Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В практику передового педагогического опыта




Работа директора школы по внедрению

В системе повышения квалификации учителей важная роль принадлежит новаторам. Их мастерство, их "секреты" покажут учителю, если можно так выразиться, воплощенный идеал, педагогику как искусство в действии. Кого можно назвать новатором? Того, кто хорошо работа­ет? Или того, кто предлагает что-то новое? Новаторство и передовой опыт — это не одно и то же.

Передовой опыт — более широкое понятие, новатор­ство — составная часть передового опыта, если можно так выразиться, его изюминка, основа. Не всякая форма ра­боты, даже успешная, является передовым опытом, точно так же не всякое новаторство — передовой опыт. Передо­вой опыт — это то, что можно передать, использовать в работе других учителей. Новаторство не всегда можно пе­редать, есть и индивидуальное творчество, которое дает блестящие результаты у данного учителя, но другие учите­ля так работать не смогут.

Это все равно, что спросить у великого художника, как. ему удалось написать такой удивительный пейзаж? Он расскажет, как он писал натуру, о чем думал, что пережи­вал, как создавал эскизы, как смешивал краски... Всем все ясно. Но ведь другой художник так не напишет, хотя будет повторять все, что делал мастер. Так и в нашем учительском труде: механически перенять ничего нельзя. Но выработанные выдающимися учителями приемы помо­гут найти свои подходы к решению той же проблемы и добиться успеха.

Передовой опыт - это воспроизводимые методы, при­емы и способы обучения и воспитания, практически осу-

ществленные в деятельности отдельных учителей и обес­печившие высокие результаты без дополнительной затра­ты времени (т. е, положенные часы работы). Передовой опыт может быть новаторским, когда учитель предлагает что-то оригинальное, новое, чего не было раньше. Это может быть целая система работы, как, например, у Ма­каренко, Шацкого, Сухомлинского, Занкова, когда во­просы обучения и воспитания решались комплексно, осуществлялись различными методами, приемами. Но но­ваторство может носить и более ограниченный характер, когда предлагаются отдельные формы занятий или осо­бые методы обучения. Когда мы, например, говорим о работе Шаталова, Ильина, Лысенковой, мы прежде всего имеем в виду урок. Они мастера — новаторы в примене­нии особых методов объяснения, обратной связи, само­стоятельной работы учащихся- Бывает ли передовой опыт, который не носит новаторского характера? Такого быть не может. Учитель не предлагает нового метода, приема, способа работы, но он сумел "старому", давно известному методу придать такой характер, что он заиграл, так ска­зать, "новыми" красками, стал более эффективным, ре­зультативным. Где подлинный успех, там всегда новатор­ство — в той или иной форме. Педагогический успех не­возможен без поиска, искусства, мук творчества. Но одно дело, когда учитель вырабатывает нужные навыки у себя, с учетом своего характера, подготовки, опыта; другое, если он нашел приемы работы или усовершенствовал старые так, что они дают высокие результаты и их можно широ­ко распространить и использовать. Новаторство приобре­тает характер передового опыта, подлежащего распростра­нению и внедрению. Не все, однако, подлежит распро­странению. Изучая приемы работы новатора, директору важно выяснить главное, ведущее, общее, что можно по­рекомендовать всем, и то, что присуще только личности, талантливому человеку, чем можно восхищаться без кон­ца, как произведением искусства, но что нельзя не только копировать, но даже приближенно перенять, более того, перенимать это вредно, ибо в другом исполнении это бу­дет не эффективно, а порой просто карикатурной смешно.

В. А. Сухомлинский проводил уроки мысли. Ученики сидели и думали. Их лица сосредоточены, они погружены в поиск. Но разве кто-нибудь, кроме В. А. Сухомлинского, сможет это сделать? Кто может повторить А. С. Макарен-

ко? Разве есть другой С. Т. Шацкий или другой Сорока-Российский? Эти люди неповторимы! Но в их методах, их приемах, их подходах есть элементы, доступные всем, бо­лее того, есть нечто общее, что обогатило педагогику как науку и стало достоянием всех.

Передовой педагогический опыт — это воспроизводи­мые методы, приемы и способы обучения и воспитания, практически. осуществленные в деятельности отдельных учителей и обеспечивающие повышение результатов и качества работы при минимальной затрате времени и уси­лий учителей и учащихся.

Положительный опыт может быть комплексным, ког­да результат деятельности учителя (высокий уровень зна­ний, трудовой подготовки и воспитанности учащихся) выявляется в конце учебного года или при окончании школы: выпускники успешно поступают в вузы, хорошо трудятся на производстве, примерно ведут себя в об­ществе.

Положительный опыт может быть промежуточным, частным. Учитель проявляет особые способности в орга­низации учебного процесса: четко проводит уроки, их тщательно готовит, активизирует усилия ребят. Изучается именно эта, наиболее сильная часть работы учителя.

Положительный опыт может быть конкретным, узко направленным, когда срабатывает какой-то один метод, прием, отдельный элемент учебного или воспитательного процесса.

Таким образом, педагогический опыт — явление ши­рокое, неоднозначное, требующее всесторонней и целена­правленной деятельности не только руководителей шко­лы, но всего педагогического коллектива.

Разберемся в этом подробнее, конкретизируя эту дея­тельность, и наметим пути изучения, обобщения и внед­рения передового опыта в практику работы учителей.

Выявление, изучение и обобщение передового опыта. Руководители школ в поисках передового опыта не могут положиться только на случай, когда внезапно обнаружат в работе того или иного учителя что-то выдающееся, ори­гинальное, полезное. Изучение передового опыта под­дается организации и планируемому поиску. Прежде всего и директор, и завуч составляют себе примерные вопросы, подлежащие изучению, доводят их до сведения учителей, как бы стимулируя их творческие поиски по определен-

ным направлениям. Оттенков и конкретных подходов мо­жет быть тысячи, порой совершенно неожиданных и не­обычных, но основные ведущие элементы учебно-воспитательного процесса традиционны и хорошо из­вестны. Именно от них зависит успех. В области учебной работы эти блоки следующие:

1. Подготовка учителя к урокам.

2. Обратная связь, искусство опроса учащихся.

3. Умение объяснять материал: активизация, проблем­ность, структурность, разнообразие приемов, ТСО и т. д.

4. Развитие способностей учащихся, индивидуальный подход, работа с сильными и отстающими учащимися.

5. Развитие самостоятельности учащихся, их умения добывать знания, моделировать, решать оригинальные примеры, применять знания на практике и т. д. Развитие трудолюбия и любви к умственному труду.

6. Воспитание в процессе обучения. Приемы выработ­ки убеждений, система требований, личный пример учи­теля, этика и т. д.

В области воспитательной работы эти вопросы

несколько другие:

1. Умение изучить личность ребенка, его способности,

темперамент, характер, склонности, уровень культуры.

2. Работа с коллективом учащихся.

3. Организация воспитательного мероприятия.

4. Методика проведения классного часа.

5. Нравственное, эстетическое и физическое воспита­ние школьников.

6. Воспитание трудолюбия, чувства ответственности,

активности в общественно-полезном труде.

7. Работа с активом учащихся и "трудными детьми"

8. Работа с родителями учащихся и т. д.

Изучая работу учителей по этим направлениям, руко­водители школ выявляют положительные и "теневые" стороны в работе, дают советы, указания, приводят при­меры. Каждый руководитель имеет более или менее опре­деленные эталонные представления о тех или иных прие­мах работы и старается их передать своим коллегам. Это, бесспорно, одно из средств распространения передового опыта, ибо и директор, и завуч в своих рекомендациях опираются на обобщенный передовой опыт и многолетние наблюдения. Однако таких действий недостаточно. Речь идет о специальном изучении деятельности учителей, до-

бившихся серьезных успехов в работе, выявлении специ­фических особенностей их приемов с целью распростра­нения. С чего все начинается?

Путем личных наблюдений и анализа результатов ру­ководители школы устанавливают, что у того или иного учителя имеются определенные выдающиеся достижения. Как он их добился? Начинается процесс изучения. Сте­пень квалификации руководителя проявляется прежде всего в умении найти "изюминку" в методах работы учи­теля, именно то, что оживляет, казалось бы, известный прием, делает его действенным и результативным. Следую­щий шаг — выявление элементов этого приема, как бы рас­членение его на составные части и определение весомости этих элементов, нахождение основного, "решающего" звена. Затем руководитель школы устанавливает, возмож­но ли произвести этот опыт, т. е. передать другим, или он всецело зависит от личности учителя: его артистичности, темперамента, склада. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель школы будет судить только по результату, без тщательного анализа пе­дагогического процесса, можно заранее предсказать бес­полезность такого изучения, а порой и опасность, так как опыт будет определяться "вообще", поверхностно, без раскрытия его сущности. По этому поводу еще К. Д. Ушинский говорил, что опыт не передается букваль­но, а передается идея, заложенная в опыте. Вот эту "идею" и необходимо найти руководителю школы в про­цессе изучения успешной работы конкретного учителя.

При изучении системы работы передового учителя не­обходимо составить план, который может включать в себя следующие вопросы:

а) ознакомление с общей подготовкой учителя: науч­ной, методической, по специальности;

б) изучение работы учителя по подготовке уроков и внеурочных мероприятий (планирование, состояние каби­нета, дидактического материала и т. д.);

в) посещение нескольких уроков по одной теме;

г) анализ результатов работы учителя (уровень знаний и развитие учащихся).

Для более полного раскрытия системы работы учителя необходимо изучить постановку внеклассной работы с учащимися, индивидуальный подход к ним, особенности связей с родителями и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.