Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемная лекция




О проблемной лекции мы будем говорить в связи с актив­ными методами обучения. А сейчас лишь приведем ее содержа­тельные и процессуальные характеристики. В отличие от инфор­мационной лекции, на которой преподносится и объясняется го­товая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необхо­димо «открыть». Задача преподавателя — создав проблемную си­туацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теорети­ческий материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнару­жить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге — как результат — студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, ис­следовательской деятельности. Главное условие — реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредствен­но на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мыш­ления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запомина­нию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляе­мой информации, начинает активно работать именно при ее ви­зуализации.

Визуализованная лекция представляет собой устную инфор­мацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адек­ватных мыслей и практических действий. Преподаватель дол­жен выполнить такие демонстрационные материалы, такие фор­мы наглядности, которые не только дополняют словесную ин­формацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструиро­вании, перекодировании содержания лекции или ее части в ви­зуальную форму для предъявления студентам через TCO или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернуто­му комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

· обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

· обеспечить усвоение новой информации;

· обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

· демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различ­ные формы наглядности:

· натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

· изобразительные (слайды, рисунки, фото);

· символические (схемы, таблицы).

В визуализированной лекции важны: определенная визуаль­ная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные труд­ности подготовки такой лекции — в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учи­тывать:

· уровень подготовленности и образованности аудитории;

· профессиональную направленность;

· особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. В этом плане частичной иллю­страцией такого метода могут служить лекции по культуроло­гии, сопровождаемые слайдами, комментарии к которым систе­матизируют и углубляют текст информационной лекции (показ слайдов осуществляется после лекции), и лекции по эргономике и дизайну с наглядным демонстрационным и раздаточным ма­териалом.

Лекция вдвоем — эта разновидность лекции является про­должением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различ­ных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т. д. Необ­ходимо, чтобы:

· диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

· втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать во­просы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать от­клик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

· актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;

· создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т. д.;

· наличие двух источников заставляет сравнивать разные точ­ки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

· вырабатывается наглядное представление о культуре дискус­сии, способах ведения диалога совместного поиска и приня­тия решений;

· выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Подготовка к лекции такого типа предполагает предваритель­ное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущи­ми, к которым предъявляются определенные требования:

· у них должна быть интеллектуальная и личностная совмес­тимость;

· они должны владеть развитыми коммуникативными уме­ниями;

· они должны иметь быструю реакцию и способность к имп­ровизации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

· активизировать внимание студентов;

· развивать их мыслительную деятельность;

· формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т. д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибка­ми состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количе­ство ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типич­ные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы зату­шевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10—15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Та­кая лекция одновременно выполняет стимулирующую, конт­рольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.