Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Форма культуры. Этика науки




Термины

Основные понятия

Форма культуры. Этика науки. Гуманизация. Гуманита­ризация. Интернационализация образования. Искусство.

Авторское право. Социокультурная среда. Эстетический.

I Что такое наука?

2 В чем заключается проблема этики в науке?

 

Какова роль образования в жизни современного об­щества?

 

«У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и польза»,— утверждал Д. И. Менделеев. Как вы понимаете смысл этих слов?

 

Что следует понимать под гуманизацией, гуманитари­зацией и интернационализацией образования?


 

В чем особенности искусства как формы культуры? Ка­кие вы знаете основные виды искусства?

 

Чем характеризуются роль и место искусства в куль­туре XX в.?

 

Есть ли общие черты в таких формах культуры, как образование, наука, искусство? Если есть, то в чем они заключаются?

ЗАДАНИЯ

 

Каковы, по-вашему, перспективы двенадцатилетней школы в нашей стране?

 

Один из современных ученых М. А. Аркадьев писал: «Диагноз, который может быть поставлен всемирно ис­торической ситуации, нельзя назвать утешительным. Судя по всему, в самой сердцевине человеческой культуры про­изошли процессы, приведшие к отказу фундаментальных «тормозных механизмов». Могут ли они быть заново соз­даны — проблематично. Ясно лишь одно — изначальная драма человечества получает сейчас крайнее выражение и может быть сформулирована как фундаментальный кон­фликт Ноосферы и Жизни».

О каких «тормозных механизмах», по-вашему, идет речь? Разделяете ли вы точку зрения автора? Обоснуйте свой ответ.

 

Зависит ли успех научных открытий от личности уче­ного? Пользуясь знаниями в области различных наук, приведите примеры.

 

Какой из видов современного искусства является наи­более характерным для культуры XX в.? Аргументи­руйте свой ответ.

 

Подготовьте небольшие сообщения, характеризую­щие развитие отдельных видов науки или искусства в XX в., обобщите и сделайте все необходимые выводы об особенностях развития этих форм культуры.

 

В свое время президент США Дж. Кеннеди в специ­альном послании конгрессу отмечал: «Перед нашей на­цией не стоит более важной задачи, чем распространение и совершенствование возможностей образования для все­го нашего народа... Образование — это наиболее выгодное капиталовложение, которое может сделать общество, и од­новременно самая богатая награда, которую оно может присудить».

Как вы понимаете смысл этого высказывания? Почему пре­зидент США придавал такое значение образованию?

 

Ученые считают современную науку продуктом эпохи Возрождения, ее культуры, весьма противоречивой, но преодолевшей традиции Средневековья. Как вы думаете, почему современная наука зародилась именно в то вре­мя? Какие выводы следуют из этого факта?

 

Что в наши дни следует понимать под словами поэта

0 том, что первая обязанность культурного челове­ка — в просвещении быть с веком наравне?

 

Высказывается идея о необходимости правового регу­лирования вопросов этики в науке, т. е. четкого рег­ламентирования, на какую тему можно вести исследова­ния, а на какую — нет. Как вы относитесь к этой идее?

Привлекая материалы средств массовой информа­ции, раскройте функции современной науки.

 

-4 Более 80 лет назад В. М. Бехтерев, выступая на от-

1 крытии института в Петербурге, сказал: «В наше время высшие школы преследуют только профессиональ­ные задачи, они готовят юристов, врачей, архитекторов и др. Но при этом упущено из виду, что в центре этой ра­боты должен быть поставлен человек, что для государст­ва, кроме профессиональных деятелей, нужны лица, кото­рые понимали бы, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика». Как вы думаете, со­хранило ли это высказывание свою актуальность? Свой ответ аргументируйте.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Наука убила в нас веру в сверхъестественное. Мы не можем уже принимать наши видения за откро­вения, а видим в них простые галлюцинации». М. ГЮЙО (1854—1888), французский философ.

«Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог». П. ФЛОРЕНСКИЙ (1882—1943), русский философ.

«Совершенный человек учится так: все, что вос­принимает его слух, он откладывает в сердце...», Сюнь-цзы (ок. 313 — ок. 238 до н. э.), древнекитайский философ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.