Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидия Исааковна Бродская




Лидия Исааковна Бродская (1910-1984) принадлежит к числу видных советских художников –

пейзажистов.

Будучи дочерью выдающегося художника и деятеля советской культуры Исаака Израилевича Бродского, Лидия Исааковна с детства росла в художественной среде и воспитывалась в мире искусства, ей были привычны запахи красок и вид белого поля холста. Она рано начала рисовать, с трехлетнего возраста у нее был собственный уголок, где она рисовала и писала кукол, клоунов, цветы, придуманные пейзажи но на первых порах в её увлечениях победили танцы.

В одиннадцать лет Л.И.Бродская поступила в прославленное Ленинградское хореографическое училище, где она воспитывалась вместе с такими выдающимися мастерами балета, как Галина Уланова и Татьяна Вечеслова, Вахтанг Чабукиани и Константин Сергеев. Восемь лет в училище были порой непрерывного труда, кропотливых занятий под руководством замечательного педагога Агриппины Яковлевны Вагановой. Утро начиналось с урока классического танца, затем шли общеобразовательные предметы, чередуясь с занятиями мимикой, характерным и бальным танцем, музыкой, фехтованием. Она окончила это училище, но балериной не стала и в течение ряда лет выступала на эстраде и в мюзик – холлах.

Богато одарённая от природы, Лидия Исааковна увлечённо отдавалась танцевальному искусству и акробатике, не сразу найдя своё истинное призвание. Но постепенно влияние отца и семейное воспитание начало сказываться. Её потянуло к живописи.

В 1935 году Бродская начала посещать вольнослушательницей Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде, которую возглавлял её отец. Он и его ассистент В.А.Серов стали её первыми учителями. Впоследствии, переехав в Москву, она пользовалась также советами Н.П.Крымова и Ф.П.Решетникова. Начав с натюрмортов, с непритязательных натурных изображений, Л.И.Бродская, благодаря таланту, упорной воле и точным методическим советам учителей, постепенно овладела всеми секретами профессионального мастерства. В 1943 году она стала членом Союза художников. С этого времени начался её самостоятельный творческий путь как профессионального пейзажиста.

Если не считать ранних натюрмортов, Бродская пишет исключительно пейзажи. Художественное богатство этого жанра не менее велико. И раскрывается оно прежде всего в самом характере, образном строе живописи.

Лидия Бродская не пишет ни городских, ни индустриальных пейзажей. Две её картины – «Москва с Ленинградских гор» и «Вдали Москва» - единственные, в которых «участвует» город (да и то в последней из них он лишь виднеется на горизонте и основу изображения составляет природа). Нет у неё и деревенских пейзажей, а также картин с производственными мотивами (линий электропередач, железнодорожных мостов и т.п.).

Всё её творчество посвящено не тронутой человеком, хотя и обжитой им природе. Ленты убегающих в бесконечные просторы рек, извивающиеся лесные ручейки, привольные поля и широкие лесные поляны, весенние перелески и сумрачные лесные чащи – эти и многие другие привычные мотивы составляют главное содержание творчества Бродской.

Лидия Исааковна Бродская настоящий и глубокий художник – реалист. Она не придумывает декоративные гармонии, а в самой натуре стремится увидеть, выявить и перенести на полотно свойственную этой натуре красоту. При этом она не ограничивается передачей внешнего облика видимого, а всегда вскрывает своей живописью суть природного образа. Эта суть в том, что мир прекрасен, что слияние человека с окружающим миром возвышает и облагораживает его.

Творчество Бродской продолжает традиции русского пейзажа. В нём как бы связываются линии, идущие от лирических пейзажей А.К. Саврасова, Ф.А Васильева, И.И.Левитана и объективно– повествовательных пейзажей И.И.Шишкина и А.М.Васнецов. Не чужды ей элементы цветовой напряжённости и обобщений пейзажей А.И.Куинджи. Из советских пейзажистов более всего повлияли на неё Н.П.Крымов и В.В.Мешков. Бродская является современницей таких «чистых» пейзажистов, как Н.М. Ромадин, А.М. Грицай, Б.В.Щербаков, Е.И.Зверьков и другие.

Лидия Исааковна больше всего писала Подмосковье, Оку и Волгу, Урал и Сибирь. Пробовала писать также Кавказ, горные пейзажи, но они ей меньше удавались, как и изображения экзотических пейзажей зарубежных стран. В традицию же реалистического изображения природы среднерусской полосы Л.И.Бродская внесла свою, особую ноту. Ей почти не свойственно изображение природы в смятённых, драматических состояниях, бурно – романтических, ночных пейзажей и т. п. («Гроза», «Радуга над Днепром» - немногие исключения).

Пейзажи Лидии Бродской обычно являются композиционно сложными и многоплановыми. Обычно они крупноформатны, а высокий или низкий горизонт позволяет охватить большое пространство. Пейзажам свойственны композиционная построенность, верность и выверенность цвето–световых отношений. Для них обычно чёткое деление на планы, выделение центра, нередко кулисное построение. Пейзажи эти обладают большой художественной целостностью. В то же время они очень конкретны и отличаются богатством деталей.

Лидия Бродская – художник большого воображения. Подлинный пейзаж – картина – не копия натуры. Он сочинён на её основе, создан воображением. Путь от этюда к картине, работа по памяти на основе собранного материала – всё это требует работы воображения. В натуру нередко вносится композиционная корректировка, чтобы в картине не было ничего случайного, чтобы природа выступала в своих устойчивых, типичных чертах.

Нередко у Лидии Исааковны повторяются в картинах схожие мотивы, например убегающая в даль лента реки, вспаханная земля, заснеженный лес. Многие пейзажи имеют сходные названия: «Весна», «Апрель», «Золотая осень», «Лес в снегу», «Пахота» и т. п. Но при этом имеется в виду не изображение одного и того же места при разном освещении, а создаются совершенно разные пейзажи, разные по месту изображения, по времени, по состоянию и, конечно же, по композиции.

Творчеству Бродской присущи искренность, взволнованность, Эти качества в сочетании с национальными мотивами и традициями сообщают им глубоко русский колорит.

 

 

В 1951 году художница работает на Волге вблизи города Горького. Она пишет массу этюдов, в которых передано трепетное ощущение широты и размаха родной природы. В результате этой поездки появились эпические полотна «Рожь золотая» и «Рожь колосится», в которых художница сумела поэтически передать лирическую красоту и необъятные просторы русской природы.

В большой галерее пейзажей, созданных Л.И.Бродской, представлены все времена года. Есть у нее и произведения, запечатлевшие переходное состояние природы, - например, стремительный приход весны. Бродская любит эту пору года и с увлечением переносит ее на холст. Таковы картины: «Весеннее поле», «Весна», «Пришла весна».

С неменьшим удовольствием пишет она и русскую снежную зиму. Картины «Заснеженный лес», «Зимние сумерки», «Морозное утро», «Зимний вечер». «Зима», «Мороз», «Зимняя дорога», «В лесу зимой», «Зимка», «Зимняя сказка», «Лес в снегу» и многие другие передают сказочное величие лесов и полей, покрытых серебристым снегом. Художница увлекается причудливыми формами деревьев, переплетающимися ветвями и сучьями, необыкновенной тишиной, Умиротворяющим покоем… Она пишет зиму утром, на закате и освещенной призрачным светом луны.

Сотни этюдов, написанных Бродской, служат ей материалом для создания картин, но никогда они не бывают лишь увеличенными этюдами, картины всегда есть творческая переработка и обобщение этюдных впечатлений. И вместе с тем этюды ей помогают сохранить свежесть непосредственного переживания природы.

В 1952 году Л.И.Бродская предприняла длительное путешествие на Урал. Появились новые этюды, а затем были созданы две картины «Урал» и «Южный Урал». В начале 1960-х годов художница побывала в Сибири. На полотнах «Сибирь» И «Енисей» предстают реки-великаны, обрамленные каменистыми берегами, дикая нетронутая тайга и могучие горные перевалы.

По-своему поведала художница о природном своеобразии Байкала. Она выбрала такой вид на озеро, который дает обобщающее представление о разнообразии и величии байкальской природы. Освещенные солнцем горы и прибрежные откосы, тихая гладь водного пространства – все, что изображено на замечательном пейзаже «Байкал. У истоков Ангары», укрепляет чувство органической связи с необъятной нашей Родиной.

В результате поездки на Украину появилось живописное полотно «Радуга над Днепром» (1955), в котором бескрайняя панорама красавицы реки и бесконечной равнины осенена вспыхнувшей радугой. Надо отдать должное художнице: она избежала эффектной театральности.

С годами совершенствуется искусство Л.И.Бродской. Многочисленные ее пейзажи привлекают убежденностью в правильности избранного ею пути. Она - достойный наследник великих традиций школы русского реалистического пейзажа. В этом убеждаешься вновь, встречаясь с ее полотнами «Баргузинский заповедник», «Забайкалье», «Зима таежная», «Южный Урал»,

За картины «Весна», «Над просторами России», «Байкал» художница была удостоена Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина за 1977 год.

 

Радуга над Днепром Весна на полях

 

Весна на полях. Апрель

 

Золотая осень Морозное утро Лес в снегу Заснеженный

лес

 

Зима Урал

Сибирь Байкал. У истоков Ангары

 

 

Таежный мороз Лебединое озеро

Исаак Бродский. Сказка

 

Исаак Бродский. Опавшие листья

 

 

Лидия Исааковна Бродская об искусстве:

«Искусство – главное в моей жизни. Звание «художник» - большая честь, но оно и ко многому обязывает. Каждый художник выбирает свой путь в искусстве. Я выбрала жанр пейзажа и всю жизнь работаю в этом жанре, написала сотни картин и более тысячи этюдов.

Ответственное отношение к искусству, по-моему, заключается в том,что художник не признаёт случайного в изображении родной природы, тщательно выбирает мотив для пейзажа и старается сделать законченное во всех отношениях произведение.

Я не признаю «нашлёпков» и сделанных на «скорую руку» этюдов. Этюд должен быть хорошо проработан во всех его частях, тогда с него легко можно писать картину. Люблю писать большие многоплановые картины, но пишу и лирические пейзажи тех мест, которые привлекли моё внимание, чем-то заинтересовали меня и понравились. В моих пейзажах нет человека, я не пишу людей. Мне хочется другого, чтобы зритель вслед за мной вошёл в этот лес, прошёл по тропинке, извивающейся между деревьями, залюбовался вместе со мной лёгкими холодными лучами луны или тёплым розовым светом, золотящим летнюю зелень.

Я против авангардизма и псевдоноваторства в пейзажной живописи,против схематизма, примитивизма, стилизации. Уверена, что все эти выверты и так называемые поиски пройдут, а настоящее реалистическое искусство будет развиваться и дальше, радуя зрителей, ждущих от художников правдивого и высокохудожественного изображения окружающего мира.

Думаю, что я нашла для себя единственно правильный путь в искусстве, ему следовала и буду следовать дальше. В этом меня убеждают и многочисленные отзывы зрителей о моих картинах, и письма с просьбами запечатлеть тот или иной уголок нашей Родины. И в этом я чувствую нужность моей работы.

Я бывала во многих районах нашей страны, писала там этюды, на основе которых создавала свои картины. Бывала и за рубежом, но пейзажи других стран не вдохновляют меня.

У меня нет постоянно приписанных мне учеников, но я с удовольствием отвечаю на письма художников-любителей, помогаю им, просматриваю их работы и делюсь с ними своими знаниями и опытом в искусстве пейзажной живописи.

Мне уже немало лет, но я не сдаюсь и продолжаю работать. Много у меня творческих планов, хочется всё успеть, сделать а искусство я очень люблю, и эта любовь придаёт мне новые силы. Мне хочется, чтобы работы мои не просто изображали природу нашей Родины, но вызывали у зрителя радость или грусть, будили глубокие мысли и вызывали у зрителя радость или грусть, будили глубокие мысли и вызывали горячую любовь к родному краю.»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.