Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место лекции в вузе




Лекция

Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют «го­рячей точкой». Слово «лекция» происходит от латинского «lection» — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, полу­чила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обуче­ния в России вписал основатель первого отечественного универ­ситета M. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и на­стойчиво учиться красноречию, под которым разумел «искусст­во о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». И поэтому он советовал лек­торам «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни пра­вила и чтение авторов».

К числу наиболее прославленных лекторов отечественной школы следует отнести математика M. В. Остроградского. Ми­хаил Васильевич Остроградский придавал большое значение как научной, так и методической стороне лекции. Он начинал с обзора прочитанного ранее, затем следовали рассуждения и мето­ды доказательства по новой теме. Лекция заканчивалась выво­дами и оживлялась экскурсами в жизнь и деятельность масти­тых ученых.

Выдающимися лекторами были историки 0. В. Ключевский и Т. H. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. H. Г. Черны­шевский называл Грановского «одним из сильнейших посред­ников между наукой и нашим обществом». Лекции этого учено­го-гуманитария оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лек­ций практическими занятиями, стимулирующими самостоя­тельность и активность студентов. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Известный русский хирург и педагог H. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова, H.Г. Чернышевский, H.А. Добролюбов, Д.И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональ­ное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово — это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не мо­жет быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых ву­зах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Экспе­римент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у сту­дентов.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют про­тивники лекционного изложения учебного материала. В их контр­аргументах есть доля истины, во всяком случае над ними стоит подумать. Каковы их доводы?

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие — только ме­ханически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает науч­ный уровень подготовки студентов, нарушает системность и рав­номерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-преж­нему продолжает оставаться ведущей формой организации учеб­ного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значитель­ной мере могут быть преодолены правильной методикой и ра­циональным построением материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекци­онная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

· при отсутствии учебников по новым складывающимся кур­сам лекция — основной источник информации;

· новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

· отдельные темы учебника особенно трудны для самостоя­тельного изучения и требуют методической переработки лек­тором;

· по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного осве­щения;

· лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно лич­ное эмоциональное воздействие лектора на студентов с це­лью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональ­ная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содер­жанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слу­шателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Особенно действенна авторская лекция, когда идут не столько на дисциплину, сколько на «лектора». Тимирязев говорил по этому поводу, что лектор должен быть не фотографом, но ху­дожником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено твор­чеством. По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правиль­ность разрешения научных проблем со страстностью, увлечен­ностью идеей. Именно такими достоинствами славились лек­ции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, речь заурядного ученого — это садик с чахлыми былинками, к кото­рым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, ко­торые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушате­лей золотыми плодами.

Преимущества лекции:

· творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

· лекция — весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

· лекция активизирует мысленную деятельность, если хоро­шо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лек­тора — развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

В последнее время наметилась тенденция свободного выбо­ра лектора студентами, которая актуализирует проблему лектор­ского мастерства. От мастерства преподавателя зависит макси­мальное использование потенциальных возможностей этой ве­дущей формы вузовского обучения. Но процесс обучения, начи­наясь на лекции, продолжается на практических занятиях и уг­лубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что задача лектора заклю­чается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что значит «ясность изложения»? Это сложнейшая педагоги­ческая проблема: это и последовательность, и наглядность из­ложения, и сознательное активное усвоение излагаемого слуша­телями, и, как результат, понимание.

Каким же требованиям должна удовлетворять лекция?

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и пре­подавания, научность и информативность (современный науч­ный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фак­тов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоци­ональность формы изложения, активизация мышления слуша­телей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка — выведение главных мыслей и поло­жений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяс­нение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Пе­речисленные требования лежат в основе критериев оценки качест­ва лекции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.