Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. 7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения




В современной отечественной дидактике употребляется термин "виды обучения", который чаще всего обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учителя и учеников. Понимание этого взаимодействия опирает­ся на дидактические теории о сущности обучения, поэто­му термин "виды обучения" близок к словам: модель обу­чения, система, образец и даже метод обучения. При из­вестной неопределенности этого термина он все же позво­ляет различать и описывать разные возможности, типы организации обучения. Итак, виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по ха­рактеру взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения; по построению, дидактической обработке содер­жания обучения; по методам и средствам обучения, свой­ственным этому, а не другому виду обучения. В дидактике сложились такие виды обучения, как сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, програм­мированное обучение.

Наряду с этими общеизвестными моделями обучения, имеются другие, которые чаще называют дидактическими концепциями, системами. В предыдущей главе дана их общая характеристика. Ниже описываются основные чер­ты названных видов обучения.

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обуче­ние характеризуется прежде всего тем, что учитель излага­ет знания в обработанном, "готовом" виде, ученики вос­принимают и воспроизводят его. Это наиболее распро­страненный вид обучения, научно обоснованный и опи­санный в начале XIX века Гербартом. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят примерно так:

    Действия учителя       Действия ученика    
  Информирует о новых зна­ниях, объясняет.   1.   Воспринимает информа­цию, обнаруживает пер­вичное понимание.    
2.   Организует осмысливание учебной информации.    
2.   Осмысливает, углубляет    

 

3.   Организует обобщение зна­ний.       понимание учебного ма­териала.  
4.   Организует закрепление учебного материала.   3.   Обобщает усвоенный ма­териал.  
5.   Организует применение знаний и оценивает сте­пень усвоения.   4. 5.   Закрепляет изученное пу­тем повторения.  
Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.  

 

Главное, что характерно для этого процесса, — дея­тельность учителя состоит в основном в предоставлении, "подаче" информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств.

Сообщающее обучение как вид, путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последова­тельно, в экономичном режиме и темпе, для большого ко­личества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информа­ции, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются ум­ственные способности и умения учащихся, такие как уме­ние видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и другие интеллектуальные умения, которые, согласно современной дидактике, являются важнейшей целью обучения, наряду с формированием знаний и ценностной ориентацией школьников. Иначе говоря, сообщающее обучение не раз­вивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному (в отличие от ре­продуктивного) мышлению, навыкам творческого мышле­ния. Так появляется проблемное обучение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.