КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерная программа дисциплины
ВВЕДЕНИЕ
Электрическая энергия, ее свойства и применение. Основные этапы развития отечественной электроэнергетики, электротехники и электроники. Перспективы развития электроэнергетики, электротехники и электроники РФ. Основное содержание учебной дисциплины "Электротехника и электроника", ее значение в подготовке к освоению новой техники, робототехники, прогрессивных технологий, станков с ЧПУ и автоматических линий; ее связь с другими дисциплинами.
Раздел 1 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Тема 1. 1 Электрическое поле
Студент должен: знать: основные свойства и характеристики электрического поля; закон Кулона и условия его применения; связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля; влияние электрического поля на проводники и диэлектрики; конденсаторы и их соединения;
уметь: рассчитывать электрические напряженность и разность потенциалов в поле единичного заряда и в однородном поле, решать задачи на применение закона Кулона; объяснять физический смысл сущности поляризации диэлектриков, действие электрического поля на проводники и диэлектрики; определять пробивное напряжение и запас электрической прочности различных диэлектриков; различать электроизоляционные материалы по внешнему виду и характеристикам.
Основные свойства и характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.
Тема 1.2 Электрические цепи постоянного тока
Студент должен: знать: классификацию электрических цепей и их основных элементов; параметры активных и пассивных элементов электрической цепи, их вольт-амперные характеристики; зависимость электрического сопротивления от температуры; зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника; режимы работы электрической цепи; законы Ома и Кирхгофа; метод преобразования (свертывания) схем, преобразование треугольника сопротивлений в эквивалентную трех лучевую звезду и звезды - в эквивалентный треугольник; методы расчета электрических цепей постоянного тока: контурных токов, узловых потенциалов, двух узлов (узлового напряжения); графический метод расчета нелинейной электрической цепи постоянного тока;
уметь: различать и классифицировать проводниковые материалы по удельному сопротивлению, классифицировать проводниковые изделия; раскрывать понятия: ЭДС, разность потенциалов, напряжение, сопротивление, проводимость; производить анализ электрической цепи, рассчитывать полное сопротивление цепи, определять напряжение, ток, мощность и энергию на каждом участке цепи, составлять баланс мощностей; применять законы Ома для участка цепи и для полной цепи; составлять простейшие электрические цепи на основе законов Кирхгофа для узла и контура; производить расчет электрической цепи методами: контурных токов, узловых потенциалов, двух узлов (узлового напряжения); составлять простейшие электрические цепи; производить измерения в цепях постоянного тока; производить графический расчет нелинейных цепей постоянного тока при различных соединениях пассивных линейных и нелинейных элементов; определять по заданным ВАХ нелинейных элементов токи и напряжения в электрической цепи.
Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики. Пассивные и активные элементы электрической цепи. Элементы схемы электрической цепи: ветвь, узел, контур. Схемы замещения электрических цепей. Электродвижущая сила (ЭДС). Электрическое сопротивление. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резисторов. Режимы работы электрической цепи: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания. Энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. КПД. Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Расчет электрических цепей произвольной конфигурации методами: контурных токов, узловых потенциалов, двух узлов (узлового напряжения). Нелинейные электрические цепи постоянного тока. Нелинейные пассивные элементы и их вольт-амперные характеристики (ВАХ). Графический метод расчета нелинейных электрических цепей постоянного тока.
Тема 1.3 Электромагнетизм
Студент должен:
знать: основные свойства и характеристики магнитного поля; закон Ампера и условия его применения; физический смысл понятия индуктивности; закон Ленца и его физический смысл; область применения ферромагнитных материалов; метод расчета однородной неразветвленной магнитной цепи с использованием характеристик намагничивания ферромагнитных материалов и электротехнических сталей; процесс наведения ЭДС в проводнике, движущимся в магнитном поле; уметь: определять основные свойства и характеристики магнитного поля; определять электромагнитную силу, действующую на проводник с током в магнитном поле и силы взаимодействия между параллельными проводниками с токами; определять ЭДС электромагнитной индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле; применять правила для определения индукционных ЭДС и токов; раскрывать физический смысл понятий индуктивности собственной и индуктивности взаимной; производить расчет однородной неразветвленной магнитной цепи постоянного тока; пользоваться характеристиками намагничивания ферромагнитных материалов и электротехнических сталей. Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Индуктивность: собственная и взаимная. Магнитная проницаемость: абсолютная и относительная. Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. ЭДС в проводнике, движущимся в магнитном поле. Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные. Расчет неразветвленной магнитной цепи. Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение.
Тема 1.4 Электрические цепи переменного тока
Студент должен:
знать: параметры цепей синусоидального тока и их сущность: активное сопротивление, реактивное емкостное, индуктивное и полное сопротивления; разность фаз; активную, реактивную и полную мощности; коэффициент мощности; законы Ома и Кирхгофа для цепи синусоидально тока; связь мгновенного, амплитудного, среднего и действующего значений ЭДС, напряжения, тока; фазовые соотношения между напряжением и током на отдельных участках цепи; порядок построения векторных диаграмм токов, напряжений, сопротивлений, мощностей; физическую сущность процессов, протекающих в электрической RLC- цепи переменного тока; физическую сущность явлений: резонанс напряжений, резонанс токов; условия возникновения резонанса напряжений и резонанса токов;
уметь: строить временные диаграммы, рассчитывать параметры синусоидальных сигналов по временным диаграммам; применять законы Ома и Кирхгофа для расчета цепей синусоидального тока; определять характер электрической цепи, производить расчет цепи синусоидального тока, составлять баланс мощностей; определять по параметрам электрической цепи RLC- цепи ее резонансную частоту, добротность, разность фаз напряжений, мощностей; по векторным диаграммам определять параметры электрической цепи синусоидального тока; производить измерения в однофазных цепях синусоидального тока.
Понятие о генераторах переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока. Изображение синусоидальных величин с помощью временных и векторных диаграмм. Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и тока. Неразветвленные электрические RC и RL -цепи переменного тока. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Баланс мощностей. Неразветвленная электрическая RLC- цепь переменного тока, резонанс напряжений и условия его возникновения. Расчет электрической цепи, содержащей источник синусоидальной ЭДС.
Тема 1.5 Электрические измерения
Студент должен:
знать: роль и значение электротехнических измерений в науке и технике; принцип действия и назначение электроизмерительных приборов магнитоэлектрического, электромагнитного, электродинамического, индукционного измерительных механизмов; правила пользования цифровыми электроизмерительными приборами; погрешности измерения;
уметь: различать тип и характеристики измерительных приборов по условным обозначениям; пользоваться электроизмерительными приборами магнитоэлектрического, электромагнитного, электродинамического, индукционно измерительных механизмов; пользоваться цифровыми приборами, выбирать предел измерения; определять погрешности электроизмерительных приборов по данным измерений; выбирать прибор для измерения с наименьшей погрешностью различных электрических величин; составлять схемы включения приборов при измерении различных электрических величин.
Основные понятия измерения. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов. Измерение тока и напряжения. Магнитоэлектрический измерительный механизм, электромагнитный измерительный механизм. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Измерение мощности. Электродинамический измерительный механизм. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов. Индукционный измерительный механизм. Измерение электрической энергии. Измерение электрического сопротивления, измерительные механизмы. Косвенные методы измерения сопротивления, методы и приборы сравнения для измерения сопротивления.
Тема 1.6 Трехфазные электрические цепи
Студент должен:
знать: схемы соединений звездой и треугольником трехфазных генераторов и трехфазных приемников электрической энергии; принцип работы трехфазной электрической цепи, порядок соединения обмоток трехфазных генераторов звездой и треугольником; соотношение между фазным и линейным напряжениями, соотношение между фазным и линейным токами при различных соединениях нагрузки; принцип построения векторной диаграммы для трехфазной цепи; распределение мощности в нагрузке; назначение нейтрального (нулевого) провода;
уметь: определять вид трехфазной электрической цепи при подключении нагрузки звездой и треугольником; различать симметричную и несимметричную нагрузки; производить расчет трехфазной электрической цепи при симметричной нагрузке; определять фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи при различных соединениях нагрузки, мощность одной фазы и трехфазной цепи в целом; определять коэффициент мощности; строить векторные диаграммы напряжений и токов для симметричной нагрузки; производить измерения в трехфазных электрических цепях.
Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездой и треугольником. Трехпроводные и четырехпроводные трехфазные электрические цепи. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи, соотношения между ними. Симметричные и несимметричные трехфазные электрические цепи. Нейтральный (нулевой) провод и его назначение. Векторная диаграмма напряжений и токов. Передача энергии по трехфазной линии. Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях нагрузки. Расчет симметричной трехфазной электрической цепи при соединениях нагрузки звездой и треугольником.
Тема 1.7 Трансформаторы
Студент должен:
знать: устройство и принцип действия однофазного трансформатора; режимы работы однофазного трансформатора; номинальные параметры однофазного и трехфазного трансформаторов; типы трансформаторов и их применение;
уметь: объяснить устройство и принцип действия трансформаторов; определять тип трансформатора; определять параметры трансформаторов по паспортным данным; различать режимы работы трансформатора; определять потери мощности и КПД трансформатора по результатам измерений; определять коэффициент трансформации трансформатора по данным измерений токов и напряжений; определять согласное и встречное включение обмоток трансформатора; регулировать выходное напряжение с помощью автотрансформатора.
Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Номинальные параметры трансформатора: мощность, напряжение и токи обмоток. Потери энергии и КПД трансформатора. Типы трансформаторов и их применение: трехфазные, многообмоточные, измерительные, автотрансформаторы.
Тема 1.8 Электрические машины переменного тока
Студент должен:
знать: устройство и принцип действия электрических машин переменного тока; принцип обратимости электрический машин переменного тока; основные характеристики асинхронных двигателей и синхронных генераторов; причину, по которой частота вращения ротора асинхронного двигателя меньше синхронной; способы пуска в ход электрических машин и способы регулирования частоты вращения ротора; уметь: определять тип и параметры машин переменного тока по их маркировке; определять частоту вращения ротора по значению скольжения и частоте тока в сети; выбирать способы пуска двигателя в зависимости от их мощности; определять потребляемую мощность двигателя по паспортным значениям КПД и номинальной мощности; подключать двигатель к сети и осуществлять его пуск и реверс; включать обмотки статора электрической машины звездой и треугольником на требуемое напряжение.
Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и генераторах. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика. Регулирование частоты вращения ротора. Однофазный и двухфазный асинхронный электродвигатели. Потери энергии и КПД асинхронного двигателя. Синхронные машины и область применения.
Тема 1.9 Электрические машины постоянного тока
Студент должен:
знать: устройство и принцип действия электрических машин постоянного тока; принцип обратимости электрических машин постоянного тока; основные характеристики двигателей и генераторов постоянного тока; способы пуска в ход электрических машин и способы регулирования частоты вращения якоря;
уметь: определять типы и параметры машин постоянного тока по их маркировке; строить рабочие характеристики генераторов и двигателей постоянного тока по данным измерений; выбирать способы пуска двигателей в зависимости от их мощности и схемы возбуждения; подключать двигатель к сети, осуществлять его пуск и регулирование частоты вращения.
Назначение машин постоянного тока и их классификация. Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машины постоянного тока: ЭДС обмотки якоря, реакции якоря, коммутация. Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока, общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением. Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока. Потери энергии и КПД машин постоянного тока.
Тема 1.10 Основы электропривода
Студент должен:
знать: функциональную блок-схему электропривода; методику расчета мощности электродвигателя при различных режимах работы;
уметь: объяснить по функциональной схеме устройство электропривода; выбирать тип электродвигателя по механической характеристике рабочей машины; выбирать электродвигатель в зависимости от режима работы; строить для выбранного двигателя реальную нагрузочную диаграмму; производить расчет мощности двигателя при различных режимах работы; анализировать работу схем управления электродвигателем.
Понятие об электроприводе. Уравнение движения электропривода. Механические характеристики нагрузочных устройств. Расчет мощности и выбор двигателя при продолжительном кратковременном и повторно-кратковременном режимах. Аппаратура для управления электроприводом.
Тема 1.11 Передача и распределение электрической энергии
Студент должен:
знать: преимущества объединения энергосистем; потери напряжения и энергии в проводах ЛЭП; метод выбора сечения проводов по таблицам допустимых нагрузок; назначение защитного заземления и защитного зануления в электроустановках;
уметь: определять конструкцию и область применения проводов и кабелей по их маркам; выбирать сечения проводов и кабелей по допускаемой токовой нагрузке и потере напряжения; отличать защитное заземление от защитного зануления.
Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Электрические сети промышленных предприятий: воздушные линии; кабельные линии; внутренние электрические сети и распределительные пункты; электропроводки. Электроснабжение цехов и осветительных электросетей. Графики электрических нагрузок. Выбор сечений проводов и кабелей: по допустимому нагреву; с учетом защитных аппаратов; по допустимой потере напряжения. Эксплуатация электрических установок. Защитное заземление. Защитное зануление.
Раздел 2 ЭЛЕКТРОНИКА
Тема 2.1 Физические основы электроники. Электронные приборы
Студент должен:
знать: физические процессы, происходящие в "p-n" переходе при его прямом и обратном включениях; принцип работы полупроводниковых диодов, стабилитронов, биполярных и полевых транзисторов, тиристоров; основные параметры и назначение полупроводниковых приборов; принцип работы и область применения фотоэлектронных приборов;
уметь: объяснить устройство и принцип работы полупроводниковых диодов, биполярных и полевых транзисторов, тиристоров; определять параметры полупроводниковых приборов по их характеристикам; определять типы полупроводниковых приборов по их маркировке; пользоваться справочной литературой по полупроводниковым приборам; проводить измерения токов и напряжений при снятии входных и выходных характеристик биполярных транзисторов; различать по внешнему виду приборы с внешним и внутренним фотоэффектом; определять тип фотоэлектронной прибора по его маркировке.
Электропроводимость полупроводников. Собственная и примесная проводимость. Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и обратное включение "p-n" перехода. Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область применения. Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия, назначение, область применения, маркировка. Биполярные транзисторы. Физические процессы и биполярном транзисторе. Схемы включения биполярных транзисторов. Схемы включения биполярных транзисторов: общая база, общий эмиттер, общий коллектор. Вольтамперные характеристики, параметры схем. Статические параметры, динамический режим работы, температурные и частотные свойства биполярных транзисторов. Полевые транзисторы: принцип работы, характеристики, схемы включения. Тиристоры: классификация, характеристика, область применения, маркировка. Фотоэлектронные приборы: вакуумные, газонаполненные, полупроводниковые.
Тема 2. 2 Электронные выпрямители и стабилизаторы
Студент должен:
знать: основные параметры электронных выпрямителей; принцип работы схем однополупериодного, двухполупериодного и трехфазного выпрямителей; основные требования, предъявляемые к сглаживающим фильтрам; основные параметры электронных стабилизаторов напряжения и тока; принцип работы стабилизаторов постоянного напряжения и тока;
уметь: составлять схемы однополупериодного и двухполупериодного выпрямителей; изображать графики мгновенных значений выпрямленных напряжений и токов для различных типов выпрямителей; графически пояснить работу схем выпрямления; объяснить работу различных сглаживающих фильтров, электронных стабилизаторов напряжения и тока.
Основные сведения, структурная схема электронного выпрямителя. Однофазные и трехфазные выпрямители. Сглаживающие фильтры. Основные сведения, структурная схема электронного стабилизатора. Стабилизаторы напряжения. Стабилизаторы тока.
Тема 2. 3 Электронные усилители
Студент должен:
знать: основные технические характеристики электронных усилителей; принцип работы усилителя низкой частоты на биполярном транзисторе; принцип работы импульсивного, избирательного, операционного усилителей и усилителей постоянного тока; назначение обратной связи в усилителях; методы температурной стабилизации режима работы усилителя;
уметь: снимать и строить амплитудно-частотную характеристику электронного усилителя; по АЧХ определять коэффициент усиления усилителя и его полосу пропускания, граничные частоты рабочего диапазона; выражать коэффициенты усиления усилителя по току, по напряжению, по мощности в логарифмических единицах - децибелах (дБ).
Схемы усилителей электрических сигналов. Основные технические характеристики электронных усилителей. Принцип работы усилителя низкой частоты на биполярном транзисторе. Обратная связь в усилителях. Многокаскадные усилители, температурная стабилизация режима работы. Усилители постоянного тока. Импульсные и избирательные усилители. Операционные усилители.
Тема 2.4 Электронные генераторы и измерительные приборы
Студент должен:
знать: принцип работы различных типов электронных генераторов и их применение; сущность переходных процессов в RC - цепях; принцип работы электронного вольтметра и осциллографа;
уметь: объяснять принцип генераторов LC- типа и RC-типа; объяснять принцип работы импульсных генераторов: мультивибратора, триггера, генератора линейно изменяющегося напряжения; пользоваться осциллографом для наблюдения формы напряжений и токов; по осциллограммам напряжений и токов определять параметры электрических сигналов; по параметрам схемы электронного генератора определять его рабочую частоту и период колебаний; пользоваться электронным вольтметром.
Колебательный контур. Структурная схема электронного генератора. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа, генераторы RC- типа. Переходные процессы в RC- цепях. Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер. Генератор линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН - генератор). Электронные стрелочные и цифровые вольтметры. Электронный осциллограф.
Тема 2.5 Электронные устройства автоматики и вычислительной техники
Студент должен:
знать: назначение автоматического контроля, управления и регулирования; назначение и типы измерительных преобразователей и исполнительных электродвигателей; устройство, принцип работы и назначение электромагнитного и ферромагнитного реле;
уметь: различать измерительные преобразования по принципу действия и назначению; различать типы исполнительных элементов, электромеханических промежуточных элементов и ферромагнитных промежуточных элементов систем автоматики по принципу действия и назначению; определять параметры срабатывания и возврата электромагнитного реле.
Структура системы автоматического контроля, управления и регулирования. Измерительные преобразователи. Измерение неэлектрических величин электрическими методами. Параметрические преобразователи: резистивные, индуктивные, емкостные. Генераторные преобразователи. Исполнительные элементы: электромагниты; электродвигатели постоянного и переменного токов, шаговые электродвигатели. Электромагнитное реле. Ферромагнитные бесконтактные реле и их использование в вычислительной технике.
Тема 2.6 Микропроцессоры и микро- ЭВМ
Студент должен:
знать: место микропроцессоров и микро-ЭВМ в структуре средств вычислительной техники; объективную необходимость применения микропроцессоров и микро-ЭВМ для комплексной автоматизации управления производством, в информационно-измерительных системах, технологическом оборудовании; принцип работы микропроцессоров и микро-ЭВМ, полупроводниковых запоминающих устройств, логических элементов; основные логические операции И, ИЛИ, НЕ и их комбинации; способы изображения логических чисел; двоичную и десятичную систему счисления;
уметь: описывать архитектуру и функции микропроцессоров и микро-ЭВМ, основные качественные показатели промышленных полупроводниковых запоминающих устройств и их классификацию; объяснять место и роль интерфейса в микропроцессорах и микро-ЭВМ; раскрывать варианты структур микро-ЭВМ и их организацию на основе микропроцессоров; описывать элементы, входящие в периферийное устройство микро-ЭВМ, специализированные периферийные устройства; раскрывать примеры серийно выпускаемых микропроцессорных систем и их основные характеристики; пользоваться элементами формальной логики; составлять таблицы истинности; переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно; пользоваться справочной литературой по интегральным микросхемам.
Понятие о микропроцессорах и микро-ЭВМ. Устройство и работа микро-ЭВМ. Структурная схема, взаимодействие блоков. Арифметическое и логическое обеспечение микропроцессоров и микро-ЭВМ. Архитектура микропроцессора. Микропроцессоры с жесткой и гибкой логикой. Интерфейс микропроцессоров и микро-ЭВМ. Интегральные схемы микроэлектроники. Основные параметры больших интегральных схем микропроцессорных комплектов. Периферийные устройства микро - ЭВМ.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |