Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и религиозное мышление




Почему в современной России становится все больше верующих? Справедлива ли русская на­родная пословица «Бог один, да молельщики не­одинаковы»? Совпадают ли десять заповедей с современными нравственными нормами? Будет ли XXI век временем преобладания ислама?

Религия в современном мире

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: О возникновении и особенностях мировых религий: буддизма, христианства и ислама (из курса истории).

Одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории и из предыдущих разделов данного курса вы узнали, что религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, хрис­тианства, ислама.

На определенной стадии развития религии возникает цер­ковь, в лоне которой складывается духовная иерархия, появля­ются священники. Церковь объединяет верующих одного веро­исповедания, разрабатывает единые нормы их поведения.

Опыт исследования феномена религии показал, что пытать­ся придумать одно исчерпывающее ее определение — дело бес­перспективное. «Разумеется, у нас есть (или мы считаем, что есть) некое интуитивное понимание того, что такое религия. Сколь бы ни отличались религии Дальнего Востока от право­славия, русский казак, попавший в Пекин XVII в., прекрасно понимал, где находится храм, и отнюдь не принимал послед­ний по ошибке за трактир или университет. Но как только с обыденного уровня мы переходим на уровень теоретический, сразу же появляется масса проблем и вопросов»,— пишет Е. А. Торчинов.

Для примера возьмем такое распространенное определение религии, как вера в Бога или сверхъестественное. Рассматривая его, один из известных отечественных исследователей религиоз­ного опыта замечает, что в ряде религиозных учений вера в Бо­га отсутствует и акцент делается на абсолютные возможности, заложенные в самом человеке (например, в чань-буддизме). Так, в Китае при обилии интереснейших религиозных традиций в языке нет слова «Бог». Что же касается веры в сверхъестест­венное, то под это определение, строго говоря, попадают толь­ко иудаизм, христианство и ислам, где Бог полностью запреде­лен и несопоставим с нашим миром. Во многих же иных религиозных традициях сверхъестественное просто не существу­ет, поскольку боги, люди, животные и другие существа облада­ют одной и той же природой, как, например, в религии Древ­него Египта. Кроме того, сам этот термин исторически очень подвижен и многое из того, что совершенно естественно для ря­дового обывателя в XXI в., было абсолютно сверхъестественным для виднейших ученых XVII в. В свое время В. И. Вернадский заметил: «То, что вчера казалось научно невозможным, завтра может оказаться научно необходимым».

При внимательном рассмотрении и многие другие «точней­шие» определения религии оказываются абсолютно неточными. Так, определение религиозной веры как обязательно чуждой вся­кой логике оказывается неверным по отношению к средневеко­вым теологам, которые как раз занимались логическими дока­зательствами Божественного бытия. Так что же позволяет объединять бесчисленное количество совершенно различных культов, верований и т. д. под единым термином «религия»? К объяснению этого можно подойти формально, сказав, что все религиозные системы включают в себя определенные запреты и разрешения, ритуал, тексты, рассматривающиеся как священ­ные, почитание основателя и т. п. Но это внешние сходные мо­менты, не говорящие ничего о сходстве по сути.

Галилео Галилей, определяя разницу между наукой и ре­лигией, сказал: «Религия учит о том, как взойти на небо, а не о том, как оно вращается». «Взойти на небо» — в этих словах раскрывается суть религии. Не случайно все ее виды так или иначе связаны с понятием «путь». Она — путь и одновременно призыв по этому пути следовать, призыв выйти за пределы ограниченного человеческого существования и стать чем-то большим, обретя при этом неизмеримо большие возможности. «Если бы было у вас веры на горчичное зерно,— говорил уче­никам Христос,— вы могли бы двигать горами». Особая риту­альная практика (например, аскеза и молитва в христианстве, медитация и психофизический тренинг в буддизме) во всех ре­лигиозных системах призвана дать человеку возможность тако­го преображения. И это один из самых существенных момен­тов, объединяющий все виды религиозного опыта человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.