именно так называемые «электронные сред­ства массовой информации» приобретают все более важное зна­чение в современном обществе. Но об этом речь пойдет далее.

К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литера­тура. Средства массового воздействия не отличаются регулярно­стью обращения к массовой аудитории.

Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т. п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связан­ный с социально значимыми сторонами жизни.

СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование инфор­мации и благодаря этому являются мощным механизмом воз­действия на массовую аудиторию. Любопытно, что в недрах тех­нологического процесса созревает противоположная тенденция, которая направлена на то, чтобы сделать эффективной не столь­ко массовую коммуникацию, сколько межличностную и даже внутриличностную. Телевидение, как и радио, имеет возмож­ность реализовать опосредованную межличностную коммуни­кацию, включая в программы различного рода популярные ин­тервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации пред­лагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получить информацию, заложенную в компьютер, и даже осу­ществить обратную связь с другими получателями информа­ции. Компьютерные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, исполь­зующие лазерную технику. Эти нововведения видоизменяют при­роду СМИ и расширяют их функции в следующих направлени­ях. Во-первых, это децентрализация, т. е. создание условий, когда выбор программы зависит в большей степени от потреби­теля; во-вторых, увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению); в-треть­их, возможность интерактивности — взаимодействия через об­ратную связь для обмена информацией.

Важным условием функционирования массовой коммуни­кации является социальная значимость передаваемой информа­ции. Наряду с социальной актуальностью смысловой информа­ции большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную инфор­мацию. Это ожидание объясняется тем, что СМИ, как социаль­ные институты, имеют статус официального источника инфор­мации, к которому массовая аудитория имеет доверие. Истинность смысловой информации трудно проверить, может быть, поэтому аудитория столь чутко прислушивается к оценоч­ной информации, которая отражает преобладающие мнения в обществе. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Известно, что информация, которая тиражируется при помощи СМИ, находящихся либо под контролем государст­ва, либо во владении частных хозяев, отражает интересы вла­дельцев и их мировоззрение.

Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах. Это мо­жет быть обучение, убеждение, внушение и т. п.

У средств массовой информации потребитель также явля­ется массовым. Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредото- ченностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассмат­риваются как личности, включенные в сеть реальных общест­венных отношений и связей. Именно при помощи массовой ком­муникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

Создатели продукции, предназначенной для массовой ауди­тории, стремятся учитывать особенности аудитории. Так, Бри­танский институт практиков рекламы разработал классифика­цию читателей всей периодики в зависимости от их принадлеж­ности к той или иной социальной группе: А, В, С-1, С-2, D, Е: группа А — элита аристократии и бизнеса — «высший средний класс» (т. е. крупная буржуазия и высокооплачиваемая ин­теллигенция); группа В — «средний класс» (средняя буржуа­зия, чиновники), высококвалифицированные рабочие; группа С1 — «низший средний класс» (мелкая буржуазия, профессио­нальная интеллигенция: учителя, служащие и др.); группа С-2 — квалифицированные рабочие. Группа D — малоквалифи­цированные разнорабочие и другие низкооплачиваемые катего­рии трудящихся; наконец, группа Е — учащиеся, пенсионеры, безработные (т. е. все, кто живет на стипендии или пособия от государства). Эти категории потребителей массовой информации предопределяют четкое разделение труда между периодически­ми изданиями, призванными в первую очередь информировать и просвещать, и газетами и журналами, предназначение кото­рых состоит главным образом в том, чтобы развлекать. В све­те этого Англия по праву считается классической страной раз­деления прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Проще говоря, одни издания — для тех, кто управ­ляет или обслуживает управляющих своими профессиональны­ми способностями, другие — для тех, кем управляют.

Изначально этим двум типам прессы суждено было стать противоположными полюсами журналистики. Главное содержа­ние «качественных» газет, ориентированных на своего читате­ля, — развернутая информация, редакционные статьи на злобу дня, аналитические комментарии и эссе, письма видных дея­телей политики, культуры, церкви и т. д. Язык университет­ский, т. е. понятный людям с образованием. Что же касается популярных изданий, то их хлеб — сенсации со скандальной приправой, частная жизнь знаменитостей, криминальная хро­ника, секс крупным планом, розыгрыши призов, лотерей, спорт во всех измерениях. «Если собака укусила человека — это не новость. Вот если человек укусил собаку — это новость... Вой­на есть бестселлер... следом за войной идут сексуальный момент и преступления», — поучал своих сотрудников основатель «ко­пеечной» английской прессы лорд Нортклиф. Из всего этого вытекали и различия стиля подачи материала, и верстка, и оформление. Правда, начиная с 90-х годов стирание этих раз­личий идет все более быстрыми темпами. Вероятно, и в россий­ских изданиях нетрудно найти аналоги изданий, возникав­ших для разных слоев аудитории. Вы и сами можете опреде­лить, какого типа изданием является ваша любимая газета или журнал.


Массовая коммуникация характеризуется рядом социаль­ных функций. Рассмотрим важнейшие из них.

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной инфор­мации о самых различных сферах деятельности людей — дело­вой, научно-технической, политической, юридической, медицин­ской и т. п. При этом содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая большой объем ин­формации, люди не только расширяют свои познавательные воз­можности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Зна­ние информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида. Осо­бенно важна эта функция в сфере культуры, где ежедневно созда­ются новые произведения и появляются новые имена.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздей­ствия на массовую аудиторию, начиная с установления контак­тов, кончая контролем над обществом. В этой функции массо­вая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным созна­нием, фактически осуществлять функцию социального контро­ля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Но и благодаря ей лучшие явления куль­турной жизни также находят отклик у ценителей вслед за их появлением. Здесь все дело во вкусе и мере творцов и потреби­телей массовой коммуникации.

Получатель информации имеет возможность сравнивать раз­личные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этиче­ские требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т. п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательны­ми для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция выполняет не только свою основную, познавательную задачу — ознакомление с достиже­ниями культуры и искусства, она способствует осознанию об­ществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся
с особенностями различных культур и субкультур. Это разви­вает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, сня­тию социальной напряженности, в конечном счете интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неодно­значно. С одной стороны, стремление познакомить широкие мас­сы с достижениями мирового искусства, новыми направления­ми и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.

С другой стороны, низкий художественный уровень развле­кательных программ, неограниченные возможности их тиражи­рования порождают дурной вкус у потребителей массовой куль­туры. Подробнее о сущности и особенностях массовой культуры речь идет в параграфе «Духовная культура».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.