Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия развития личности




РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Одно из основных профессиональных качеств учителя — умение видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении. Внутренний мир школьника постепенно раз­вивается, причем неравномерно: периоды плавного, мед­ленного развития сменяются бурным ростом самосозна­ния. На каждом следующем уроке ученики вроде бы те же, но чуть-чуть другие. Умение вовремя заметить, поддержать "микроскопические" улучшения необходимо учителю, чтобы избежать лишних конфликтов; быть гуманным и справедливым. Это умение — составная часть педагогиче­ского мастерства.

Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязан­ным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Оно состоит в том, что по каждому направ­лению возникают и накапливаются необратимые измене­ния — новообразования, новые качественные состояния учащихся. Существует определенная логика развития де­тей, которая фиксируется в этапах и закономерностях раз­вития. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому на­правлению относительно самостоятельны, не зависят пря­мо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закономерности по каждому на­правлению, в которых отображаются причинно-следст­венные связи между условиями и результатами (ново­образованиями).

Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими осо­бенностями индивида; социальными ситуациями, пред­ставляющими собой "Особое сочетание внутренних про­цессов развития и внешних условий" (Божович Л. И.); ме­рой его собственной активности, направленной на само­совершенствование, участие в деятельности и общении. "Человеческое развитие, — утверждает Б. Г. Ананьев, обус­ловлено взаимодействием многих факторов: наследствен­ности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), вос­питания (вернее, многих видов направленного воздействия

общества на формирование личности); собственной прак­тической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития (см. Б. Г. Ананьев. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избр. психологические труды: в 2-х т., т. II. М., 1980 С. 44).

В этом контексте фактор рассматривается как движу­щая сила процесса развития, а условие — как обстоятель­ство, от которого зависит это развитие, обстановка, в ко­торой происходит развитие ребенка. '

Условия — это те составные части или характеристи­ки среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания чело­века. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность воз­никновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каж­дого новообразования подготовлено своей причиной, сво­ими условиями. Отсутствие или недостаточность необхо­димых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспи­тании, обучении и социализации). Этапы и закономерно­сти развития по каждому направлению экспериментально исследуются в соответствующих науках: биологических, психологических и социальных. В учебно-воспитательном процессе все три направления слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредова­но влиянием среды, возможностями ребенка и целена­правленной деятельностью взрослых. В педагогике (как науке о Закономерностях социального наследования куль­турных ценностей от поколения к поколению) использу­ются данные биологического развития для научной орга­низации труда учителей и учащихся; разрабатываются тео­ретические модели обучения и воспитания на базе зако­номерностей психического развития учащихся, устанавли­ваются содержание, пути и средства социализации уча­щихся — присвоения ими опыта поведения в обществе, культурных ценностей и нравственных норм.

Биологическое развитие организма учащегося принято называть специальным термином "созревание", в ходе ко­торого преобразуются анатомические структуры и физио­логические процессы (нервная, эндокринная, дыхатель­ная, пищеварительная и другие системы). Согласно совре­менным исследованиям биологическое созревание орга­низма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиоло­гические процессы в головном мозге (связанные с мыш­лением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь. Биологические системы организма развиваются не­равномерно; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Био­логическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фак­тора: состояние центральной нервной системы (ЦНС) и наследственность.

Биологическая наследственность обусловлена гена­ми, которые состоят из миллиардов атомов, связанных в нити, и локализованы в хромосомах — специфических структурах ядра клетки. Она является врожденной и определяет строение и размеры тела, в том числе мозга, стадии созревания организма, биологические и некото­рые психические качества. Наследуют от рождения: все свойства ЦНС (силу, подвижность, иррадиацию и кон­центрацию, возбуждение и торможение, уравновешен­ность, динамичность, лабильность, активированность и др.), биологические характеристики первой и второй сигнальных систем (быстрота образования условных рефлексов, их прочность, уровни сложности, подража­тельность, рефлексы: ориентировочный, цели, свободы и др.), музыкальный слух, остроту зрения, различение цветов и оттенков, задатки: математические, вербаль­ные, кинестетические, спортивные и др.

Существуют также спорные проблемы, различные точки зрения на биологическое наследование некото­рых черт характера (акцентуации, общительность, экс­траверсия, интроверсия, агрессивность, замкнутость и др.), экспериментальное исследование которых пред­ставляет значительные трудности. Вероятно, в форми­ровании этих черт характера имеют существенное зна-

чение все три фактора (наследственность, воспитание и социализация).

Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисци­плинированность, абстрактно-символьные теоретиче­ские знания, умения, навыки, и др. Они формируются прижизненно в процессе образования в семье и школе, трудовом коллективе, неформальных объединениях. Для их описания используют понятие социального наследо­вания, которое не имеет никакого отношения к биоло­гической наследственности и означает прижизненное освоение духовных ценностей и норм поведения. Усло­виями биологического развития являются: сбалансиро­ванное питание, режим дня, рациональное чередование умственной и физической деятельности, благоприятные природные и социальные факторы (чистые вода и воз­дух, дружеские отношения с окружающими и др.). Сба­лансированное питание детей отличается повышенным (в % к весу) содержанием витаминов и микроэлементов;

для' развития и интенсивной умственной деятельности особенно необходимы сахар, кальций и фосфор. Сытый ребенок лучше учится, легче воспитывается.

Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.) ребенка, среди которых раз­личают природные психические функции (общие у че­ловека и животных) и культурные психические функ­ции, возникающие благодаря абстрактной знаковой деятельности, в том числе речи; они присущи только человеку и подразделяются на простейшие и высшие. Развитие психических функций индивида относится к онтогенезу. (Индивид — человек в аспекте его отдель­ности, целостности и устойчивой системы, объединяю­щей биологическую, психическую и социальную под­системы). Закономерности психического развития жи­вотных и человека различны. Для воспитания, социали­зации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в слож­ные системы (общение, деятельность, отношения, мо­тивы и т. д.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Воспитание и обуче­ние составляют главные условия развития высших пси­хических функций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.