Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Находящийся в добродетели смотрит на все в правильной перспективе




Человек в гуне добродетели не сомневается в своей деятельности.

Находящийся в добродетели свободен от иллюзии.

Находящийся в добродетели чувствует счастье, ибо он не подвержен материальным страданиям. Он чувствует счастье, ибо он свободен от материальных реакций, он понимает, что его счастье пробуждает его к самоосознанию.

В добродетели человек видит различие между тем, что нужно делать, а что не нужно.

Аскеза ума

Аскеза речи

Аскеза для тела

1. поклонение Всевышнему Господу;

2. поклонение брахманам;

3. поклонение духовному учителю;

4. поклонение родителям;

5. чистота;

6. простота;

7. ненасилие;

8. целибат.

 

1. произнесение правдивых слов;

2. произнесение приятных слов;

3. произнесение благотворных слов;

4. произнесение слов, которые не беспокоят других;

5. регулярное чтение ведической литературы.

 

1. удовлетворенность;

2. простота;

3. серьезность;

4. самоконтроль;

5. очищение своего существования.

 

Пребывающий в гуне добродетели брахманичен. Он:

1. умиротворен;

2. самоконтролируем:

3. аскетичен:

4. чист;

5. терпелив;

6. честен;

7. знающ:

8. мудр;

9. религиозен.

 

Находящийся в гуне добродетели дает милостыню:

1. в нужное время;

2. подходящей личности:

3. в достойном месте.

Находящийся в добродетели обладает непоколебимой решимостью, которой:

1. контролирует деятельность ума;

2. контролирует деятельность жизни;

3. контролирует деятельность чувств.

 




 

Находящийся в добродетели:

1. исполняет свои обязанности без ложного эго;

2. -"- с великой решимостью;

3. -"- с энтузиазмом;

4. -"-, непоколебимый в успехе или неудаче;

5. -"- только потому, что их надо выполнять;

6. бесстрашен перед трудностями в исполнении своего долга:

7. регулярно ходит в храм просто предложить почтение Божеству.

 

Находящийся в добродетели привлекается пищей, которая:

1. увеличивает продолжительность жизни;

2. очищает ум;

3. дает силу телу.

 

 



Находящийся в добродетели обладает знанием о духовной душе, отличной от тела. Он:

1. не ненавидит то, что причиняет беспокойства телу;

2. не ненавидит неблагоприятную деятельность;

3. не привязан к благоприятной деятельности.

Тот, кто в добродетели, отрешен от:

1. всего материального общения;

2. от привязанности к плодам.

Находящийся в гуне добродетели жертвует:

1. в соответствии с указаниями писаний;

2. ради долга;

3. без желаний к вознаграждению.

 

 

 



ЛЕСТНИЦА ЙОГИ
(СНИЗУ ДОВЕРХУ)

Снизу до верху может подняться человек по лестнице йоги; с одного из многочисленных желаний, материальных или духовных. В соответствии с качеством его желания человек достигает результата. Так, карми достигают чувственного наслаждения, гйани обретают Брахман, йоги достигают сиддх или погружаются в тело Господа, а бхакты обретают служение Кришне.

Прогресс от одного желания к другому зависит от общения, которое мы получаем.

ЖИВОТНАЯ ЖИЗНЬ

"Человеческое существо", пытающееся удовлетворять свои чувства нерегулируемым образом, в соответствии с его прихотями, практически, не лучше, чем животное.

КАРМА-КАНДА

Следование ведическому авторитету для достижения желаемого чувственного наслаждения находится на уровне карма-канды. На этом уровне человек совершает жертвоприношения полубогам, чтобы исполнить свои материальные желания. Карма-канда считается началом человеческой жизни, поскольку на этом уровне авторитетные ведические писания налагают ограничения на удовлетворение желаний человека. Предаваясь ведическим писаниям в достижении удовлетворения мирских желаний, человек, фактически, поручает себя руководству авторитета. Такая преданность очищающа сама по себе. Человек также общается со священниками, совершающими жертвоприношения, слушает их наставления.

Цели человека претерпевают естественный прогресс от желания счастья в этой жизни, заключающегося в том, что человек может иметь сына, до достижения райского наслаждения в следующей жизни.

Затем, принимая концепцию следующей жизни, человек постепенно осознает, что он есть душа, и что существует трансмиграция из тела в тело. Человек также начинает понимать, что в материальном мире нет такого положения, которое могло бы помочь ему обрести удовлетворение.

КАРМА-ЙОГА:

Сакама карма-йога и нишкама карма-йога

САКАМА КАРМА-ЙОГА

Принимая понятие о своей духовной природе, человек постепенно начинает понимать, чего он должен желать, чтобы обрести вечное наслаждение и навсегда избавиться от всех страданий: рождения, смерти, старости и болезней, достигнув духовного уровня.

Но на этом уровне, хотя его духовные цели уже определены, человек, тем не менее, имеет материальные желания. Таким образом, он действует в соответствии с предписанными в священных писаниях правилами и регуляциями, и автоматически, через процессы совершения жертвоприношений, он предлагает плоды своей деятельности полубогам и, в конечном, счете Вишну.

Так человек постепенно развивает отречение. Действуя в соответствии с авторитетом ведических правил и регуляций, предлагая плоды своей деятельности на жертвоприношении Вишну, развивая отречение и испытывая различные бесконечные трудности и разочарования в материальном мире, а также общаясь с брахманами, священниками и другими людьми, стремящихся к духовному совершенству, слушая их беседы, человек развивает трансцендентальное знание.

Тот, кто находится на уровне сакама, вследствие влияния гуны страсти привязан к плодам своей деятельности, так же, как и к самой деятельности, поскольку она приносит плоды, удовлетворяющие его желания.

НИШКАМА КАРМА-ЙОГА

Человек, достигший трансцендентального знания, знает, что он не есть это тело, и что он является вечным духовным существом. Так он естественно освобождается от материальных привязанностей, проистекающих из низших гун материальной природы. Хотя у такой личности нет желаний к материальным плодам (так как, благодаря своему знанию, он свободен от желания к чувственному наслаждению), он, тем не менее, выполняет все свои обязанности в духе отречения с целью показать хороший пример тем, кто не продвинуты в трансцендентальном знании.

Так он побуждает их на своем примере и своими словами посвятить себя выполнению обязанностей в духе преданности.

Человек, находящийся на этом уровне - нишкама-карма - благодаря своей развитой добродетели и знанию, отречен от плодов своей деятельности. Тем не менее, однако, он привязан к деятельности, которую выполняет, хотя и выполняет эту деятельность ради долга.

ДОСТИЖЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ НИШКАМА-КАРМА И АШТАНГА-ЙОГИ

Практикуя нишкама-карму, человек достигает освобождения от реакций (это гуна добродетели) и обретает просветление - знание, что он не есть это тело. Затем, когда человек фиксирует свое сознание на Сверхдуше, он достигает освобождения в Брахмане. На этом уровне в зависимости от цели, которую он имеет, он погружается либо в сияние Брахмана Кришны, либо в Сверхдушу. Этого уровня также можно достичь через аштанга-йогу, через освобождение в Кришне.

С УРОВНЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ К КРИШНЕ

Осознавая, что Кришна - источник как Брахмана, так и Сверхдуши, и слыша о богатствах Кришны, удачливая душа полностью предается Кришне, занимаясь преданным служением.

 


КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ГЛАВ БХАГАВАД-ГИТЫ
и объяснение связей между главами

Глава I

А. ВВЕДЕНИЕ.

Обе армии выстроились на поле битвы и приготовились к сражению. (1.1-27)

В. СОМНЕНИЯ АРДЖУНЫ.

Арджуна приводит свои доводы к нежеланию сражаться. (1.28-42)

 

Глава II

 

А. БОЛЬШЕ СОМНЕНИЙ.

Арджуна приводит еще больше причин к нежеланию сражаться, но затем предается Кришне. (2.1-10)

 

В. ПЕРВЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ КРИШНЫ. ГЙАНА.

Душа никогда не может умереть, но тело невозможно спасти. (2.11-30)

 

С. КАРМА-КАНДА.

Кришна объясняет деятельность в сознании карма-канды; Он говорит о материальных приобретениях - рае или царстве, которые ждут его в лучае сражения, и материальных утратах, бесславии и грехе, которые ждут Арджуну в случае его отказа от сражения. (2.31-38)

 

Е. БУДДХИ-ЙОГА /Нишкама-карма/.

Далее Кришна описывает буддхи-йогу, то есть нишкама-карма- йогу - деятельность человека (карму), выполняемую со знанием, (гйаной), благодаря чему можно отречся от плодов деятельности. (2.39-53)

 

F. САМАДХИ.

Действуя в буддхи-йоге, человек достигает материальной непривязанности и уровня освобождения, т.е. стадии равновесия, называемой самадхи. (2.54-72)

 

Глава III

 

А. ОТРЕЧЕНИЕ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (1, 2)

Арджуна спрашивает, что лучше: находиться в знании или действовать. Он задает этот вопрос так, как если бы эти два процесса были противоположны друг другу.

 

В. НИШКАМА-КАРМА. (3-9)

Кришна рекомендует нишкама-карму - деятельность со знанием и непривязанностью. Нишкама-карма позволяет душе, которая активна по своей природе, очиститься, действуя без привязанности.

 

С. ОТ КАРМА-КАНДЫ ДО КАРМА-ЙОГИ. (10-16)

Если человек не может исполнять свой долг с непривязан- ностью, ему лучше следовать разделу Вед - карма-канде. Такому человеку необходимо выполнять эти ведические предписанные обязанности, которые рекомендуют совершать жертвоприношения ради удовлетворения Кришны.

 

D. НИШКАМА-КАРМА, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ПРАВИЛЬЫНЙ ПРИМЕР. (17-32)

Исполняй свой долг без привязанности, исполняй его, чтобы показать правильный пример тем, кто менее продвинуты и нуждаются в достойном примере следования предписанным шастрами обязанностям.

 

I. ОПАСАЙСЯ ВОЖДЕЛЕНИЯ И ГНЕВА. (36-42)

Вожделение и гнев, страсть и невежество не дают человеку действовать с непривязанностью. Поэтому необходимо регулировать чувства и с помощью сильного разума контролировать вожделение.

 


Глава IV

 

А. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ О КРИШНЕ (1-10)

Трансцендентальное знание о Кришне, получаемое через цепь ученической преемственности, открывает истину о теле Кришны, Его рождении и Его действиях. Тот, кто знает эти истины и, таким образом, принимает убежище в Кришне, очищается и достигает Кришны.

 

В. ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ЗНАНИЯ. (11-15)

Хотя Кришна санкционирует награждение плодами деятельности для каждого, Сам Он нейтрально относится к этому. Кришна дает плоды только в соответствии с желаниями живого существа и его кармой. Тот, кто понимает Кришну в таком ключе, свободен от материального рабства.

 

С. ПОНИМАНИЕ КАРМЫ НА УРОВНЕ ГЙАНЫ - ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ЗНАНИЯ. (16-24)

Применяя трансцендентальное знание, человек может совершать действия с непривязанностью в служении Кришне. Эти действия называются акармой, т.е. действиями, не влекущими за собой реакций и находящимися на абсоютном уровне. Таким образом, Кришна объясняет, что на карму можно смотреть как на гйану.

 

D. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПРИВОДИТ К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМУ ЗНАНИЮ. (25-33)

Плод всех видов ведических жертвоприношений - трансцен- дентальное знание, которое приводит к освобождению и, в конечном счете, к чистому преданному служению.

 

I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (34-42)

Действия в трансцендентальном знании, полученном через цепь ученической преемственности, разрушают греховные реакции всей деятельности. Поэтому необходимо исполнять свои обязанности, утвердившись в трансцендентальном знании.

 

 


Глава V

 

А. НИШКАМА-КАРМА. Нишкама-карма равна отреченю от деятельности, но следовать процессу нишкама-кармы легче. (1-6)

Арджуна снова спрашивает, что же выше: отречение от деятельности или действия с непривязанностью?

Кришна отвечает, что и тот, и другой процессы равны между собой, так как приводят к одной цели. Но Кришна рекомендует деятельность с отречением - нишкама-карму - как более легкий процесс.

 

В. ПРОЦЕСС НИШКАМА-КАРМЫ. (7-12)

Человек, следующий процессу нишкама-кармы, не отождествляет себя с телом и также не отождествляет с действиями, которые совершает это тело. Таким образом, он, через отречение от его действий, освобождается от реакций на его действия.

 

С. ЗНАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ В ПЕРСПЕКТИВЕ. (13-16)

Живое существо (действущее номер один), знающее, что все телесные действия автоматически выполняются гунами материальной природы (действующим номер два) после того, как эти действия были санкционированы Сверхдушой (действующим номер три), благодаря этому знанию, обретает просветление.

D. ОСВОБОЖДЕНИЕ. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА СВЕРХДУШЕ. (17-26)

Тот, кто находится в знании и с преданностью сосредоточивает свое сознание на Сверхдуше, достигает уровня материального равновесия, а в ближайшем будущем - освобождения.

 

Е. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ АШТАНГА-ЙОГИ. ОСВОБОЖДЕНИЕ. (27, 28)

Человек также может достичь освобождение через аштанга- йогу.

 

F. УМИРОТВОРЕНИЕ НА УРОВНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ. (29)

Человек, находящийся в полном сознании Кришны, достигает освобождения от материальных страданий.

 

 


Глава VI

 

А. ПРОГРЕСС В ЙОГЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТРЕЧЕНИИ. (6.1-4)

Аштанга-йоги, так же как и нишкама карма-йоги, действуют с отречением ради духовного продвижения.

 

В. УРОВЕНЬ ЙОГА-РУДХИ: ОТКАЗ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6.5-9)

Когда йог, контролируя свой ум, достигает уровня, когда он равно относится к благожелателям, завистникам, благочестивым и грешникам, только тогда он может оставить деятельность нишкама-карма.

 

С. ДАЛЬНЕЙШИЕ СТАДИИ В ПРАКТИКЕ ЙОГИ. (6.10-32)

Здесь дается описание процесса аштанга-йоги и ее результатов. Здесь объясняется, что такой уровень йога-рудха - совершенный уровень - и, в конечном счете, видение Сверхдуши и служение Сверхдуше.

 

D. НЕОБХОДИМОСТЬ КОНТРОЛЯ БЕСПОКОЙНОГО УМА. (6.33-36)

Хотя контроль ума несомненно сложен, однако, это очень важно. Контроль ума достигается только через постоянную практику и отречение.

 

Е. ЧТО ДОСТИГАЕТ НЕУДАЧЛИВЫЙ ЙОГ. (6.37-45)

Неудачливый трансценденталист достигает или райского наслаждения, которое приходит к нему после того, как он получил рождение в аристократической семье (если такой йог незначительно продвинулся) или в семье мудрых трансценденталистов, которые тотчас же дадут ему возможность к дальнейшему прогрессу (если йог более продвинут).

 

F. ВЫСШИЙ ЙОГ. (6.46-47)

Йоги выше, чем эмпирики, выше, чем действующие ради плодов и выше аскетов. Из всех йогов те, кто с полной верой постоянно думают и поклоняются, находятся на высочайшем уровне сами по себе.

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ 6 И 7 ГЛАВАМИ

 

Кришна объяснил в 6 главе, что йог, который наиболее тесно связан с Ним, называется "мад-гатенантар-атманама", т.е. тот, кто думает о Кришне, находящемся внутри него.

Кришна в 7 главе объясняет, как стать мад-гатенантар- атмана.

Глава VII

 

А. ПОЗНАНИЕ КРИШНЫ ПОСРЕДСТВОМ СЛУШАНИЯ О НЕМ. (7.1-3)

Кришна просит Арджуну выслушать о Его материальной и духовной энергиях и заявляет, что трансценденталисты, которые воистину знают Его, - наиболее редки.

 

В. ПОЗНАНИЕ КРИШНЫ КАК ИСТОЧНИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИЙ. (7.4-12)

Кришну, как источника материи и духа, можно увидеть, когда мы смотрим на мир, зная, что все существующее является комбинацией материальных и духовных энергий Кришны. Он также является активной сущностью всего, и, хотя Кришна не подвержен влиянию Его энергий, состоящих из трех гун, все, что существует в материальном мире, проявляется в виде комбинаций добродетели, страсти и невежества.

 

С. ТРИ ГУНЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ КРИШНОЙ. ПОЭТОМУ ПРЕДАЙСЯ. (7.13-14)

Те, кто предаются Кришне - контролирующему гуны, благодаря знаниям о Кришне, пересекают этот океан иллюзии, созданный тремя гунами.

 

D. НЕПРАВЕДНЫЕ ЛИЧНОСТИ ЛИШЕНЫ ЗНАНИЯ И НИКОГДА НЕ ПРЕДАЮТСЯ КРИШНЕ. БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗВИВАЮТ ЗНАНИЕ И ПРЕДАЮТСЯ ЕМУ. (7. 15-19)

Четыре вида людей никогда не предаются, и четыре вида предаются. Из тех, кто предается, гйани, не имеющие материальных желаний, самые лучшие, и они крайне редки.

 

Е. ОСТАЛЬНЫЕ, КТО НЕ ИМЕЮТ ЗНАНИЯ, НЕ ПРЕДАЮТСЯ: (7.20-26)

1. те, кто предаются полубогам;

2. имперсоналисты.

Те, кто предается полубогам и имперсоналисты не имеют знания о Кришне, и таким образом, из глупости, они не предаются Ему.

F. ЗАПУТАННОСТЬ ЖИВОГО СУЩЕСТВА И ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ, БЛАГОДАРЯ ЗНАНИЮ О КРИШНЕ. (7.26-30)

Живое существо запутывается под влиянием майи, которая заставляет его видеть двойственность; свободу живому существу приносит преданное служение, которое возвышает его над этими двойственностью. Таким образом, занимаясь преданным служением в сознании Кришны, человек может познать Кришну даже в момент смерти.

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ 7 И 8 ГЛАВАМИ

 

Кришна в предпоследнем стихе 7 главы указал на несколько трудных терминов, и в последнем стихе объяснил, что тот, кто знает взаимоотношения между тремя дополнительными терминами и им Самим, может познать Его в момент смерти.

Глава VIII

 

А. ОТВЕТЫ КРИШНЫ НА СЕМЬ ВОПРОСОВ АРДЖУНЫ. (8.1-4)

Арджуна задал Кришне восемь вопросов, каждый из которых относится к тем терминам, которые использованы Кришной в последних двух стихах 7 главы: брахман, адхйатма, карма, адхибхута, адхидайва, адхийагьа, и как может тот, кто занимается преданным служением, познать Его в момент смерти?

Кришна коротко отвечает на первые семь вопросов Арджуны следующим образом:

1. Брахман - это неуничтожимое живое существо.

2. Адхйатма - природа живого существа.

3. Карма - реакции, вынуждающие живое существо принимать материальное тело в этом мире.

4. Адхибхута - тот, кто господствует над вечно изменяющейся материальной природой.

5. Тот, кто господуствует над всеми полубогами и их планетами является адхидеватой, Вселенской Формой Господа.

6 и 7. Кришна, как Сверхдуша, находящаяся в сердце каждого и есть адхийагйа, Господь всех жертвоприношений.

 

В. ВОПРОС ВОСЬМОЙ: ПАМЯТОВАНИЕ КРИШНЫ В МОМЕНТ СМЕРТИ. (8.5-8)

Так как, о чем бы ни помнил человек в момент смерти, того он и достигает, Кришна в связи с этим рекомендует Арджуне неуклонно медитировать на Него, посвятить Ему все свои действия и, таким образом, достичь Его.

 

С. ПАМЯТОВАНИЕ КРИШНЫ. (8.9-13)

Медитируя на Кришну и Его качества, или занимаясь йога-мишра бхакти, человек может думать о Верховной Личности Бога, когда он оставляет тело и достигает духовных планет.

 

D. ЧИСТОЕ ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ. (8.14-16)

Тот, кто неуклонно помнит Кришну, легко достигает обители Господа, находящейся далеко за пределами этого исполненного страданиями материального мира, благодаря постоянной занятости в преданном служении.

 

Е. СРАВНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО МИРОВ. (8.17-22)

Материальный мир, который кажется вечным, постоянно создается и разрушается; за этим океаном творения и разрушения находится вечная обитель Кришны, в которой Он Сам находится, и достичь этой обители можно только благодаря беспримесной преданности Ему.

 

F. ВЫСШЕЕ ПОЛОЖЕНИИ ЧИСТОЙ ПРЕДАННОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ КРИШНЫ. (8.23-28)

Чтобы достичь обители Кришны, гйани, карми и йоги должны оставить этот мир в соответствии с мистическими формулами. Преданным же необходимо лишь оставаться непоколебимыми в своей преданности.

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ 8 И 9 ГЛАВАМИ

 

В 8 главе Кришна объяснил, что преданный "ананйа" не зависит от условий, при которых он оставляет свое тело: при свете или во тьме. Теперьт Кришна объяснит, как стать таким преданным "ананйа". Первый шаг --

Глава XIX

 

А. СЛУШАНИЕ О КРИШНЕ - ДОСТОЙНЫЕ И НЕДОСТОЙНЫЕ ЭТОГО. (9.1-3)

 

Независтливые и обладающие верой достигают Кришны посредством слушания этого самого сокровенного знания о Нем; однако безверие заставляет человека рождаться и умирать.

 

В. АЙШВАРЙА ГЙАНА: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АЧИНТЙА БХЕДА АБХЕДА КРИШНЫ С МАТЕРИАЛЬНЫМ МИРОМ. (9.4-10)

 

С помощью Своей материальной энергии, Кришна поддерживает, творит и уничтожает весь космос. Хотя Кришна - Верховный Управляющий, материальный мир, однако, существует независимо, и таким образом Кришна поддерживает нейтралитет и отреченность.

 

С. ГЛУПЦЫ НЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ КРИШНЕ; БОЖЕСТВЕННЫЕ НАТУРЫ ПОКЛОНЯЮТСЯ. (9.11-15)

 

Глупцы, которые думают, что форма Кришны материальна, терпят поражение в своих усилиях (11, 12); махатмы, знающие, что Кришна обладает трансцендентальной формой, принимают прибежище у Него и поклоняются Ему. (13, 14)

 

На самом деле, те, кто принимают прибежище в концепции Верховного и поклоняются, такие как:

 

1. Экатвена - монисты, те, кто поклоняются себе как единому со Всевышним (низший уровень; 9.11, 12).

2. Притхаквена - поклоняющиеся полубогам, те, кто выдумывает и поклоняется форме полубогов как высшей форме (средний уровень; 9.20-25).

3. Вахудха вишвато-мукха - поклоняющиеся материальной вселенское форме (лучшая категория; 9.16-19).

 

В конечном счете все эти категории людей поклоняются Кришне.

 

D. КОСВЕННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ КРИШНЕ. (9.16-25)

1. Поклонение вселенской форме. (16-19)

2. Поклонение полубогам. (20-25)

Е. СЛАВА ПРЯМОГО ПОКЛОНЕНИЯ КРИШНЕ. (9.26-34)

 

1. Простота поклонения и сверхпревосходные результаты: Тот, кто поклоняется Кришне с преданностью, или даже предлагает Ему плоды своей деятельности, освобождается от реакций. Такая личность придет к Кришне. (26-28)

2. Кришна благосклонен к своим преданным: Кришна считает преданного святым, даже если тот совершает какой-либо неприемлемый поступок, но быстро исправляется. (29-31)

3. Все очищается через преданное служение. Благодаря памятованию Кришны, предложению Ему поклонов и погружению в Него, человек, независимо от своего положения, возвращается назад к Богу. (32-34)

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ 9 И 10 ГЛАВАМИ

 

Преданное служение описывается в 9 главе, особенно в конце этой главы. Чтобы способствовать пробуждению и развитию преданности в Своем преданном, Кришна будет говорит сейчас о Своих достояниях.


Глава X

 

А. ТОТ, КТО ПОНИМАЕТ НЕПОГРЕШИМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ СЛУЖИТ ЕМУ. (10.1-7)

Кришна говорит, что Его начало невозможно понять, поскольку Он - источник всего. (Творение не может понять своего творца.) Тот, кто понимает это, с преданностью служит Кришне.

 

В. ЧАТУР ШЛОКА. (10.8-11)

Кришна описывает:(1) свое положение как источника всего, (2) преданных, жаждущих с любовью служить Ему, и (3) свои взаимоотношения с ними.

1) Все достоинства Кришны обобщены в 8 стихе. Познавая их как достояния Господа, человек может достичь реализаций 9, 10 и 11 стихов.

2) Зная Кришну как источник всего, преданные не могут поддерживать жизнь без Него, как рыба не может жить без воды. Так они поклоняются с великим желанием, как описано в тексте 9.

3) Кришна, общаясь с такими преданными, дает им непосредственное вдохновление и общение с Ним, как описано в тексте 10.

4) Разум преданного, позволяющий ему подняться над невежеством, покрывающим его сердце миллионы рождений, как описано в тексте 11, дается ему Кришной, так как Господь входит в сердце своего преданного подобно тому, как пчела входит в цветок лотоса.]

 

С. АРДЖУНА ПРИНИМАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ И ПРОСИТ ОБЪЯСНИТЬ ДОСТОИНСТВА КРИШНЫ. (10.12-18)

Арджуна обращается к предшествующим авторитетам и подтверждает, что Кришна - Верховная Личность Бога. Затем он просит Кришну дать ему возможность еще больше познать Его славу так, чтобы он мог постоянно думать о Нем и помнить Его. В противном случае, Кришна, как говорилось ранее, будет оставаться непознаваемым.

 

D. ДОСТОИНСТВА КРИШНЫ. (10.19-42)

В ответ на просьбу Арджуны, Кришна описывает самые выдающиеся среди Его безграничных всепронизывающих достоинств. Перечислив 82 достояния, Кришна подводит итог, объясняя, что эти перечисленные достоинства просто отблекс его славы, так как Он пронизывает и поддерживает всю вселенную только лишь частичкой Его полной энергии.

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ 10 И 11 ГЛАВАМИ

 

Кришна рассказал Арджуне в 10 главе о том, что Он пронизывает и поддерживает всю вселенную. И теперь Арджуна хочет увидеть эту всепроникающую форму Господа.

 

Глава XI

 

А. ПРОСЬБА АРДЖУНЫ И ОПИСАНИЕ КРИШНЫ ЕГО ВСЕЛЕНСКОЙ ФОРМЫ. (11.1-9)

Хотя Арджуна понимал, что двурукая форма Кришны является высшей, он просит Кришну показать ему всепронизывающую вселенскую форму, о которой Кришна говорил в 10 главе. Кришна сначала описал Его вселенскую форму и затем даровал Арджуне зрение, необходимое для того, чтобы наблюдать эту форму.

 

В. САНЬДЖАЙА ОПИСЫВАЕТ ТО, ЧТО ВИДЕЛ АРДЖУНА. (11.1-9)

Саньджайа описывает, как Кришна даровал Арджуне нужное зрение. Затем изумленный Арджуна увидел эту вселенскую форму Кришны и с беспокойством стал описывать то, что видел.

Сначала Арджуна увидел все неизмеримое существующее, и сильное сияние в одном месте в этой форме. (14-19)

Затем Арджуна увидел устрашающую, всеразрушающую кала-рупу - форму времени. Арджуна спросил у этой формы: "Какова твоя миссия? Кто ты?" (20-31)

С. Я - ВРЕМЯ, ВЕЛИКИЙ РАЗРУШИТЕЛЬ. СТАНЬ МОИМ ИНСТРУМЕНТОМ. (11.32-34)

Кришна отвечает: "Я - время, разрушитель мира. Великие воины с обеих сторон уже убиты по моему плану. Ты можешь быть только инструментом. Воспрянь и сражайся!"

 

D. МОЛИТВЫ АРДЖУНЫ. (11.35-46)

Арджуна в испуге молится вселенской форме. Он также просит Кришну о прощении за то, что прежде обращался с Господом как со своим другом. Затем Арджуна из страха просит Кришну снова явить ему Его двурукую форму Верховной Личности Бога.

 

Е. ТОЛЬКО ЧИСТЫЕ ПРЕДАННЫЕ МОГУТ УВИДЕТЬ ДВУРУКУЮ ВЫСШУЮ ФОРМУ КРИШНЫ. (11.47-55)

По просьбе Арджуны Кришна свернул свою вселенскую форму. (47, 48) Затем Кришна показал Арджуне свою четырехрукую форму (49, 50) и в конце Его двурукую форму. (50, 51). Самая удивительная форма Кришны - Его двурукая форма, которую непосредственно могут увидеть только чистые преданные, неуклонно занятые в преданном служении. (52-55)

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ 11 И 12 ГЛАВАМИ

 

В конце средних шести глав Бхагавад-гиты, Арджуна снова пожелал услышать о преданности, как он слышал об этом в начале этого раздела. Таким образом, Арджуна просит Кришну прояснить его собственное положение как преданного, активно действующего для Кришны, в противоположность положению гйани, отрекшегося от деятельности.

 

Глава XII

 

А. БХАКТИ НАД ИМПЕРСОНАЛИЗМОМ. (12.1-7)

Поклоняющийся имперсональному менее совершенен и подвержен большим трудностям, чем тот, кто поклоняется Кришне с великой верой и вниманием. Это происходит потому, что Кришна сам лично освобождает своих преданных.

 

ПРОГРЕССИВНЫЕ УРОВНИ ПРЕДАННОСТИ. (12.8-12)

 

1. Тот, кто постоянно сосредоточивает свой ум и разум на Кришне, живет в Кришне. (8)

2. Следуя регулирующим принципам бхакти-йоги, человек увеличивает свое желание и способность помнить и достичь Кришну. (9)

3. Посвящение своей деятельности Кришне. (10)

4. Посвящение плодов своей деятельности Кришне. (11)

5. Развитие знания и медитация. (12)

 

С. КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА ДОРОГИМ КРИШНЕ. (12.13-20)

Обладание божественными качествами делает человека дорогим Кришне. Тот, кто с верой следует по пути преданного служения, сделав Кришну высшей целью, очень дорог Ему.

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ 12 И 13 ГЛАВАМИ

 

Кришна обещает в 12.7 освободить своих преданных. Теперь, под конец он скажет о том, что для того, чтобы преданный мог выбраться из материального мира, ему необходимо обладать знанием.

 

 

Глава XIII

 

А. ШЕСТЬ ВОПРОСОВ АРДЖУНЫ. (13.1)

 

Арджуна попросил Кришну объяснить ему шесть принципов:

1. пракрити (природа);

2. пуруша (наслаждающийся);

3. кшетра (поле деятельности);

4. кшетра-гйа (знающий поле);

5. гйанам (знание и процесс познания);

6. гйейам (объект познания).

 

В. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ 3, 4 И 5. ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗНАТОК ЭТОГО ПОЛЯ. (13.2-7)

 

Кришна говорит о поле деятельности как о сфере, в которой обусловелнная душа взаимодействует с материальным миром. Кришна также объясняет, что душа, знаток поля, обладает знанием только лишь о своем собственном поле деятельности. Однако Кришна, как Сверхдуша, знает поля деятельности всех живых существ.

Знание этих трех понятий именуется знанием.

 

С. ОТВЕТ КРИШНЫ НА 5 ВОПРОС: ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ. (13.8-12)

 

Те действия, благодаря которым душа достигает знания, выходящего за рамки ограничений ее полем деятельности, и выходит за пределы этого поля, называется процессом познания.

 

D. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 6 ВОПРОС: ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ. (13.13-19)

 

Душа может познать Сверхдушу, которая является конечным объектом познания. Только преданный может познать поле деятельности (тело), процесс познания, а также душу и Сверхдушу.

 

Е. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 1 И 2: ПРАКРИТИ, ПУРУША И ИХ СОЮЗ. (13.20-26)

 

1. Пракрити, пуруша ("джива" кшетра-гйа) и их союз: Материальная природа является причиной всех материальных изменений и воздействий, и живое существо встречается с хорошим и плохим в соответствии качествами, которые оно получает вследствие его общения с материальной природой. (20-22)

2. Параматма Пуруша (кшетра гйа): Сверхдуша существующая во всех телах как наблюдающий и дозволяющий и Верховный обладатель. (23)

3. Результат: Тот, кто понимает пракрити (кшетра), пурушу (кшетра-гйа джива/кшетра-гйа-Сверхдуща) и их взаимоотношения, достигает освобождения и не рождается больше в материальном мире.

4. Другие методы достижения освобождения через гйану, аштангу и карму. (25, 26)

 

F. ГЙАНА ЧАКШУША: ВИДЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАНИЯ. (13.27-35)

 

Тот, кто видит различие между телом, обладателем этого тела и Сверхдушой, и тот, кто понимает процесс познания, может достичь высшей цели. (35)

 

Кришна объяснил в 13 главе, что живое существо поймано в ловушку своего поля деятельности. Теперь Кришна объясняет конкретно природу этой ловушки - как живое существо контролируется гунами, находясь в своем поле деятельности. Другими словами, знание, которое очень коротко объяснялось в 13.22, теперь будет объясняться более подробно.


Глава XIV

 

А. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ЖИВОГО СУЩЕСТВА. (4.1-4)

Прославив знание, о котором Он сейчас будет говорить, Кришна объясняет, что Он - Верховный Господь - оплодотворяет материальную энергию живыми существами.

 

В. ГУНЫ СВЯЗЫВАЮТ ЧИСТУЮ ДУШУ. (14.5-18)

Кришна затем объясняет, что вечные живые существа взаимодействуют с материальной энергией, будучи обусловлены и связаны гунами материальной природы. Гуна добродетели обусловливает человека счастьем, страсть толкает его к плодотворным действиям, а невежество сводит человека до сумасшествия.

 

С. ПРИЗНАНИЕ ВЕРХОВНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГУН. (14.10-13)

Гуны соперничают друг с другом за верховенство над индивидуальностью. Проявление добродетели - знание; из страсти исходят неконтролируемые желания, чрезмерные усилия и привязанности; и из невежества - бездействие и сумасшествие.

 

D. ДЕЙСТВИЯ И СМЕРТЬ В ГУНАХ. (14.14-18)

Результаты смерти и действий человека определяются доминирующей гуной природы, таким образом, они приводят к соответствующим результатам.

 

Е. ВЫШЕ ГУН. (14.19-27)

Человек поднимается над тремя гунами, зная, что все в этом мире происходит под их управлением, и понимая, что действия Кришны трансцендентальны к гунам. Он объясняет, что человек может стать трансцендентным к гунам, благодаря постоянному устойчивому преданному служению. Так человек поднимается до уровня брахмана, источником которого является Кришна.

 

Связь XIV и XV глав.

 

В конце 14 главы Кришна описал, что человек возвышается над гунами посредством преданного служения. Но, чтобы достичь преданности, человеку необходимо отрешиться от материального мира. И в 15 главе Кришна начинает объяснять необходимость отречения, сравнивая материальный мир с деревом ашватха.

 

Глава XV

А. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА(ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА). (15.1-5)

Человек должен отречься от материального мира, являющегося отражением духовного. Нужно предаться Кришне, и тогда можно достичь мира духовного.

 

ПУРУШОТТАМА-ЙОГА. (6-20)

В. ТРАНСМИГРАЦИИ. (15.6-11)

Человек должен поставить своей целью возвращение в духовный мир и оставление этого материального мира. Хотя все живые существа являются вечными неотъемлемыми частичками Кришны, сейчас они сражаются, трансмигрируя из тела в тело, в поисках наслаждения.

Трансценденталисты ясно это видят, но слепые материалисты не обладают таким видением.

 

С. ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ КАК ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО. (15.12-15)

Знание положения Кришны как поддерживающего на космическом уровне, а также на уровне личности, на материальном уровне и на духовном (как составителя Веданты и знатока Вед), является тем знанием, которое привлекает нас к Кришне.

 

D. ТРИ ШЛОКИ БХАГАВАД-ГИТЫ: КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕД И ВЕДАНТЫ. ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ. (15.16-20)

1. Обусловленные живые существа погрешимы. Те же живые существа, которые находятся в гармонии с творением Господа, называются непогрешимыми. (16)

2. Кроме погрешимых и непогрешимых живых существ есть также трансцендентальная Верховная Личность - Сверхдуша, поддерживающая три мира. (17)

3. Кришна прославляется в мире и прославляется Ведами как Высшая Личность - Сверхдуша. (18)

4. Кто бы ни знал положение Кришны, знает все. И он занимается преданным служением Кришне. (19)

5. Знание этой самой сокровенной части ведического знания позволяет человеку обрести мудрость и приводит его на уровень совершенства в его усилиях. (20)

Глава 15 описывает дерево баньян материального мира, говоря, что гуны материальной природы питают как верхнюю часть этого дерева, т.е. благоприятные божественные ветви, так и нижнюю часть - демонические ветви.

В 16 главе Господь сначала объясняет божественные качества, возвышающие человека до верхушки этого дерева и в конечном итоге приводящие к освобождению.

Затем Господь детально объясняет демонические качества и демонический менталитет, опускающие человека на низ этого дерева и в конечном счете приводящие в ад.

Глава XVI

 

А. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. (16.1-6)

Кришна сначала описывает 26 божественных качеств. А затем начинает описывать демонические качества.

 

В. ДЕМОНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА. (16.7-20)

Чтобы убедить Арджуну, что он обладает божественными качествами, а не демоническими, Кришна начинает далее описывать качества, умонастроение и действия того, кто обладает демоническими склонностями.

Кришна опускает этих зловредных демонов в постоянно повторяющиеся рождения в демонических отвратительных формах жизни.

 

С. ВЫБОР: ЧЕГО НУЖНО ИЗБЕГАТЬ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ВЫСШЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. (16.21-24)

Трое врат ведут к деградации души и запутывают его в демоническом менталитете. Эти врата - вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от этих вещей и действовать ради очищения, чтобы достичь высшего назначения. (21, 22)

Это означает, что вместо того, чтобы действовать под контролем вожделения, гнева и жадности, человек должен действовать в соответствии с шастрами. (23, 24)

 

Связь XVI и XVII глав.

 

В 17 главе Кришна утверждает, что те, кто следуют Ведам, - божественны, те же, кто не следуют, - демоничны. Но к какой категории отнести человека, который следует с верой чему-то, не указанному в шастрах? Находится ли он в добродетели, в страсти или в невежестве?

 


Глава XVII

А. ГУНЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВЕРУ ЧЕЛОВЕКА. ВЕРА И ПОКЛОНЕНИЕ В ГУНАХ. (17.1-7)

Арджуна спрашивает о положении того, кто поклоняется, но делает это не опираясь на шастры. Кришна отвечает, что тот, кто не следует шастрам, поклоняется в соответствии с верой, которую навязывают ему гуны материальной природы.

 

В. ПИЩА В ГУНАХ. (17.8-10)

Самый легкий способ, с помощью которого можно определить положение личности в гунах - это посмотреть на пищу, которую он ест. Кришна сначала описывает пищу в добродетели, затем - в страсти и в невежестве.

 

С. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В ГУНАХ. (17.11-13)

Жертвоприношения также могут совершаться в трех гунах. Если жертвоприношение совершается ради исполнения долга - оно относится к гуне добродетели, если мотивы плодотворные - это жертвоприношение в страсти. И жертвоприношение, совершаемое без веры, находится к гуне невежества.

 

D. АСКЕЗЫ В ГУНАХ. (17.14-19)

Аскезами могут являться аскезы тела, речи, ума. Каждая из этих аскез совершается либо в добродетели, либо в страсти, либо в невежестве.

 

Е. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ГУНАХ. (17.20-22)

Благотворительность также может быть в добродетели, страсти или невежестве. В зависимости от гуны, в которой она совершается, результаты ее будут различны.

 

F. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОМ ТАТ САТ. (17.23-28)

Недостатки этих трех гун можно возместить, используя их в служении Господу: Ом Тат Сат. Поэтому заключение таково, что когда жертвоприношение, воздержание и аскезы совершаются без веры в Верховного, без трансцендентальной цели, они бесполезны как в этой жизни, так и в следующей.

Связь XVII и XVIII глав.

Чтобы достичь цели - преданности Кришне, 18-ая, последняя, глава говорит о сути предыдущих глав.

Кришна начинает подводить итог, повторяя Свое наставление, что Арджуна не должен отрекаться от самой деятельности. Он должен отречься от ее плодов.


Глава XVIII

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВ С 1 ПО 6.

 

А. РАЗДЕЛЫ КАРМЫ. (18.1-12)

Истинный саннйаси не отрекается от своих действий, но он не привязан к результатам. Поэтому заключение Кришны таково, что отреченный образ жизни (саннйаса) и отречение от плодов деятельности (тйага) находятся на одном уровне.

Такое выполнение деятельности считается отречением в гуне добродетели.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВ С 1 ПО 6.

 

В. РАЗДЕЛЫ ГЙАНЫ. (18.13-18)

Чтобы помочь нам совершать действия, не связываясь ими, Кришна цитирует Веданту и подразделяет действия на 5 составных факторов. Самый важный из факторов - Сверхдуша. Тот, кто действует под управлением Сверхдуши, не затрагивается реакциями на его действия.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ ЙОГИ.

 

КАРМА.

 

С. ГУНЫ КОНТРОЛИРУЮТ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ. (18.19-40)

Деятельность человека в соответствии с пятью факторами, указанными выше, управляется тремя гунами материальной природы. Это включает в себя знание человека (19-22), действия человека (22-26), его занятия (27, 28), понимание (29-32), его решимость (33-35) и счастье человека (36-39). Таким образом, все действия во вселенной контролируются тремя гунами материальной природы.

 

ОТ САКАМА- ДО НИШКАМА-КАРМА ЙОГИ

 

D. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ РЕАКЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДПИСАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (18.41-48)

Хотя вся деятельность контролируется гунами, человек, однако, может освободиться от реакций на эти действия, выполняя обязанности брахмана, кшатрийи, вайшйи или шудры, т.е. действуя в процессе нишкама-кармы и одновременно, через эту деятельность, поклоняясь Господу.

 

ОТ НИШКАМА-КАРМА-ЙОГИ ЧЕРЕЗ ОСВОБОЖДЕНИЕ К ПРЕДАННОМУ СЛУЖЕНИЮ

 

Е. ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВОБОДНОЙ ОТ РЕАКЦИЙ, ЧЕРЕЗ ГЙАНА-ЙОГУ К УРОВНЮ БРАХМАНА И ЧИСТОМУ ПРЕДАННОМУ СЛУЖНИЮ. (18.49-55)

Человек, практикуя нишкама-карму - деятельность в отречении, достигает добродетели и знания, что он не есть это тело. Затем, в конечном счете, он достигает уровня Брахмана. И, служа Кришне с преданностью на этом уровне, человек достигает царства Бога.

 

F. ДЕЙСТВИЯ В ЧИСТОМ ПРЕДАННОМ СЛУЖЕНИИ. (18.56-60)

Человек на уровне преданного служения должен действовать под управлением Господа, полностью завися от Него и полностью сознавая Его. Человек, таким образом, освободится от контроля гун материальной природы.

 

G. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ: ПРЕДАННОСТЬ СВЕРХДУШЕ. (18.61-63)

Самое сокровенное знание - знание о том, что человек должен предаться Верховному Господу, находящемуся в сердце каждого.

 

H. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ ИЗ ВСЕГО: СТАНЬ ЧИСТЫМ ПРЕДАННЫМ КРИШНЫ. (18.64-66)

Постоянно думай о Кришне, стань преданным Кришны, поклоняйся Кришне, предлагай молитвы Кришне и таким образом приди к Кришне. Предайся только Кришне. Не страшись никаких греховных реакций.

 

 

I. ПРОПОВЕДЬ И ИЗУЧЕНИЕ БХАГАВАД-ГИТЫ. (18.67-71)

Тому, кто объясняет это знание Бхагавад-гиты аскетичным независтливым преданным, гарантируется чистое преданное служение и возвращение назад к Богу. Те, кто изучают Бхагавад-гиту, поклоняются Кришне разумом, а исполненные веры и независтливые слушатели освобождаются от греховных реакций.

J. АРДЖУНА УТВЕРДИЛСЯ. (18.72, 73)

Выслушав Бхагавад-гиту, Арджуна утвердился в сознании и приготовился к решительным действиям согласно наставлениям Кришны.

 

K. ПРЕДСКАЗАНИЯ САНЬДЖАЙИ. (18.74-78)

Саньджайа в экстазе размышляет об удивительной форме Кришны и предсказывает победу Арджуны - лучшего лучника, и Кришны - Господина всех мистиков.

вьясаятмика буддхир экеха куру-нандана

баху-шакха хй ананташ ча буддхайо 'вьявасайинам

 

"Находящиеся на этом пути тверды в своих намерениях, и преследуют только одну цель. О возлюбленный сын Куру, много- ветвист разум тех, кто нерешительны".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.365 сек.