Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность директора школы в условиях рыночной экономики




24. 1. Финансовые поступления школы

Основным источником финансирования учреждения народного образования и в новых условиях хозяйствова­ния остается государственный бюджет. Однако для уч­реждений народного образования новый хозяйственный механизм наряду с бюджетным финансированием пред­усматривает широкое привлечение внебюджетных средств. Наиболее реально просматриваются следующие внебюд­жетные источники пополнения финансовых фондов уч­реждений: поступления за выполненные работы (услуги), проведение мероприятий по договорам с государственны­ми, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями; поступления по оказа­нию платных услуг населению; выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских и учеб­но-опытных участков; выручка от сдачи в аренду поме­щений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государствен-

ных, кооперативных и общественных предприятий, орга­низаций и учреждений, а также от отдельных граждан-прочие поступления. Поступая из различных источников, эти средства вместе с бюджетными ассигнованиями обра­зуют единый фонд финансовых ресурсов учреждения, т. е. составляют доход учреждения. При этом следует отметить, что поступающие в распоряжение учреждения внебюджет­ные средства не должны учитываться при определении сумм ассигнований из государственного бюджета по ста­бильным нормативам и не могут являться основанием для уменьшения объемов бюджетных ассигнований.

Оказание дополнительных услуг и выполнение хозрас­четных работ по договорам и заказам производится учреж­дениями народного образования по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном по­рядке прейскурантами, а при их отсутствии по договор­ным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения местных органов власти.

Круг хозрасчетных работ у учреждений народного об­разования может быть очень широким. Основные положе­ния хозяйственного механизма отрасли фиксирует только основные из них: организация изучения отдельных дисци­плин, циклов дисциплин, углубленного изучения предме­тов, организация работы кружков. Следует однако иметь в виду, что проведение хозрасчетных работ не должно на­носить ущерб основной деятельности учебно-воспита­тельных учреждений, а оказание платных услуг осу­ществляется не вытесняя деятельность, финансируемую из средств государственного бюджета.

Следует отметить, что новый отраслевой экономиче­ский механизм не предусматривает директивный характер контрольных цифр. Это чисто ориентировочные показа­тели, имеющие своей целью обеспечение взаимоувязки экономических планов различных уровней.

В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других мате­риальных ценностей (за исключением фондов, к которым применяются особые условия реализации), а также сред­ства, передаваемые на цели производственного и соци­ального развития учреждению другими предприятиями и организациями, экономия средств по материальным и

приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредит.

Распределение средств фондов осуществляется учрежде­ниями самостоятельно в соответствии с финансовыми пла­нами (сметами), одобренными трудовыми коллективами (советами учреждений) и утвержденными руководителями учреждений по согласованию с профсоюзной организацией.

Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально) определяется учреждением.

Неиспользованные в текущем отчетном периоде сред­ства фондов экономического стимулирования изъятию у учреждений не подлежат и используются ими в после­дующих периодах.

Руководителю учреждений общего образования, пере­шедшим на новые условия хозяйствования, предоставля­ются широкие права в области организации и оплаты труда. По согласованию с профсоюзными организациями они имеют право утверждать штатные расписания и уста­навливать должностные оклады в соответствии с дей­ствующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда), а также за счет и в пределах данного фонда устана­вливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе. При этом долж­ностные оклады и тарифные ставки рассматриваются как гарантировнный минимум заработной платы для соответ­ствующих категорий работников. Размеры надбавок уста­навливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышении качества проводимых мероприя­тий, выполняемых работ (услуг), роста дохода учрежде­ния. Эти надбавки уменьшаются или отменяются полнос­тью при ухудшении качества работы.

Следует также отметить, что новый хозяйственный механизм образования не предусматривает ограничения максимального размера заработной платы работников.

В целях повышения уровня эффективности использо­вания материальных ресурсов учреждения народного обра­зования предоставлено право продавать другим предприя­тиям, организациям и учреждениям, передавать, обмени­вать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во вре­менное пользование, либо взаймы находящиеся на их ба-

лансе транспортные средства, оборудование, сооружения, инвентарь, другие материальные ценности и ресурсы, а также списывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели.

Могут учреждения народного образования и сдавать в аренду занимаемые ими здания, хотя эти здания не явля­ются их собственностью.

Учреждениям народного образования предоставлено право пользоваться банковским кредитом. Причем кратко­срочный кредит может быть выдан банком учреждению на цели финансирования его текущей деятельности, а долгосрочный — предоставляется на цели производствен­ного и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фондов производственного и со­циального развития.

Учреждения народного образования, имеющие учеб­но-производственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функциони­ровать либо как единые учебно-производственные ком­плексы, либо организовать работу своих производствен­ных подразделений на правах самостоятельных хозяй­ственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школь­ные учебно-производственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.

В новых условиях хозяйствования учреждениям на­родного образования в целях совершенствования органи­зационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и меж­отраслевой, региональной и межрегиональной основе учебно-производственные фирмы, ассоциации и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Для каждой школы, на основе установленных поступ­лений бюджетных средств и внебюджетных поступлений, определяется единый фонд оплаты труда, фонд матери­ально-технического, производственного и социального развития. Образование указанных (двух) фондов осу­ществляется на основе определенного на соответствую­щий период норматива, устанавливаемого в процентах от общего финансового фонда школы.

Временное положение предоставляет широкие хозяй­ственные и финансовые права директору школу. Выступая от имени школы, он имеет право:

— приобретать, арендовать, заказывать необходимое школе оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций, кооперативов и лиц по безналичному или налично-денежному расчету, в рознич­ной торговой сети и в комиссионных магазинах без зачета в лимит мелкого опта;

— заключать договоры с организациями, учреждения­ми и лицами, а также с учащимися школы на выполнение различных видов строительно-монтажных работ, работ по текущему ремонту школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и пр.;

— заключать договоры на оказание школой различных услуг ученикам, их родителям, иным гражданам, а также предприятиям, организациям и учреждениям;

— заключать договоры о создании объединений с другими школами, учебно-воспитательными заведениями, научными и внешкольными учреждениями, предприя­тиями, кооперативами, сосредотачивая все средства или их часть для развертывания работы межшкольных комби­натов, курсов, учебно-производственных и хозяйственных объединений, проведения отдельных мероприятий и т. д.

Расширение прав руководителей школ одновременно налагает на них и высокую ответственность. В настоящее время широкие права контроля за хозяйственную дея­тельность администрации предоставлены Совету школы, в который входят не только представители педагогического коллектива, но и родители и учащиеся старших классов.

Профессиональный контроль за финансово-хозяй­ственной деятельностью школ осуществляют финансовые органы и централизованные бухгалтерии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.