Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Моделирование педагогических ситуаций и конфликтов




Практическая часть

План семинара

Семинар 10. Профессионально-педагогическая культура

педагога (4 ч.)

1. Сущность профессионально-педагогической культуры, ее компоненты.

2. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Психология стилей.

3. Педагогический такт и культура личности педагога.

4. Педагогический конфликт. Разрешение педагогического конфликта.

I. Дидактическая игра «Общение на уроке»

Работая в режиме творческих групп в составе 3 – 5 человек, выполните следующие задания, оценив их с позиций культуры общения.

1. Используя только невербальные средства педагогического общения, передайте классу следующую информацию:

- недовольство поведением и ответами учащихся;

- учебный материал по целой теме;

- благодарность за хорошо подготовленное мероприятие, отличные ответы на уроке.

2. Обратитесь к ученику с различными по форме требованиями:

- требованием-просьбой

- требованием-одобрением

- требованием-советом

- требованием-намеком

- требованием-условием

- требованием-угрозой

- требованием-осуждением

- требованием-выражением недоверия

- требованием в игровом оформлении

3. Вызовите ученика к доске с различной эмоциональной нагрузкой:

- спокойно

- жизнерадостно

- равнодушно

- доброжелательно

- недоброжелательно

- с иронией

- раздраженно

II. «Беседа с родителями учащегосяшалуна»

1. Подготовьте сценарий беседы с приглашенным родителем, предполагая, что он слепо любит своего ребенка и во многом его оправдывает.

2. Разыграйте диалог «Родитель – учитель».

Студенты делятся на подгруппы по 4 – 5 человек. Каждой подгруппе предлагается своя ситуация, которая будет разыгрываться в режиме импровизации. В подгруппах студенты распределяют роли и определяют возраст учеников. Затем каждая подгруппа по очереди разыгрывает свои ситуации.

Ситуации для разыгрывания:

1) учитель читает рассказ про кошку – дети стали мяукать…

2) учитель вошел в класс первый раз – все дети гудят…

3) дети, несмотря на запреты, курят в туалете – входит учитель…

4) ученик на уроке нагрубил учителю…

5) педагоги и родительский комитет обсуждают поведение и успеваемость ученика…

6) учитель сел на стул, а он был измазан учениками…

7) дочь директора школы не выполнила домашнее задание…

После разыгрывания предложенных ситуаций проводится анализ каждой смоделированной педагогической ситуации и конфликта и действий в ней всех участников. Вопросы для анализа:

- В чем заключалась острота ситуации или конфликта?

- Что чувствовали студенты, исполнявшие роль ученика, по отношению к «учителю» и другим участникам, разыгрываемой ситуации или конфликта?

- Что чувствовал «учитель»?

- Довольны ли своим поведением участники разыгранных ситуаций или конфликтов?

- Были ли ошибки в поведении кого-либо из участников, оказавших влияние на исход ситуации или конфликта?

- Какое поведение «учителя» в данной ситуации было бы более адекватным?

Задания для самостоятельной работы

1. Закончите предложение.

Педагогическое общение - это……………………………………………

……………………………………………………………………………………….

Педагогическая культура - это……………………………………………

……………………………………………………………………………………….

Педагогический такт – это…………………………………………………..

……………………………………………………………………………………….

(Укажите источник информации)

2. Охарактеризуйте стили педагогического общения (по В.А.Кан-Калику). Заполните таблицу.

Стили педагогического общения Характеристика
Общение на основе высоких профессиональных интересов  
Общение на основе дружеского расположения  
Общение-дистанция  
Общение-устрашение  
Общение-заигрывание  

 

3. Охарактеризуйте типологию профессиональных позиций учителей, предложенную М.Таленом (по книге Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2000. – С. 570 – 571). Заполните таблицу.

Профессиональные позиции учителей Характеристика
«Сократ»  
«Руководитель групповой дискуссии»  
«Мастер»  
«Генерал»  
«Менеджер»  
«Тренер»  
«Гид»  

 

4. Дайте краткую характеристику моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятии, предложенные Л.Д.Столяренко (по книге Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2000. – С. 572 – 575). Заполните таблицу.

Модели поведения преподавателя Характеристика
«Монблан»  
«Китайская стена»  
«Локатор»  
«Тетерев»  
«Гамлет»  
«Робот»  
«Я-сам»  
«Союз»  

 

Основная учебная литература:

1. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. — Екатеринбург: Издательство "Деловая книга", 1996. — 344 с.

2. Бухарова Г. Д. Общая и профессиональная педагогика. ‒ М.: Академия, 2009. ‒ 336 с.

3. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под ред. Г.П.Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.

4. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 368 с.

5. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Дополнительная учебная литература:

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. – М., 2000.

3. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. – М., 1999.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

5. Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. – М., 1996.

Семинар 11. Среднее профессиональное образование (2 ч.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.