Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. 9. Технология обучения




Развитием идей программированного обучения яви­лась педагогическая технология, такой взгляд на процесс обучения, согласно которому обучение должно быть мак­симально управляемым процессом, в отличие от традици­онного обучения с не строго определенным и направленным воздействием на ученика. Предыстория технологии обучения начинается в первой половине XX века с появлением техниче-

ского устройства для проверки знаний. Это получило развитие в направлении разработок технических средств обучения (ТСО) в образовании. Некоторое время технология обучения понималась как использование техники в обучении, что дало повод говорить о "промышленной революции" в образовании. Действительно, широкое использование ТСО от простого диа­проектора до современной компьютерной системы составляет процесс технизации образования. При этом ученые считают, что использование техники носит пока большей частью вспо­могательный характер подачи информации. Но активно разви­вается включение техники в учебный процесс на отдельных этапах. В дальнейшем ученые прогнозируют (уже есть экспе­рименты) независимое использование автоматизированных об­учающих систем без учителя и школы.

С 50-х годов поиски ученых приняли другое направ­ление: не техника и технизация, а технология и техноло­гизация обучения. Основой для технологичного понима­ния обучения, кроме программированного обучения, яви­лись информатика, кибернетика и системный подход. Процесс обучения стал рассматриваться широко, систем­но: анализ и разработка всех компонентов обучающей си­стемы, от целей до контроля результатов. И главной идеей стала идея воспроизводимости обучающей технологии.

У специалистов и педагогов сама идея технологизации обучения вызывает неоднозначные реакции. До сих пор учительский труд остается "ручным", немеханизирован­ным. И многие считают, что это норма, ибо учить может только живой человек, обучение по природе не поддается автоматизации. Однако развитие технологии обучения по­казывает, что возможно создание обучающей системы, технологического процесса обучения по предмету, которой может пользоваться средний учитель и получать результа­ты заданного качества. Специалисты по технологии разра­батывают "технологические пакеты", проекты обучения, а учителя, работая по ним, выполняют функции консуль­тантов-организаторов. Многим это кажется кощунствен­ным, но надо помнить, что учителя охотно пользуются ме­тодическими разработками, поурочными планами, состав­ленными для них методистами. Возможно, что учитель, освобожденный от рутинных операций труда, будет зани­маться собственно педагогической работой — развитием учеников. Вопрос о соотношении личности, творчества и

механизации обучения действительно не прост и подлежит решению.

Итак, технология обучения (педагогическая техноло­гия) понимается как направление в дидактике, область на­учных исследований по выявлению принципов и разра­ботке оптимальных систем, по конструированию воспро­изводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. Следует помнить, что в отечественной литературе термин "педагогическая технология" употреб­ляется очень широко. Он может обозначать уже названное направление дидактики, затем — технологически разрабо­танную обучающую систему, далее — систему методов и приемов какого-либо учителя, наконец — методику и от­дельные методы воспитания (например, технология орга­низации групповой деятельности). Здесь идет речь о на­правлении в дидактике.

Главная проблема, подлежащая решению с помощью технологии, — управляемость процессом обучения. Тради­ционные, "нетехнологичные" методики обучения имеют недостатком значительную "размытость", неопределен­ность, нечеткую целевую направленность и мало управ­ляемые процедуры учения, субъективную и эпизодическую проверку усвоенного.

Охарактеризуем основные теоретические положения технологии обучения. Любой процесс обучения реализует­ся в рамках педагогической (дидактической) системы. структура, состав и связь компонентов которой должны осознаваться ученым и учителем. Они показаны на схеме (В. П. Беспалько):

Задача технологии обучения состоит в изучении всех элементов обучающей системы и в проектировании про-

цесса обучения, чтобы благодаря этому учебно-воспитательная работа школы (учителя) превратилась из малоупорядоченной совокупности действий в целенапра­вленный процесс. Для этого следует знать специфические черты технологии обучения: диагностично поставленные цели, ориентация всех учебных процедур на гарантиро­ванное достижение учебных целей, постоянная обратная связь (текущая и итоговая оценка результатов), воспроиз­водимость всего обучающего цикла. В связи с этим техно­логия обучения выделяет основные компоненты проекта обучения, подлежащие разработке:

— постановка целей обучения;

— подготовка учебных материалов и разработка обу­чающих процедур;

— разработка материалов для текущей и итоговой оценки и коррекции результатов обучения.

Определяющее значение в технологизации обучения имеет постановка целей. Диагностичная постановка целей обучения в конкретной учебной дисциплине состоит в том, что цели обучения формулируются в терминах пове­дения, описывающих действия учащихся, которые при проверке учитель, ЭВМ или эксперт может опознать и из­мерить уровень их сформированности.

В традиционном подходе учитель ставит цели "неинструментально": изучить теорему, ознакомить с принципом действия, дать анализ стихотворения, решать квадратные уравнения и пр. — эти цели не описывают действия ученика. Технология исходит из того, что цель обучения — изменение состояния ученика: его знаний, мыслей, чувств, поведения. Поэтому общие цели обучения при разработке обучающей системы по предмету подлежат конкретизации. Основой такой конкретизации служит из­вестная таксномия целей Б. Блума. В таблице показаны ка­тегории целей и соответствующие им действия ученика, которые можно диагностировать — измерить.

Категории целей   Обобщенные формулировки целей  
1. Знание: запоминание и воспроизведение материала — от фактов до теории.   Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы.  

 

2. Понимание: умение преобразовать, интерпретиро­вать материал, предложить следствия, предсказать резуль­таты действия.   Ученик объясняет факты, связи между явлениями, преобразует материал (из словесной формы в математическую), описывает следствия, вытекающие из дан­ных.  
3. Применение: умение использовать материал в стан­дартных и новых ситуациях.   Ученик использует понятия, принципы, правила в конкрет­ных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода.  
4. Анализ: умение выде­лить части из целого, взаимо­связи, принципы организации целого.   Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения, видит сходство и различие яв­лений.  
5. Синтез: умение комби­нировать элементы, чтобы по­лучать целое, обладающее но­визной.   Ученик пишет сочинение, дела­ет план эксперимента, решения какой-либо проблемы с опорой на знания из разных областей.  

 

Каждая новая категория означает более высокий уро­вень усвоения. Такая формулировка целей обучения по­зволяет учителю инструментально, диагностично ставить цели: ученик воспроизводит, выделяет, описывает, приме­няет, сравнивает и пр. Все эти действия надо выработать у ученика и проверить степень их развитости.

Проблема постановки учебных целей состоит, однако, в том, что не всякий учебный материал подвергается такой. обработке (например, русская литература). Цели творче­ского характера трудно описать в конкретных диагности­руемых признаках. Поэтому рекомендуется стандартизиро­вать описание целей репродуктивного характера и в зави­симости от предмета; вместе с тем примириться с некото­рой степенью неоднозначности описания целей творче­ского характера.

Технология обучения ориентируется на гарантирован­ное достижение целей и идею полного усвоения. Дости­жение целей обучения гарантируется разработкой для учи­теля учебных материалов и характером учебного процесса, обучающих процедур. Они таковы: после определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежа-

щие усвоению; затем разрабатываются проверочные рабо­ты по разделам (сумме учебных элементов); далее органи­зуется обучение, проверка, — текущий контроль, коррек­тировка и повторная, измененная проработка — обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов. Текущие оценки делаются по типу "усвоил — не усвоил", после чего ученик дорабатывает неусвоенное. Итоговые оценки разъясняются каждому ученику. Аналогичным об­разом поступает В. Шаталов. Ядру знаний (минимуму учебных элементов) он обучает всех. Концепция полного усвоения дает высокие результаты, но имеет ограничения:

так изучается материал, поддающийся членению на еди­ницы, последовательно связанные (математика, граммати­ка, естествознание); усвоение происходит в основном на репродуктивном уровне.

Для перехода от репродуктивных умений к поисковым предлагается такой вариант обучения.

1. Сообщение необходимых знаний.

2. Формирование умений на репродуктивном уровне. 2. 1. Демонстрация деятельности в целом и по элементам (это можно совместить с сообщением знаний по прин­ципу "демонстрация+объяснение"). 2. 2. Организация отработки умения в упрощенных услови­ях.

2. 3. Организация самостоятельной практики с непрерыв­ной обратной связью и положительным подкреплением со стороны учителя.

3. Переход к поисковой, продуктивной фазе. 3. 1. Организация разных проблемных ситуаций — решение

конкретных задач, имитационное моделирование. 3. 2. Обязательный анализ учащимися своей деятельности с учителем, группой.

Изложенное может служить для учителя опорой при изучении раздела темы.

Существенной чертой технологии обучения является воспроизводимость обучающего цикла, т. е. возможность его повторения любым учителем. Цикл обучения со­держит следующие моменты: установление целей обу­чения; предварительная оценка уровня обученности; обучение, совокупность учебных процедур и корректи­ровка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей. Учебный процесс

приобретает в этом случае модульный характер — склады­вается из блоков, наполняемых разным содержанием.

Обратная связь, объективный контроль знаний — существенная черта технологии обучения. Измерение уровня усвоения знаний и оценка в настоящее время носит неопределенный и субъективный характер: в программах результаты обучения описаны недиагностично, измерить и оценить их объективно нельзя. Это является причиной формализма и субъективизма в оценке знаний. Однако отказ от оценки знаний вообще невозможен: учет успеваемости — один из компонентов управления дидактическим процессом и всей обу­чающей системой. Решение проблемы состоит в разра­ботке диагностичных целей обучения и создании изме­рительных "приборов" и процедур измерения знаний, речь идет о тестах — стандартных заданиях для каждого уровня обучения. Контрольные процедуры могут быть автоматизированы и постепенно изжито "глазомерное" измерение и оценка знаний. Одной из задач технологии обучения является создание текущих и итоговых стан­дартных заданий (тестов) на все виды целей и уровни обучения. По существу, для технологического обучения нужен и создается фонд тестов, наборы проверочных заданий по всем дисциплинам. Особенность тестового контроля — критериальность, поскольку диагностично поставленные цели имеют значение эталона, критерия, которым измеряется степень достижения цели. Так как технология обучения наследует принцип обратной связи от программированного обучения, то на вопросы тестов требуются ответы двух видов:

— выбор одного из нескольких предложенных отве­тов, обычно четыре-пять;

- конструируемый ответ, свободная формулировка

учащегося.

Перечисленное выше относится к достоинствам технологии обучения, однако имеются и недостатки. К ним относится ориентация на обучение репродуктивно­го типа, своего рода натаскивание, а также неразрабо­танность мотивации учебной деятельности, игнориро­вание личности, ее внутреннего мира. Грубо говоря, для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик — робот, а учитель — компьютер.

Для преодоления последнего недостатка имеются приемы дидактического конструирования, направлен­ные на прогнозирование психологии учеников в ходе обучения, предвидение мыслительных операций, харак­тера восприятия, реакций на обучающие акты, затруд­нения. Один из приемов - "моделирование мышле­ния". В плане урока учитель указывает виды и способы учебной деятельности детей. Он описывает возможные затруднения, мыслительные ходы учеников, упорядочи­вает записи, в результате видит материал глазами уча­щихся, что позволяет ему соотнести обучающие проце­дуры с возможным ходом учебной деятельности, наме­тить варианты обучения.

В целом же "сплошная технологизация" обучения по упомянутым принципам не принесла бы пользы школе. Это лишь один из способов управления дидак­тическим процессом на отдельных его участках.

Технология обучения дала толчок "практической" дидактике - созданию обучающих систем, готового продукта — пакета документов и средств, дидактических и технических, позволяющих учителю "среднего" уров­ня давать высокие результаты. В пакет документов мо­гут входить: цели и содержание обучения по опреде­ленной дисциплине, обучающие операции, тестовые за­дания на всех этапах обучения. Поскольку современные технологии ориентируются на использование компью­тера в обучении, то основу пакета документов должен составлять программный продукт - дискета со всеми материалами для реализации процесса обучения. Техно­логия обучения стимулировала также процесс развития информационных технологий в образовании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.