Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные модели




«Какая мать семейства не мечтает о стиральной машине, специ­ально созданной для нее?» - спрашивает реклама. Действительно, какая мать семейства не мечтает об этом? Их миллионы, мечтающих об одной и той же стиральной машине, специально созданной для каждой из них.

«Тело, о котором вы мечтаете, - это ваше тело». Эта превосход­ная тавтология, окончанием которой является, вероятно, бюстгаль­тер той или иной формы, собирает все парадоксы «персонализиро­ванного» нарциссизма. Именно приближаясь к своему идеальному эталону, то есть будучи «поистине самими собой», вы лучше подчи­няетесь коллективному императиву и совпадаете очень близко с той или другой предложенной моделью. Это - дьявольское коварство или диалектика массовой культуры.

Мы видим, как общество потребления представляет самого себя и нарциссически отражается в своем образе. Процесс распространя­ется на каждого индивида, не переставая быть коллективной функ­цией, а это доказывает, что он вовсе не противоречит конформизму, все происходит наоборот, как это хорошо показывают два примера. Нарциссизм индивида в обществе потребления не является наслаж­дением единичностью, он представляет собой преломление коллек­тивных черт. Между тем он всегда выступает как нарциссическое вложение в «себя самого» посредством наименьшего маргинального

различия.

Индивид побуждается прежде всего нравиться себе, получать удовольствие от себя. Понятно, что, именно нравясь самому себе, люди имеют все шансы нравиться и другим. Может быть даже в ко­нечном счете самолюбование и самообольщение могут полностью вытеснить соблазнительную объективную цель. Обольщающее на­чинание замкнуто в себе самом соответственно типу совершенного «потребления», а его референт остается во многом другой инстанци­ей. Просто нравиться стало сегодня действием, где присутствие лич­ности, которой нравятся, является только вторичным моментом. Это повторенный дискурс рекламного образа.

Это приглашение к самолюбованию особенно действенно в от­ношении женщин. Но подобное давление сказывается на них благо­даря мифу о женщине как коллективной и культурной модели само­любования. Эвелин Сюллеро* хорошо говорит: «Продают женщину женщине... Думая, что она заботится о себе, душится, одевается, одним словом, «создает себя», женщина потребляет себя». Это соот­ветствует логике системы: не только отношение к другим, но и отно­шение к самой себе становится потребленным отношением, что не нужно смешивать со стремлением нравиться самому себе на основе веры в такие реальные качества, как красота, обаяние, вкус и т. д. Здесь нет ничего общего, ибо в последнем случае нет потребления,._ есть спонтанное и естественное отношение. Потребление всегда оп­ределяется заменой этого спонтанного отношения другим, опосре­дованным системой знаков. В этом случае если женщина себя по­требляет, то это значит, что ее отношение к себе самой объективиро­вано и подпитано теми знаками, которые составляют Женскую модель, являющуюся настоящим объектом потребления. Именно ее женщи­на потребляет, «персонализируясь». В конечном счете женщина «не может иметь разумного доверия ни к пламенности своего взгляда, ни к нежности кожи: присущие ей свойства не сообщают ей никакой уверенности» (Вреден. «La Nef»). Совсем разные вещи ценить есте­ственные свойства и заставить ценить себя вследствие присоедине­ния к модели и соответственно установленному кодексу. Речь идет здесь о функциональной женственности, где все естественные цен­ности красоты, обаяния, чувственности исчезают, уступая место по­казательным ценностям натуральности (софистифицированной), эро­тизма, «изящества», экспрессивности.

Как и насилие1, обольстительность и нарциссизм подхвачены прежде всего моделями, индустриально произведенными СМИ и сде­лавшимися отличительными знаками (чтобы все девушки смогли увидеть в себе Брижит Бардо, нужно, чтобы волосы или рот или ка­кая-то черта одежды их отличали, то есть нужно одно и то же для всех). Каждый находит свою собственную персональность в следо­вании этим моделям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.