Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Седьмая неделя




ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ

 

Лора была последней среди выступающих, и времени оставалось немного. Из моих записок видно только, что она беспокоилась, потому что Фил нервничал из-за родительского собрания, на котором она была, и хотел знать, что о нем говорили. Частично это было проявлением естественного любопытства, частично — безотчетной подозрительностью с его стороны, подумал я. Я сказал, что лучше всего будет, если Лора открыто и искренне ответит на все его вопросы, в том числе и о родительском собрании — показав таким образом пример доверия и обсудив с сыном в эмпатической манере все его подозрения; возможно, такой разговор начнется с замечания: «Тебе трудно всегда доверять людям, правда?»

 

 

Магнитофонная запись.

Лора: Ну, Фил провел первые десять-пятнадцать минут, пытаясь найти что-то в коробке с игрушками; но это не заняло у него много времени, и он мог продолжать играть с «джеками».

Смех в группе.

Д-р Крафт: Это прекрасный пример того, как беспокойство о времени заставляет вас терять время.

Лора: И три или четыре раза он сказал, что на самом деле ему хотелось бы порисовать. Он даже не открыл краски. «Ну... тогда надо будет ждать когда я все это помою и все такое, уже время кончится. Кончилось тем, что он вообще ничего не делал. В конце концов, он вытащил «джеки» и мы сыграли пару раз, и я выиграла, а потом...

Смех в группе.

Лора: Ну, зазвонил телефон, и кто-то из детей снял трубку, и как раз это был важный звонок, которого ждал муж. Его не было дома, и мне просто необходимо было ответить. (Она стала оправдываться, потому что я рекомендовал не прерывать игровое занятие ни под каким видом, в том числе не отзываться на звонок в дверь и на телефон.) А когда я вернулась, он уже сделал эти замечательные ходы в игре, и сильно продвинулся по сравнению с позицией, которая была у него в тот момент, когда я выходила.

Д-р Крафт: С «джеками».

Лора: Понятно, что он сплутовал.

Смех в группе.

Лора: Я ничего не сказала, и эта игра закончилась вничью; он действительно был очень расстроен, потому что был уверен, что выиграет.

Смех.

Д-р Крафт: То есть ему было очень важно выиграть?

Лора: Он был совсем... Он заметно рассердился, что не выиграл, но не повел себя демонстративно, как в прошлый раз. Он не бился головой об пол или что- нибудь в этом роде. Он просто запустил Мячом в противоположную стенку.

Д-р Крафт: А вы головой об пол бились после ничьей?

Лора: Нет, головой я не билась, но я пыталась немного показать... Я не очень-то хороша в таких вещах.

Смех.

Этот последний обмен репликами моя попытка помочь Лоре «справиться» со своими эмоциями. Она отнеслась к этому добродушно. Я пошел вперед, чуть усилив напор.

Д-р Крафт: Мы дадим вам уроки актерского мастерства. Что вы собирались сказать?

Лора: Вообще-то он все-таки сказал одну вещь на этом занятии, еще до того, как мы стали играть в «джеки». Он сказал: «Знаешь, моя самая любимая мечта, что иногда мы с тобой и с папой все вместе поедем путешествовать. Ведь мы с папой много путешествовали, а ты с нами не ездила». А я сказала: «Ну, это потому, что я оставалась дома и хлопотала по хозяйству, и за другими ухаживала», — вот и все, но он довольно часто высказывается в таком роде. Это значит...

Д-р Крафт: Что он вас любит.

Лора: Иногда он говорит: «Иногда мне хочется, чтобы все заболели, кроме...»

Д-р Крафт: Нас с тобой.

Лора: «Нас с тобой и с папой». Иными словами, мне кажется, что ему нравится быть единственным ребенком.

Лора была права. Безраздельное внимание обоих родителей — вот что требовалось Филу. Я отметил также, что, высказывая желание заболеть, он преследовал определенные цели. Это стало еще более понятным в свете дальнейшего развития событий.

Д-р Крафт: У него есть сестры, верно?

Лора: Да.

Д-р Крафт: Две старшие и две младшие?

Лора: Да.

Д-р Крафт: Значит, он хочет от них избавиться. Он выражает свое желание ясно и открыто, и это прекрасно. Есть какие-то соображения по поводу этого занятия?

Лора: Нет, я действительно чувствую, что то, что он говорил на последних нескольких занятиях, вполне понятно.

Другая мама: Почему он ни разу не выиграл в «джеки»? Вы сказали, что он не смог сплутовать. Разве вы не могли дать ему выиграть?

Лора: Могла. Не знаю — ни разу этого не сделала…

Д-р Крафт: Вы очень честная.

Истинная правда!

Лора: Они ведь знают, когда им подыгрываешь — а это нехорошо.

■ Тоже верно, по крайней мере, в случае с Филом.

■ Потом в группе началась дискуссия о том, можно ли поддаваться ребенку в игре. Лора сказала, что Фил редко выигрывает у нее, но всегда решительно настроен продолжать игру. Позже она рассказала о том, что она чувствует по этому поводу.

Лора: Я только одно должна сказать: я ненавижу игры. То есть, я хочу сказать: я их просто терпеть не могу! И я даже не... Мы с мужем даже в карты не играем! Мы оба не выносим игры. Я, и правда, все время стараюсь, чтобы дети играли в разные игры со своими сверстниками. То есть, я лично предпочитаю проводить время по-другому. Потому, может быть, я делаю это (все время выигрываю), чтобы отбить у них охоту играть со мной.

Это вызвало в группе бурю смеха. Даже в том легкомысленном контексте, в котором это прозвучало, мне приятно было услышать от Лоры: «Ненавижу!»

Здесь читатель может спросить, какое отношение имеет (если вообще имеет) то, что мама и сын делают на игровом занятии, к заиканию мальчика. Частично ответ состоит в том, что эти занятия позволяют вывести наружу гнев. Но существует и более важная часть ответа: на игровом занятии непременно случается то, что должно случиться. Экспериментатор, сидящий со своими диагнозами где-нибудь вдалеке, не может предсказать, как будет развиваться игровое занятие. На таком занятии хозяин — ребенок. Ребенок будет управлять им. Иначе такие занятия бесполезны. А когда ребенок управляет занятием, он направляет его в то место, которое важно для него лично.

Вам не нужно манипулировать ребенком, просто постарайтесь увидеть, что ребенок ведет вас к тому, что действительно имеет для него значение.

Во всяком случае, на описании разговора о «Джеках» описание седьмой встречи заканчивается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.