Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 12-13




Занятие 11.

Занятие 9-10.

Занятие 8.

Тема: Образование как общественное явление и педагогический процесс. Целостность учебно-воспитательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность педагогического процесса, его структурные компоненты и их взаимосвязь.

2. Функции педагогического процесса.

3. Динамика педагогического процесса.

4. Закономерности и принципы педагогического процесса.

Литература:

1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. //Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. М., 1989. С. 163-231.

3. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.

Задание к занятию:

Подберите в художественной литературе / или в книгах А.Е.Кондратенкова «Труд и талант учителя», «Педагогика в картинках реальной жизни» и др. / примеры, характеризующие реализацию функций и закономерностей педаго­гического процесса в работе с различными возрастными категориями школьников.

Тема: Сущность воспитания. Базовые теории воспитания и развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие воспитания. Соотношение понятий "воспитание", "обучение", об­разование", "формирование личности".

2. Характерные особенности, движущие силы и логика воспитательного про­цесса.

3. Содержание воспитания.

4. Понятие самовоспитания. Организация самовоспитания школьников.

5. Критерии воспитанности личности. Диагностика воспитанности школьни­ков.

Литература:

1. Бояренцева Л.В. Как «измерить» воспитание? // Школьные технологии.
2001, №2.

2. Кобзарь Б.С. Обучение студентов диагностике воспитательной работы.// Педагогика. 1993, № 1

3. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1986.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

Задание к занятию:

Мысленно оцените в баллах развитость у себя чуткости, активности, скром­ности, образованности, благородства. Составьте план самовоспитания. Представьте, что вам нужно дать совет подростку о самовоспитании. Как вы это сделаете?

Тема: Закономерности, принципы и направления воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания.

2. Характеристика основных принципов воспитания.

3. Гуманистический характер принципов воспитания.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

3. Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск, 1996.

Тема: Система форм и методов воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «метод воспитания». Классификация методов воспитания. Методы воспитания как система.

2. Характеристика методов формирования сознания школьников, методов организации деятельности воспитанников и методов стимулирования в системе методов воспитания школьников.

3. Понятие о формах и средствах воспитания.

4. Общение, учение, игра и труд как средства воспитания.

5. Взаимосвязь методов, форм и средств воспитания. Соответствие форм и средств воспитания возрастным особенностям школь­ников.

Литература:

1. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002. – с.128-137

2. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Слатенина. – М., 2002. – с. 63-69.

3. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В.А. Слатенина и И.А. Колесниковой. – М., 2005.- с. 181-187.

4. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы - М. Ростов на дону, 2004. – с. 58-66

5. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками. – М., 1999.

6. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1994. – Т.1. –с.

7. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. – М., 1996.

8. Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. –М.,1991.

9. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1960.

10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002. – с.88-107

11. Гмурман В.Е. Поощрение и наказание в школе. – М., 1962

13. Захарова Я. За что мы браним детей: для беседы с родителями //Воспитание школьников. – 2003. - №8

14. Стурова М.П. Формирование гуманной педагогической среды как оптимальное условие реализации цели наказания // Мир образования – образование в мире. – 2005. - №4. –с. 121-128.

15. Божович Л.И. Избр. псих. Тр.: Проблемы формирования личности. – М.,1995.

16. Макаренко А.С. Методы воспитания. // Собр.соч.: в 8т. – М.,19 – с.

17. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. 1989.

18. ЩурковаН.Е. Собранье пестрых дел. Смоленск, 1996.

Задания к занятию:

1. Составьте рассказ для учащихся младших классов на воспитательную тему.

2. Разработайте планы беседы, диспута.

3. Оцените роль положительных и отрицательных примеров в вашей жизни.

4. Подготовьте и проведите в своей группе дискуссию на тему: "Можно ли обойтись без наказания в современной школе?". При подготовке можно использовать следующие вопросы:

1) Считаете ли вы, что ни от поощрения, ни от наказания, как методов воспи­тания, отказываться нельзя, так как они выполняют сразу несколько функций: стимулирования, торможения, диагностирования?

2) Как вы относитесь к высказываниям римского ритора-педагога Квинтилиа-на: "Наказание мне кажется подлым" и "Детским умам вредит чрезмерная взыскательность учителя"?

3) Согласны ли вы, что эффект применения поощрения и наказания обратно пропорционален частоте их применения?

4) Согласны ли вы с утверждением А.С.Макаренко, что эффективность поощ­рения и наказания усиливается, если они исходят от коллектива школьников, а не от воспитателя?

5) Можно ли понимать слова В.Леви "По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами" как то, что от наказаний необходимо отказываться?

5. Всякое ли поощрение имеет воспитательную ценность?

6. Каково ваше отношение к словам В.А.Сухомлинского из кн. «Верьте в че­ловека»: «Девять десятых применяемых в школе наказаний являются неспра­ведливыми" и "Как бы серьезен ни был детский проступок, но если он совер­шен не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание»?

7. Можно ли утверждать, что суть наказания состоит в ограничении действий ученика?

8. Б.Т.Лихачев выделяет в качестве одного из методов воспитания «обраще­ние к стыду», «которое, направлено на возбуждение в ребенке острых отри­цательных эмоций, переживания чувства униженности, заслуженной оскорб­ленности, неполноценности, дискомфорта, недостойности уважения из-за своего безнравственного поступка» (Педагогика. М., 1996. С. 187). Можно ли утверждать, что применение наказания основано на таком же психологиче­ском механизме?

9. Как вы относитесь к системе наказаний в американской школе, где все
проступки учащихся квалифицируются по степени тяжести (простые, сред­
ние, значительные) и им соответствуют различные наказания?

10. Какую систему поощрений (наказаний) вы хотели бы использовать в своей
будущей работе? Кратко охарактеризуйте ее.

11.Приведите пример целенаправленного использования игры в воспитании. Придумайте игру для учащихся определенного возраста.

12. Составьте план первой встречи - общения классного руководителя с уча­щимися в 5 - 7 классах.

13. Разработайте план трудовой акции / в одном из видов труда - физического, умственного, душевного /.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ (1-й семестр)

1. Социальная обусловленность педагогической профессии.

2. Педагогическая профессия и ее особенности.

3. Педагогическая деятельность, ее структура и виды.

4. Профессиограмма личности учителя.

5. Я-концепция педагога.

6. Педагогические способности учителя.

7. Возникновение и развитие педагогической науки.

8. Педагогика как наука, ее объект и предмет.

9. Функции и задачи современной педагогической науки.

10. Основные категории педагогической науки и их взаимосвязь.

11. Методология педагогической науки. Методологические подходы в педагогике.

12. Структура педагогической науки.

13. Связь педагогики с другими науками.

14. Методы научно-педагогического исследования, их классификация.

15. Функции и характеристика теоретических методов исследования.

16. Требования к организации педагогического наблюдения и диагностической

беседы.

17. Требования к проведению анкетирования и тестирования.

18. Социометрия как метод исследования.

19. Анализ школьной документации и метод экспертных оценок как методы исследования.

20. Педагогический эксперимент, его виды и основные этапы.

21. Развитие методов педагогического исследования.

22. Этапы организации педагогического исследования, его логика.

23. Участие учителей в исследовательской работе.

24. Понятие личность в педагогике, ее структура.

25. Развитие и формирование личности школьника.

26. Наследственность и развитие личности школьника.

27. Влияние среды на развитие личности.

28. Развитие и воспитание.

29. Деятельность как фактор развития личности.

30. Сущность и структура педагогического процесса.

31. Педагогический процесс как система.

32. Динамика педагогического процесса.

33. Закономерности педагогического процесса.

34. Принципы педагогического процесса.

35. Функции педагогического процесса и их взаимосвязь.

36. Иерархия целей воспитания и образования.

37. Общественно-исторический характер цели воспитания и образования.

38. Современные подходы к определению цели воспитания.

39. Сущность воспитания и его место в целостном педагогическом процессе.

40. Воспитание как процесс, его движущие силы и этапы.

41. Содержание воспитания в современной школе.

42. Диагностика уровня воспитанности школьников.

43. Система методов воспитания.

44. Методы формирования сознания и условия их эффективности.

45. Методы организации деятельности и условия их эффективности.

46. Методы стимулирования и мотивации деятельности школьников и условия их эффективности.

 

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Отметка “ отлично” выставляется, если студент дает полный и правильный ответ на поставленные в экзаменационном билете и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы. В самостоятельном (без наводящих вопросов экзаменатора) ответе должны быть обстоятельно раскрыты соответствующие теоретические положения современной педагогики, дан анализ литературы (определенный учебной программой), показаны пути реализации теоретических положений в школьной практике. Материал излагается в логической последовательности, литературным языком. Ответ может содержать 1-2 неточности или несущественные ошибки.

Отметка “ хорошо ” выставляется, если ответ отличается меньшей обстоятельностью и глубиной изложения, содержит несущественные ошибки в изложении теоретического материала, самостоятельно исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора.

Отметка “ удовлетворительно ” выставляется, если программный материал излагается в основном полно, но при этом допускаются существенные ошибки, ответ имеет репродуктивный характер, проявляется неумение применять педагогические закономерности и правила для объяснения конкретных фактов школьной практики, требуется помощь со стороны экзаменатора (наводящие вопросы, разъяснения и т.п.), наблюдается нарушение логики изложения.

Отметка “ неудовлетворительно ” выставляется, если ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала (по экзаменационному билету или дополнительным вопросам экзаменатора), допускаются существенные ошибки, которые студент не может исправить с помощью наводящих вопросов экзаменатора, грубое нарушение логики изложения.

Преподаватель имеет право вести опрос на экзамене не только по вопросам билета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.