Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание — высшая способность личности




Сознание является высшей способностью личности, регу­лирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действие так, чтобы оно определен­ным образом изменяло положение вещей в окружающей обста­новке, чтобы личность могла решить жизненную задачу.

Сознание отражает действительность, дает человеку пред­ставление о том, что удалено от него в пространстве и во вре­мени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир лич­ности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои це­ли и намерения в жизнь. Кроме способности целеполагания, ко­торую глубоко осмыслили философы, сознание личности имеет и притязания.

Ученые разработали теорию соотношения притязаний и достижений личности. Притязания выражают потребности, мо­тивы личности, а также ее представление о себе: на что она спо­собна, на что ориентирована, чего может добиться или заслу­жить и т. д.

При опросе старшеклассников о характере их будущей про­фессии одни опирались в ответах на критерии престижности, другие — на возможность помогать людям, а в притязаниях тре­тьих был заложен критерий трудности данной профессии. В при­тязаниях взрослой личности уже видна ее ориентация либо на самое себя, свои силы, либо на внешнюю помощь, поддержку, успех, славу. В притязаниях присутствует и такая составляю­щая, как самооценка. Заниженная самооценка ведет к пассив­ности, неуверенности, слабо выраженной индивидуальности, низ­кой мотивации достижений. Но завышенная самооценка отнюдь не всегда означает высокую активность, оптимальные возмож­ности. Такой человек в своих притязаниях переоценивает свои реальные возможности, а потому включается в деятельность с определенным грузом противоречий. Человека с низкой само­оценкой ожидает неуспех, неудача, поэтому он становится за­висимым от поддержки и контроля окружающих, от их оцен­ки. И, как это ни парадоксально, человек с завышенными притязаниями, будучи самоуверенным, часто также оказывает­ся зависимым от социального одобрения, успеха, поскольку не достигает желаемого своими силами.

В настоящее время представление об этом важнейшем ме­ханизме разработано более детально: понятие достижений заме­нено понятием удовлетворенности, а между притязаниями и удовлетворенностью выявлен механизм саморегуляции. Это поз­воляет проследить, как личность в своих притязаниях не толь­ко предвидит свои достижения, но и выдвигает (или не выдви­гает) требования к самой себе, к способу получения результата, к способу деятельности. При одних притязаниях личность ори­ентируется на легкий успех, а потому демобилизуется в процес­се деятельности, снижает самоконтроль, ослабляет саморегуля­цию, действует в полсилы. При других, напротив, мобилизуются все силы, самоконтроль повышается, включается саморегу­ляция.

Удовлетворенность, так же как и притязания, предпола­гает осознанные оценки, критерии, при которых личность удов­летворена своим результатом (или не удовлетворена, даже если имеет социальный успех), и эмоциональные переживания. По­следние повышают дальнейшую активность личности, ее уве­ренность в себе. Часто для человека в очень трудной ситуации важно не только достижение результата, но и то, что он пре­одолел трудности, сделал все, что мог, сохранил свое лицо. Удов­летворенность позволяет оценить, как были достигнуты резуль­таты, стоил ли определенный результат слишком больших уси­лий, затраченных в процессе саморегуляции, или, напротив, он достигнут слишком легко. А из этого анализа делаются выводы на будущее, формулируются требования к дальнейшей деятель­ности. Механизм, включающий типичный для каждой личнос­ти комплекс притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, и есть механизм активности. Активность часто отождествля­ется с деятельностью. На самом деле активность отвечает более общей жизненной потребности, чем деятельность, — потребно­сти в деятельности, тогда как деятельность, по общему при­знанию, отвечает потребности в каком-либо предмете. Одна и та же по своему социальному и профессиональному содержанию деятельность может осуществляться активно или пассивно, инициативно, добровольно, с интересом или вынужденно.

Существуют две основные формы активности личности, ко­торые раскрывают ее особенности как субъекта деятельности, общения и жизни в целом. Это инициатива и ответствен­ность. Психологические исследования обнаружили, что у раз­ных типов личности инициатива имеет разные характеристики. Например, среди старшеклассников один тип инициативен толь­ко когда становится лидером, другой — только когда внутрен­не или реально состязается с кем-нибудь, третий — только ког­да ему самому что-то покажется интересным. В целом инициатива характеризует самостоятельную личность, но в первых двух слу­чаях ориентированную на других, а в последнем — на себя.

Характер ответственности, так же как и характер иници­ативы, зависит от типа личности: один тип — исполнитель, ко­торый непосредственно выполняет лишь внешние требования; другой тип — личность, обладающая глубоким чувством внут­реннего долга, которая исполняет его по своей воле и желанию, когда от нее ни группа, ни общество ничего не требуют; третий тип, как правило, инициативный, но возлагающий ответствен­ность за выполнение своих инициатив на других и т. д.

Ответственность — наиболее важная характеристика лич­ности как субъекта деятельности. В ней, как и в притязаниях, всегда присутствует определенное предвосхищение результата, за достижение которого личность и возлагает на себя ответст­венность. Гарантируя его достижение своими силами, она берет на себя свою задачу деятельности, весь ее контур, внутри кото­рого она может действовать свободно, творчески, на свой страх и риск. Однако ответственность гарантирует не любой резуль­тат, а определенного качества и в определенный срок. Вся лич­ностная проблема ответственности заключается в том, что она дает гарантию достижения результата при любых непредвиден­ных трудностях. Гарантия, ответственность личности со­стоит не в том, чтобы сделать необходимое дело, а в том, чтобы выполнить его на необходимом высоком уровне, в срок и преодолеть неизбежные в нашем обществе трудности, воз­никающие по ходу деятельности.

Активность и сознание личности есть ее качества и как субъекта деятельности, и как субъекта жизни. Деятельность лич­ности — это не только труд, необходимый для зарабатывания средств существования. Это и ее жизненные начинания, кото­рые она не только реализует сама, но, доказывая их важность, «пробивает», отстаивает, добиваясь признания их социальной важности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.