Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каково значение диплома 2 страница




Ну, а когда студент освоится и научится решать свои про­блемы самостоятельно, он становится менее строгим в оценке личностных качеств преподавателя и более требовательным по отношению к его научной компетентности.

Впервые за последние десятилетия обе стороны — студенты и преподаватели — едины во взглядах на модель идеального преподавателя и студента, т. e. желаемого партнера в учебном процессе вуза. Модель преподавателя, которую студенты назва­ли «супер» и которую единодушно принимают преподаватели: человек широкого кругозора, успешный в научном поиске, неза­висимый в суждениях и поступках, хороший психолог. Ну, а модель идеального студента еще более лаконична: молодой человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить. Так мало и так труднодостижимо.

Снижение общекультурного уровня, как всегда, прежде все­го отразилось на молодых. На собраниях преподавателей уни­верситетские педагоги с болью констатировали обеднение ин­теллектуального запаса нынешних студентов, упрощение схем мышления, недостаточную развитость сферы чувств, что в зна­чительной степени вытесняет из процесса обучения, особенно в гуманитарном образовании, не только понимание, но и знание. Наша высшая школа традиционно отличалась высоким уровнем теоретического мышления, широким кругозором своих выпуск­ников. Сегодня эта традиция утрачивается с еще большей скоро­стью, чем раньше...

Не противоречат ли эти два факта друг другу? С одной сто­роны, снижение общекультурного уровня студентов, с другой – высокая оценка в модели преподавателя «широкого кругозора», «знания не только предмета»? Нет, не противоречат, а обуслов­ливают друг друга. Именно потому, что познавательная потреб­ность нормально развивающейся личности не была поддержана и удовлетворена должным образом в предыдущий возрастной период. Сейчас она проявляется более интенсивной, чем преж­де, потребностью получить от преподавателя нечто большее, чем конкретные факты преподаваемого предмета, — то, что мы тра­диционно относим к понятию «широкий кругозор».

В силу присущей молодым социальной чуткости они, пусть неосознанно, улавливают, что студенческий период может ока­заться последним шансом полноценного интеллектуального раз­вития, включающего не только сугубо профессиональные зна­ния и умения, но и более важные — общекультурные, формиру­ющие понимание контекста профессиональной деятельности.

Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента

Изучение личности студента в практике высшей школы осу­ществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень общеобразовательной подготовки, характер дея­тельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности харак­тера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требо­ваниям к будущей профессии. Для выявления всего этого широ­ко используются опросы, наблюдения, рецензирование самосто­ятельных работ студентов, результаты выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирование. На основе такого изучения осуществляется дифференцированный подход к сту­дентам. Выявляются трудности в учебе и практической работе, предпочтение учебным дисциплинам и видам занятий, самооцен­ка уровня своей деятельности и себя как личности, степень удов­летворенности.

Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания пси­хических процессов, проявлениям мотивации, состоящим лич­ности и коллектива по осуществлению управления и руководства. Деятельность студента имеет большое социальное значе­ние, так как ее главное назначение — обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, ре­ализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Студенческая дея­тельность в целом не относится к сфере материального произ­водства. Основное в деятельности студента — учиться, участво­вать в научной и общественной жизни, в различных мероприя­тиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности студента следует отнести: свое­образие целей и результатов (подготовка к самостоятельному тру­ду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента протекает в запланиро­ванных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности— книги, лабораторное оборудование и т. д.; для деятельности студента характерна интенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряже­ние; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность(сдача экзаме­нов, зачетов, выполнение контрольных работ и т. д.).

Успешность обучения определяется таким психическим свой­ством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личностные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и т. п.) и весь интеллек­туальный потенциал человека.

Успех любой деятельности, в том числе и учебной, в пер­вую очередь зависит от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и дея­тельностью диалектична: эффективное включение в любую дея­тельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая в свою очередь определяющим образом влияет на процесс развития и формирования способностей.

Успеваемость студентов зависит не только от общего интел­лектуального развития и специальных способностей, что впол­не понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, направлен­ности личности, ее самосознания и т. п.

В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут быть материальными (потребность в пище, одежде, жилище и т. д.) и духовными (потребность в познании, му­зыке, книге, труде и т. д.). Потребности предполагают свое даль­нейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, жела­ния, стремления, эмоциональные состояния, которые заставля­ют студента проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными и неосознанными или осознанными лишь частич­но. Стремление стать хорошим специалистом, освоить препо­даваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным человеком — это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей студента.

Важным условием оптимизации потенциальных возможно­стей личности является ее активность, направленность на опре­деленный вид деятельности. «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности».

Можно выявить мотивы (M) учебной деятельности: M1 — направленность на приобретение знаний; М2 — направленность на получение профессии; М3 — направленность на получение диплома. Среди мужчин преобладает направленность на полу­чение профессии, в среде женщин — на получение диплома.

Обнаружена прямая корреляционная связь между направлен­ностью на получение знаний и уровнем академической успеш­ности. Направленность на получение профессии и направлен­ность на получение диплома не отражаются непосредственно на результатах академической успешности. Отсутствие взаимосвя­зи между направленностью на получение диплома и академи­ческой успешностью мы объясняем тем, что, как показывает ряд данных, зачастую студенты при подготовке к экзаменам применяют «штурм», который далеко не всегда приводит к поло­жительным результатам. Отсутствие взаимосвязи между направ­ленностью на получение профессии (М2) и успешностью обуче­ния объясняется, по-видимому, тем, что при выраженной изби­рательности интересов студенты делят изучаемые дисциплины на «нужные» и «ненужные» для их профессионального роста. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются чувством долга, целеустремленностью, сильной волей, умени­ем мобилизовать свои физические и психические силы на уче­бу, высокой регулярностью учебной деятельности. Комплекс всех этих черт в совокупности с направленностью на получение знаний и обеспечивает высокую учебную успешность.

В процессе работы со студентами педагог должен учитывать не только уровень и структуру мотивации, но также энергети­ческий, умственный потенциал и целый ряд жизненных обстоя­тельств. Так, если у студента большой перерыв в учебе или он с трудом адаптируется к новой форме обучения, задача педагога будет состоять в том, чтобы научить студента оптимальной организации труда. При хороших же потенциальных возможностях, высокой интеллектуальной лабильности студента, которая слу­жит критерием хорошей обучаемости, педагог имеет основания предъявить к нему более высокие требования, апеллировать к его волевым качествам.

Одной из важных потребностей является потребность в об­щении. В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в об­щении способствует установлению многообразных связей, раз­витию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями.

Также одной из важнейших потребностей личности являет­ся потребность в достижениях. Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей. Имеются известные ограничения в удовлетворении их духовных и мате­риальных потребностей. Данные исследований показывают, что повышение эффективности деятельности студента связано преж­де всего с развитием их духовных потребностей в соответствии с требованиями обучения в вузе и будущей профессии.

Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуж­дающими к деятельности, важную роль играют мотивы, вопло­щающие в себе устремления направленности студента в буду­щее. Важным элементом направленности личности являются интересы, разнообразные по содержанию к преподаваемым пред­метам, спорту, музыке, технике и т. д. Они различаются также по устойчивости, широте влияния на деятельность. Устойчивый интерес студента к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубоких и устойчивых инте­ресов студентов к учению, различным предметам является важ­ным условием успешного формирования их личности. Позна­вательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учению могут быть появление больших трудностей, недостатки в методике обучения, органи­зации учебных занятий.

В деятельности и развитии студентов большую роль игра­ет мировоззрение — система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, дея­тельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

Существенные особенности в поведении и деятельности сту­дентов вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключе­ния внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оцен­ки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности. (Базовые сведения о темпераменте см. в прило­жении — схемы 3.2—3.4.)

В деятельности студентов проявляется и их характер — от­носительно устойчивый психический склад человека. Это сово­купность черт, влияющих на все его поведение. Характер сту­дента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональ­ных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-треть­их, группа волевых черт — целеустремленность, инициатив­ность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая груп­па — нравственные черты — чувство долга, честность, правди­вость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что рас­крывает характер студента — это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа. Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения студента к окружающей дей­ствительности. (Базовые знания о характере см. в приложении -схемы 3.5—3.7.)

В деятельности студентов ярко проявляются способности, т. e. такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, эффективно совершенство­ваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные каче­ства мышления, памяти и т. д. Способности студентов развива­ются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, твор­ческого воображения, мышления и других психических процес­сов и свойств личности, а также путем компенсации недоста­ющих качеств. Способности складываются на основе закрепле­ния проявлений психических процессов, мотиваций поведения и свойств человека в связи с особенностями его деятельности.

Опосредованно на успеваемость оказывает влияние и тип конституции (телосложения) студента, которому соответствует определенный тип реактивности организма, тип нервной систе­мы. Пикники более реактивные, быстро расходуют силы и по­этому им лучше давать вначале более трудные задачи, посте­пенно упрощая их к концу занятий. Они чаще требуют повторения пройденного материала, так как у них хуже долговременная па­мять. Их лучше опрашивать в числе первых, так как благодаря значительной реактивности они быстрее теряют рабочий тонус. При обучении пикников хорошо практиковать краткие, но час­тые паузы в учебной работе. Другое дело астеники. Их реактив­ность позволяет давать им задачи с возрастающей сложностью, им реже необходимо повторение пройденного материала. На экзаменах их можно опрашивать в числе последних, так как они лучше сохраняют рабочий тонус; их организм, нервная система более выносливы. При их обучении паузы могут быть значи­тельно реже, и это не снижает их работоспособности.

Влияют на успеваемость и особенности самосознания и са­мопонимания. В исследованиях установлена достаточно устой­чивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки (см. вприложении схему 3.10). В отсев попадают студенты при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекватности самооценки.

Экспериментально установлена взаимосвязь интеллектуаль­ного развития и успеваемости студентов разных вузов, специ­альностей и курсов. Плохую успеваемость нередко имеют моло­дые люди, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов, более того, значительная часть этих студентов отличается уже с первых курсов. Диагностировать, а потом и применить активно формирующий метод, позволяющий студенту преодолеть трудности в учебе, раскрыть конкретные психологические действия для совершенствования индивидуа­лизации процесса обучения, — вот основная цель.

Сила нервной системы обеспечивает работоспособность, воз­можность длительное время быть сосредоточенным на изучае­мом материале. Не влияя непосредственно на уровень учебной успешности, она сказывается на приемах работы, способах под­готовки учебных заданий. Лабильность нервной системы, обес­печивающая скорость мыслительных реакций, связана высокой корреляционной зависимостью с интеллектуальными свойствами и таким образом непосредственно воздействует на продук­тивность учебной деятельности.

Лабильность и сила нервной системы влияют на отбор при­емов деятельности, в частности учебной. Стилем учебной дея­тельности называется предпочтительно используемая индиви­дом совокупность приемов самоподготовки, учебной работы.

Студенты с сильной нервной системой компенсируют нере­гулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по но­чам; будучи малотревожными, они легко используют при отве­тах на экзамене шпаргалки и т. п. Студенты со слабой нервной системой, накопив в результате несистематической работы боль­шое количество неизученного материала, не могут работать за счет сна. Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, мешает им выявить даже имеющиеся зна­ния. Так нерегулярность работы в сочетании со слабой нервной системой становится причиной неуспеваемости студентов, а за­частую — и отчисления их из вуза. Только 37,3% исследованных студентов считают необходимым заниматься регулярно, остальные предпочитают «штурмовать» материал в экзаменаци­онную сессию.

Значительная часть студентов даже в период экзаменацион­ной сессии не считает необходимым работать напряженно, за­нимается лишь часть дней, отведенных на подготовку к экзаме­нам (многие используют 1—2 дня «для чтения лекций»). Это 66,7% первокурсников, 92,3% пятикурсников. Многие идут на экзамен, по собственному признанию, подготовившись не по всем выделенным преподавателем вопросам (58,3% первокурс­ников, 77% пятикурсников).

В процессе учебной деятельности значительно повышает эф­фективность учебного труда прием предварительной подготов­ки к предстоящей лекции, актуализация необходимых для ее восприятия знаний. Особенно он ценен в математике и других точных науках. К сожалению, к этому приему прибегает столь малое количество студентов (15% пятикурсников, 16,7% вечер­ников, 14% первокурсников), что практически приходится кон­статировать отсутствие его в арсенале наших студентов.

К приемам учебной деятельности относится также углуб­ленное изучение студентами наиболее важных, профессионально значимых учебных дисциплин. Среди первокурсников этим при­емом пользуются 75%, среди пятикурсников — 84,6%.

В арсенале студентов имеется также прием предпочтительного начала самостоятельных занятий с трудных (легких) пред­метов. Оченьчасто в рекомендациях по научной организации умственного труда даются жесткие установки на начало занятий с трудных предметов. Между тем типологические исследования показывают, что здесь не может быть универсального рацио­нального приема. Малоподвижные флегматики медленно втя­гиваются в работу, поэтому им лучше начинать занятия с лег­ких предметов. Быстро утомляющиеся меланхолики со слабой нервной системой вряд ли могут оставлять сложные предметы на конец. Им следует за трудный материал приниматься со све­жими силами.

Своеобразно отношение студентов к экзаменам. Многие из них, даже указывая на большие нервные затраты (37,5% перво­курсников, 54,6% пятикурсников и 67% вечерников), тем не менее выступают против отмены экзаменов, так как подготовка к ним помогает систематизировать знания, углубить понимание мате­риала, ликвидировать пробелы (75% первокурсников, 54,6% пя­тикурсников).

Значительная часть студентов стремится рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные при­емы изучения материала. Успешность их усилий в данной об­ласти зависит от уровня развития: 1) интеллекта, 2) самоанали­за, 3) воли.

Недостаточный уровень развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоя­тельной работы, следствием чего и являются низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам.

Легко усваивая учебный материал, интеллектуально более развитые студенты в обычных, рассчитанных на среднего сту­дента условиях обучения не стремятся к выработке рациональ­ных приемов усвоения знаний. Этот стиль учебы — штурмов­щина, риск, недоучивание материала — складывается еще в школе. Потенциальные возможности таких студентов остаются нераскрытыми, особенно при недостаточном развитии воли, от­ветственности, целеустремленности личности.

В связи с этим возникает необходимость дифференцирован­ного обучения, особенно в вузе. Принцип «от каждого по спо­собностям» должен пониматься не как снижение требований при равнении на слабых, а как повышение требований к способным студентам. Только при таком обучении полностью реализуются интеллектуальные и волевые способности каждой личности, возможно гармоничное ее развитие. Студенты с более высоким уровнем регулярности учебной работы являются, по самооцен­ке, более волевыми, тогда как занимающиеся менее регулярно больше рассчитывают на свои интеллектуальные возможности. Существует 2 типа студентов — с высоким и низким уровнем регулярности учебной деятельности. Умение работать система­тически даже при средних интеллектуальных способностях обес­печивает студентам устойчивую высокую успеваемость. Отсутствие умения организовать себя, равномерно распределять учеб­ные занятия даже при наличии достаточно развитого интеллек­та ослабляет способность к усвоению программного материала и препятствует успешной учебе. Следовательно, отсутствие си­стематичности учебных занятий является одним из значимых факторов отсева студентов.

Эмоциональные состояния (см. в приложении схемы 3.11, 3.12), уровень развития волевых качеств (схема 3.12), особенно­сти психосоциотипа студента (схема 3.13) существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимо­отношений с однокурсниками и преподавателями.

К оптимизации учебного процесса психология и педагоги­ка могут подходить с разных позиций: совершенствования ме­тодов обучения, разработки новых принципов построения учеб­ных программ и учебников, совершенствования работы декана­тов, создания психологической службы в вузах, индивидуали­зации процесса обучения и воспитания при условии более пол­ного учета индивидуальных особенностей обучающегося и др. Во всех этих подходах центральное звено — личность обуча­ющегося. Знание психологических особенностей личности сту­дента — способностей, общего интеллектуального развития, ин­тересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и т. д., — позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обу­чения в высшей школе.

Интеграция данных о каждом конкретном человеке произ­водится с помощью психографии. Психография является мето­дом познання конкретного человека путем обобщения разноуровневых характеристик, а также структурных и генетических связей между ними.

При использовании психографического метода за точку от­счета берутся уровень и структура интеллекта как условие, необ­ходимое для стратегической организации поведения.

Работу со студентом целесообразно начинать с индивиду­альной беседы.

 

Программа индивидуальной беседы со студентом

1. фамилия_______________________Имя____________________Отчество______________________

2. Вуз, факультет, курс, группа___________________________________________________________·

3. Сведения о семье: число членов семьи___________________________________________, средний

доход на члена семьи____________________________________________, образование родителей

___________________________________________________________________________________

специальности родителей_____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

условия воспитания_________________________________________________________________·

(семья, ясли, детсад, детдом, школа-интернат)

4. Что закончили до поступления в вуз_____________________________________________________·

Перерыв в обучении______________________________________. Кем работали до поступления?

(указать срок)

___________________________________________. Средний балл аттестата___________________.

5. Что способствовало Вашему выбору специальности?_______________________________________

_______________________________________________________________________________________

(занятия в спец­школе, желание получить высшее образование, совет родителей, дру­зей, интерес, случайность и др.)

6. Что Вы знали о выбираемой специальности?______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7. Считаете ли Вы, что правильно выбрали специальность?____________________________________

8. Чем увлекались до поступления на факультет?_____________________________________________

(предмет, кружки, курсы, занятия и т. д.)

9. Совпадают ли Ваши интересы с тем, что приходится изучать в вузе?__________________________

10. Недостаток какой информации ощущался Вами при выборе специальности? __________________

 

11. Что, с Вашей точки зрения, необходимо, чтобы исключить слу­чаи неверного выбора специальности?_____________________________________________________________________

(информирование поступающих о профессиях,

_______________________________________________________________________________________

представленных в вузах, помощь в объек­тивной оценке собственных способностей, интересов и др.)

12. В чем сейчас проявляется ошибка в выборе специальности? ________________________________

(отсутствие интереса к обучению,

_______________________________________________________________________________________

трудности при овладении учебными предметами и др.)

13. Каковы причины Ваших трудностей в учебе?_____________________________________________

(нерегулярно занимаюсь, неинтересно обучение,

_______________________________________________________________________________________

трудно овладеть отдельными предме­тами, трудно усваиваются лекции, чрезмерно сложно написаны учебни­ки, идр.)

14. Нарастали ли трудности в обучении по мере Вашего продвижения от курса к курсу?___________________________________________________________________________________.

15. Как Вы оцениваете свои возможности как студента (по 5-балль­ной шкале)?__________ _________________________________________________________________________________________.

16. Какие у Вас сейчас трудности в обучении?_______________________________________________

(указать конкретно)

17. В каком направлении, с Вашей точки зрения, надо проводить профилактическую работу со студентами по повышению успеваемо­сти?_____________________________________________________

18. Ваши пожелания в адрес преподавателей________________________________________________

19. Насколько понятен Вам учебный материал (по 5-балльной шка­ле)?__________________________

(оценить основные предметы)

20. Какие предметы даются Вам наиболее легко, трудно?______________________________________

21. Преобладающее состояние в процессе лекций и занятий____________________________________

_______________________________________________________________________________________

(монотонии, слабой понятливости, пассивности, заинтересованности, активности)

22. Насколько интересен Вам учебный материал (по 5-балльной шкале)?_________________________

(оценить основные предметы)

23. Требуют ли от Вас занятия напряжения всех сил или Вы учитесь легко? _________________________________________________________________________________________.

24. Какие личные качества мешают Вам учиться?____________________________________________

25. Что Вы делаете для их устранения?_____________________________________________________

26. Какова степень Вашей утомляемости в процессе обучения?_________________________________

(слабая, средняя, сильная)

27. Собираетесь ли Вы продолжать обучение?______________________________________________.

28. Что Вы знаете о выбранной профессии (учитывая приобретенные знания)?___________________ _________________________________________________________________________________________.

29. Укажите количество времени (в%), которое Вы затрачиваете в течение месяца в среднем на каждый из ниженазванных видов деятельности (если все они 100% времени): учеба______; приоб­щение к искусству__________; занятия спортом_____; общение с друзьями_______; общественнаядеятельность_______; дру­гие виды деятельности_______.

30. Сложились ли у Вас уже свои интересы, выбрали ли Вы самостоятельную область исследований?____________________________________________________________________________.

31. Какое у Вас сейчас состояние?_________________________________________________________

(спокойствия, уверенности в себе, благодушия, повышенного беспокойства, опасения, что Вас отчислят)

«_____»_______________200___г.

 

Индивидуальную беседу желательно проводить в отдельном помещении, без посторонних лиц, предварительно сообщив сту­денту о том, что полученные о нем сведения будут храниться в тайне.

Существенно расширяет возможности куратора в изучении студента методика самооценок. Процедура самооценивания мак­симально проста. Студент в зависимости от самооценки своих личных качеств должен поставить отметку (вертикальную чер­ту) между двумя полюсами предложенной ему шкалы. Размер последней 10 см, но для студента он не указан, шкала не граду­ирована.

При обработке полученной информации экспериментатор измеряет на шкале расстояние от левого полюса до отметки, сделанной испытуемым. Результат в сантиметрах переводится в баллы. Это и будет самооценка студентом того или иного своего качества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.