Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и формы педагогического проектирования




Педагогическое проектирование — это предварительная раз­работка основных деталей предстоящей деятельности учащих­ся и педагогов.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностиче­ская (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Педагогическая технология — это последовательное и не­прерывное движение взаимосвязанных между собой компонен­тов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог A.C. Макаренко воспитатель­ный процесс рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийно­сти процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педаго­гической техники». Разрабатывая «советскую воспитательную тех­нику», A.C. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику наказания». Продуманность действий, их последовательность были направлены на проекти­рование в человеке всего лучшего, формирование сильной, бо­гатой натуры.

В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по пе­дагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей дея­тельности и прогнозировать ее результаты.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогиче­ские ситуации.

Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования.

Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способству­ют развитию учащихся и педагогов в нх непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной подсистемы.

Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в оп­ределенном пространстве.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как прави­ло, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.

Значение педситуаций огромно. Собственно, через них про­является педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все до­стоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педси­туации реализуют их возможности.

Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаи­модействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участ­ников педситуации строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.

Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.

Проектирование педагогических систем, процессов или си­туаций — сложная многоступенчатая деятельность. Эта дея­тельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно сле­дующих друг за другом этапов, приближая разработку пред­стоящей деятельности от общей идеи к точно описанным кон­кретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проекти­рования:

I этап — моделирование;

II этап — проектирование;

III этап — конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических сис­тем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) — даль­нейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближа­ющая его для использования в конкретных условиях реальны­ми участниками воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического про­ектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы зна­ем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель сво­ей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влия­ет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступень проектирования — создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобра­зования педагогической действительности. Поскольку в педаго­гике модель составляется преимущественно мысленно и выпол­няет функцию установки, постольку проект становится механиз­мом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования — это конструирование. Кон­струирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Констру­ирование учебной и педагогической деятельности — это уже ме­тодическая задача.

Формы педагогического проектирования — это докумен­ты, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуа­ций.

Концепция — одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на ре­зультатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практи­ческое значение. Назначение концепции — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая кон­цепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.