Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство в системе культуры




Виднейший исследователь культуры второй половины XX в. Ю. М. Лотман отметил два вопроса: 1. «Почему его (ис­кусства. — Авт.) так много? Почему, имея поэзию, надо иметь еще прозу? Имея прозу, надо иметь театр? Имея театр, надо иметь кинематограф? И т. д.». 2. «Искусство, казалось бы, вещь очень расточительная. Оно отнимает много средств, отвлекает огромное число людей в обществе, причем не самых слабых и глупых... Мы же не можем сказать, что Шекспир писал драмы потому, что не был способен ни к чему лучшему...»

В условиях материальной нужды, которая всегда сопут­ствовала человечеству, такое растранжиривание сил выглядит странно. Ощущение это еще более усиливается, если принять во внимание бум, переживаемый искусством в XX в. Появляются все новые его виды и стили. И это происходит в эпоху техни­чески развитой цивилизации, благоговеющей перед точными на­уками, руководствующейся принципом «время — деньги». То, что многие великие физики и математики, политические деяте­ли и даже крупные предприниматели XX в. были тонкими це­нителями и знатоками искусства, нельзя объяснить только же­ланием отдохнуть от повседневных трудов. Ведь с точки зрения физиологии занятия в тренажерном зале полезнее, чем посеще­ние театра или картинной галереи. Секрет такой увлеченности искусством многие видят в том, что оно стимулирует творчест­во в других видах деятельности.

Культура представляет собой единую систему, складываю­щуюся из многих составляющих (науки, техники, искусства, ре­лигии и т. д.), которые существенно отличаются друг от друга, но полноценно могут развиваться только во взаимодействии. «Я думаю, — писал Ю. М. Лотман, — что, где нет поэзии, там не будет и науки... Могу сослаться на слова Эйнштейна о том, что одним из импульсов к теории относительности были рома­ны Достоевского».

Рубеж XIX—XX вв. характеризуется гигантскими эконо­мическими, социально-политическими потрясениями. Утрачива­ется вера в прогресс и его разумность, разрушается старая сис­тема ценностей, падает авторитет традиционных религий. Изменения охватывают и науку. Теория относительности, создан­ная Эйнштейном, давала новый взгляд на мир, рисовала ано­мальные для обыденного сознания картины предметов, отдель­ные части которых движутся с разной скоростью, пространство предстало разнородным, как лоскутное одеяло, время потекло по-разному в различных областях пространства, отрезках времени и т. д.

Все каноны разрушены, и новое искусство обращается ко всем традициям (от наскальной живописи до импрессионистов) и синтезирует их. Искусство в глазах многих превращается в самый совершенный инструмент познания бытия. В великих ху­дожниках и поэтах вновь начинают видеть пророков, а их про­изведения превращаются в объекты культового поклонения. А в начале нового столетия идолами становятся звезды шоу-биз­неса. Искусство уже претендует на то, чтобы создавать реаль­ность, управляя сознанием масс. Этому способствуют возможно­сти, открытые перед человечеством кинематографом и виртуальной реальностью компьютера. Проникнув во все обла­сти человеческого бытия — от высоких эстетических пережива­ний до быта (через дизайн и рекламу), искусство XXI в. обре­ло огромную власть над человеческим сознанием, которая может быть обращена как в величайшее благо, так и в величайшее зло. Подумайте, от чего это зависит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.