Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье ребенка. Осознанный выбор 7 страница




Вывод – увеличивать количество сырых овощей и фруктов в меню. Если боитесь пробовать на ребенке (и правильно!), поэкспериментируйте на себе, почувствуйте разницу. В том, что вы ее почувствуете – я не сомневаюсь!

Глава 3. Как мы (не) болеем

 

В вопросах подхода к болезням и их излечения мы (неНОРМАЛЬНЫЕ родители) сильно отличаемся от большинства нормальных. Чем?

Во‑первых, всю ответственность за начало болезни мы берем на себя. То есть. В том, что заболел ребенок, не виноваты воспитатели в садике, сквозняк или плохая погода. Раз ребенок болеет, значит, своей болезнью он хочет показать нам, что мы – взрослые – что‑то делаем не так или по отношению к себе, или по отношению к ребенку. Первый шаг при любой болезни – выяснить, что именно хочет сказать ребенок своей болезнью.

Может, он не хочет ходить в садик? Может, сложные отношения в семье и ребенок своей болезнью хочет привлечь внимание к себе? Может, он ревнует или в растерянности? Если ребенок маленький, то, возможно, такие чувства мучают маму, и малыш, как очень зависимый от мамы человек, реагирует на ее эмоции.

Второй этап – изменить эту неблагоприятную ситуацию или свое отношение к ней. Если эмоциональный фон не меняется, то болезнь, скорее всего, затянется или повторится очень быстро.

Третий шаг – лечимся, но без лекарств. Вообще лечение, в первую очередь, должно сводиться к тому, чтобы создать для организма наиболее благоприятные условия для самовосстановления.

И конечно же, нельзя забывать про профилактику – закаливание.

Рассмотрим подробно каждый из этих шагов.

Начнем именно с профилактики – закаливания.

То, что мы (дети и взрослые) должны быть закаленными, знают абсолютно все. Но как только дело доходит до твоего ребенка или тебя самого, начинаются различные отговорки «да, он (я) и так все время болеет, если еще и начинать закаливать, вообще из больничных вылезать не будем». И дальше все начинается по кругу «ветерок – простуда – бронхит».

Самые ответственные родители начинают закаливать своих детей прямо с рождения. Таким ответственным родителем я стала только со вторым ребенком, первого мы начали закаливать примерно с 1,5 лет. О том, какие этапы мы прошли, какими методами пользовались и на какие вопросы находили ответы – ниже.

Начнем с самого начала – как начать закаливать ребенка с рождения.

Существует много различных способов.

Постепенное, на мой взгляд, естественное закаливание.

«Экстремальное» (сами понимаете, что я высказываю свое субъективное мнение. Для кого‑то эти способы являются совсем не экстремальными, а самыми естественными) – проныривание, моржевание.

Постепенное закаливание. Очень хорошо описано в книгах Лены и Бориса Никитиных. Меня этот способ привлек именно естественностью и тем, что никаких особых процедур делать не надо.

Надо выполнять несколько простых правил:

Температура в комнате должна быть не выше 18–22 С. Начинается с коротких воздушных ванн. Когда мама кормит ребенка, пусть он будет не в пеленке (пеленать не надо в принципе), а в очень легкой распашонке до пояса, под попку просто положите пеленочку, но не прикрывайте.

Кроме того, кормление «кожа к коже» прекрасно влияет на лактацию и на установление тесного и нежного психологического контакта мамы и ребенка. Когда ребенок поел, скорее всего, и заснул, прикройте его пеленочкой. Постепенно увеличивайте время пребывания без распашонки. По грудничкам легко можно определить – надо ли их одеть теплее. Когда вы раздеваете малыша, то от того, что ему стало прохладнее, он начинает двигаться (обратите внимание, движение здесь играет не только «согревающую» роль, во время движения укрепляются мышцы, развивается мозг – идет всестороннее развитие и укрепление). Так вот, пока ребенок активно машет ручками‑ножками, можно не волноваться, но если он лежит расслаблено (а в комнате прохладно), это сигнал к тому, что его надо немного одеть.

Вас не должны пугать холодные руки и ноги. Дело в том, что на стопах и ладонях находится очень большое количество «термо» рецепторов. Когда температура воздуха становится «некомфортной», сосуды на поверхности стоп и ладоней сужаются для того, чтобы «не выпускать» тепло.

Это очень хорошо можно проследить по старшим детям – руки и ноги холодные, а ребенок утверждает, что ему не холодно. Правильно, ему и не холодно – организм перестроился на теплосберегающий режим, вот и все.

Вот что пишут по этому поводу Никитины: «Это просто внешнее проявление адаптивных реакций к холоду. При этом снижается разница температур между кожей и воздухом и резко сокращается отдача тепла. А учащение пульса и повышение тонуса мышц увеличивает образование тепла и восстанавливает тепловой баланс организма.

И все это оказывается очень нужным для младенца: прохлада бодрит и делает движения приятными, а без одежонок и пеленок двигаться легко, ничто не мешает. Ребенок легче и быстрее осваивает разные движения, раньше начинает садиться, вставать, ползать.

Это, в свою очередь, приводит к еще большим колебаниям температур: во сне под пеленкой или одеяльцем ему тепло (33–34 градуса по Цельсию), а проснется – его развернут, и он сразу попадает в комнатную температуру (18–25 градусов по Цельсию) – получается перепад (10–12 градусов). А если его пустили ползать по полу (10–12 градусов по Цельсию), перепад еще больше. И так много раз в день».

Старайтесь максимальное количество времени находиться на свежем воздухе. Как только появляется возможность, подставляйте малыша под солнышко. Возьмите за правило подмывать его прохладной водой. Для особо смелых родителей – подмывайте его холодной водой: свою руку мочите холодной водой, а потом подмойте малыша (не под струей холодной воды).

Самое главное правило для родителей – вы должны быть уверены в том, что поступаете правильно. Если будете бояться, а ребенка мыть под холодной водой, он точно заболеет.

Чувствуйте меру. Вы точно знаете, как нужно вести себя с ребенком – только прислушивайтесь внимательно к себе и доверяйте ребенку. Если вам кажется, что ему холодно, но он при этом ведет себя, как обычно – доверьтесь ему.

Когда родился наш второй ребенок, мы приняли решение – обливать его холодной водой.

Обливать начали не сразу, а в месяц. Сначала он плавал в теплой ванной, в это время мы набирали ковш с холодной водой (начали с 26 °C, потом снижали температуру на градус каждый день и в течение недели дошли до температуры холодной воды из‑под крана). Вынимали ребенка из ванны и начинали поливать – сначала стопы (1–2 сек), потом вверх по телу, головку сначала не поливали, заканчивали плечами. И все было так, как описано: первые 2–3 дня он плакал, потом нет, засыпал после этого быстро, не болел. Все, кажется, было хорошо. Но внутренне мне это очень не нравилось. Я видела, как он сжимается перед обливанием, никакого восторга он явно не высказывал. Надо сказать, что я сама с удовольствием обливаюсь после ванны холодной водой. Именно с удовольствием. Но я – это я. А по малышу было видно – он от этого удовольствия не испытывает. И внутренне я это очень четко ощущала, поэтому обливать его мы прекратили – перешли на естественные температуры. То есть он лежал в течение дня голеньким, спал, чаще всего, тоже.

Старались очень много гулять, при температуре 30 °C он спал у нас на балконе, одевали тепло, но воздухом дышал именно таким. И было ему тогда 2–3 месяца. В 3 месяца спустили его на пол, там он проводил большую часть бодрствования, при том что форточки всегда были открыты, а нередко и балкон. И сейчас дома он бегает только голышом, конечно, босиком. После того как покупается, мы его промокаем полотенцем, но не одеваем. Он распаренный бежит в комнату – вот вам и перепад температур, но без психологического дискомфорта. Спокойно может выйти на балкон при 10–15 °C, походить там и пройти в комнату.

Глава 4. Три варианта закаливания

 

(По книге А. Тимофеевой «Беседы детского доктора»).

Первый вариант закаливания.

Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела – 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т. е. примерно 26‑градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10–15 минут начинаем его одевать.

Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Второй вариант закаливания.

Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги.

При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из‑под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки. Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!

(Ю.М.) Опять хочу прокомментировать: этим приемом мы пользовались с рождения и нам он очень нравился – дискомфорта у ребенка не было, он просто терпеливо пережидал, когда его закончат мыть.

Третий вариант закаливания.

Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде.

Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем, сколько хочет. А потом скажите ему: «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам».

И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: «А ну давай с тобой по лужам побегаем!» И вот из теплой ванны – в холодный таз (или «под дождик»), а потом – опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И – снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать.

Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

Исходя из перечисленных выше советов, вы сможете подобрать оптимальную систему закаливания для Вашего малыша. Хотя намного разумнее не создавать «систему закаливающих процедур», а организовать такой образ жизни семьи, где нет такого понятия как закаливания.

Если дома все (а не только малыш) ходят босиком, обливаются холодной водой, бегают по снегу, то какая же это система, это именно образ жизни.

Теперь поговорим о ребенке старше года. Он принципиально отличается от грудничка тем, что может активно сопротивляться действиям родителей. То есть может не давать обливать себя холодной водой, не будет стоять в тазике с холодной водой и т. д. Для привлечения старших детей к закаливающим процедурам есть 2 пути:

1. естественный путь – когда родители не настаивают, но своим примером показывают, как надо жить, чтобы не болеть

2. путь для ленивых родителей, которые не хотят обливаться сами, но хотят приучить к этому детей. На своем примере скажу, что этот путь приводит только к 2‑м результатам – либо все возвращается на круги своя – и родители, и дети, перестают жить естественно и продолжают болеть. Либо родители перестраиваются и начинают изменения с себя, а дети уже следуют за ними.

Начнем с ленивых родителей. Я расскажу о некоторых упражнениях, которые призваны пробудить в ребенке интерес к закаливающим процедурам. Повторюсь, что это игры для детей старше года.

Упражнения (А.М. Тимофеева «Беседы детского доктора»)

1. Контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или лучше становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды – пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь – воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: «Ну, давай с тобой станем под дождик». Обливаете ступни, ладони и очень быстро – воротниковую зону холодной водой и – снова под горячий душ.

Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.

Самое главное правило (примечание автора – Ю.М.): Ребенок не должен бояться!

Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6–7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию.

В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

2. Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три– четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.

Теперь самый важный вопрос для родителей – прерывать ли закаливающие процедуры во время болезни.

Прежде, чем ответить на этот вопрос, хочу рассказать вам интересную историю.

Ее рассказывал Борис Никитин. Как‑то раз решили провести небольшой эксперимент. Нашли группу добровольцев. Привели их в холодный, сырой подвал, попросили снять обувь и постоять босиком на цементном полу. На следующий день их опять привели туда же и попросили опять разуться и постоять на холодном полу. У некоторых людей к этому времени уже был насморк (оно и понятно, на холодном полу постоять в подвале – это же такая невыносимая нагрузка на наш организм!). То есть, несмотря на приближение простуды, они стояли столько же, сколько и все остальные. На третий день практически вся группа шмыгала носами, а у кого – то уже и порядочно текло. Тем не менее, эксперимент продолжался. Суть эксперимента в этом и состояла – ответить на вопрос: «надо ли прерывать холодовые процедуры во время болезни?».

Как оказалось – не надо. Холод подстегивает иммунитет и не затягивает, а убыстряет излечение.

Через несколько дней вся группа добровольцев была здорова.

В заключение расскажу о других закаливающих процедурах:

А.М. Тимофеева «Беседы детского доктора»:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.