Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общеобразовательной школы




Учебный план средней

Учебные планы - нормативные документы, направ­ляющие деятельность школы. Учебный план общеобразо­вательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам 221

обучения и количество часов на каждый предмет. Опреде­ляя набор учебных предметов, время, отводимое на изуче­ние каждого из них в целом и по отдельньм этапам, учеб­ные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой - сами являются предпо­сылкой для реализации.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов: Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреж­дений - это основной государственный нормативный до­кумент, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством общего и профессионально­го образования. Являясь частью государственного стандар­та, базисный учебный план представляет собой государ­ственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным доку­ментом для финансирования школы.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ учебный план разраба­тывается региональными органами управления образова­нием на основе государственного базисного учебного пла­на. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством общего и профессионального образова­ния.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ (общеобразовательного уч­реждения) разрабатывается на основе государственного Ба­зисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:

— собственно учебный план школы, который разраба­тывается на основе базисного учебного плана на длитель­ный период. Он отражает особенности конкретной школы. В качестве такого учебного плана могут служить пример­ные учебные планы из примерных, предложенных в ка-

честве приложения к базисному учебному плану для на­чальной школы, основной школы с русским родным язы­ком обучения, средней общеобразовательной по профилям с русским родным языком обучения, сельской малоком­плексной школы, общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и с обучением на русском языке (неродном) и др.; (см. "Вестник образова­ния", 1998, № 4).

— рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно советом школы.

Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направле­ниям:

1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в об­щественной жизни.

2. Пересматривается удельный вес традиционных дис­циплин. Ведутся поиски баланса между разными компо­нентами образования - обязательными и элективными, между циклами учебных предметов.

Государственные органы разрабатывают единые стан­дартные учебные планы. Закон РФ об образовании дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным обра­зовательным стандартам. Это означает наличие обязатель­ных для всех школ учебных предметов и право на углуб­ленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору (факультативы). Дифференцирован­ное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, поскольку напря­мую влияет на развитие личности и полноту образования.

Учитывая тот факт, что базисный нормативный доку­мент коренным образом отличается от всех предыдущих вариантов учебных планов, по которым работали наши школы многие десятилетия, помещаем новый вариант Ба­зисного учебного плана, утвержденного Министерством общего и профессионального образования 9 февраля 1998 г.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Образователь­ные области   Образовательные компоненты   Количество часов в неделю  
        I   II       II   III   IV   V   VI   VII   VIII   IX   X   XI  
Филология   Русский язык как государственный Языки и литература       3 5   3 6   3 6   3 5                  
Математика   Математика. Информатика                              
Обществознание   История. Обществоз н а н ие. География                                            
    Окружающий мир   -                                          
Естествознание   Биология, Физика, Химия                                            
Искусство   Музыкальное и изобразительное искусства                                    
Физическая культура   Физическая культура, ОБЖ                              
Технология   Технология Трудовое обучение. Черчение                              
Обязательные занятия по выбору, факультативные индивидуальные и групповые занятия (6-дневная учебная неделя)                              
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе                              
Обязательные занятия по выбору. факультативные, индивидуальные и групповые занятия (5-дневная учебная неделя)         -                      
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе                              

 

Представленный Базисный учебный план свидетель­ствует о том, что содержание образования учебного заве­дения любого типа отражает деление образования на ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ. Эти две ли­нии образования пронизывают процесс обучения и раз­лично проявляются в нем в зависимости от специфики учебного заведения и этапа обучения. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в на­чальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки. Ее особенность состоит в том, что она реали­зуется в школе в своей допрофессиональной (обще­трудовой) части. В этом заключается первая особенность рассматриваемых учебных планов.

Второй особенностью является то, что образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое. На их пересечении находится такая форма организации учебного процесса как лабораторно-праклтические занятия. Однако в Базисном плане основной школы большинство видов учебных и производственных практик отсутствует. Они могут появляться только на стар­шей ступени школы при начальной профессиональной под­готовке в виде производственной практики школьников.

В структуре учебного плана выделяются ИНВА­РИАНТНАЯ ЧАСТЬ (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьни­ка, и ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, обеспечивающая индивиду­альный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности.

Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:

— обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

— обязательные занятия по выбору:

— факультативные занятия.

В учебном плане выделяются ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ и ШКОЛЬНЫЙ (МЕСТ­НЫЙ) компоненты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержа­ния образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (рус­ский язык, математика, информатика, физика и астроно­мия, химия).

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обес­печивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено националь­ное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образова­тельных областей представлен как федеральным, так и на­ционально-региональным компонентами (история и соци­альные дисциплины, искусство, биология, трудовая подго­товка).

ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовы­вать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32, п. 2 Закона "Об образовании" яв­ляется исключительно прерогативой образовательного уч­реждения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следую­щий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных годах) об­щая и по каждой из его ступеней;

б) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обя­зательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

в) максимальная обязательная недельная учебная на­грузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Таким образом, Базисный учебный план общеобразо­вательных учреждений, являясь частью государственного стандарта, составляет основу основ региональных и школьных (местных) учебных планов и тем самым обеспе-

чивает преемственность в образовательной политике на всем образовательном пространстве страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.