КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь «обыденной» философии и педагогикиЭтот отклик не был кем-либо организован или спровоцирован. Он возник стихийно, спонтанно и самобытно, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники первобытного творчества. Они убедительно иллюстрируют теснейшую природную взаимосвязь философии и образования, как двух свойственных только человеку видов деятельности, соответствующих его особому месту в природе. Никакие угрозы вождя племени, никакие проблемы разделения труда и тому подобные «социальные» причины не могли заставить первобытного художника изображать на стенах пещеры или на поверхности скал своих соплеменников, сцены охоты, а позднее —орнаменты. Он пытался реализовать данную ему от природы потребность в творчестве. Эта потребность дана была не только избранным. В ви- де задатков она существовала у всех людей. Но только у избранных потребность в творчестве оказалась востребована. И не только в художественном. Появлению новых видов ремесел, орудий труда, примитивной техники, домашней утвари — т. е. всему, что способствовало улучшению жизни и ее развитию, человечество обязано востребованным к творчеству личностям. Процесс востребования, тайна механизмов пробуждения спящих задатков с древних времен волнует человечество и особенно — ту его часть, которая посвятила себя педагогической деятельности. Вполне допустимо, что на первых этапах творческого освоения окружающей действительности художник делал это автоматически, как бы повинуясь чьим-то указаниям, направлявшим его руку. Но по мере осмысления изображаемого в этих рисунках мы замечаем все большее композиционное и сюжетное усложнение. Это свидетельствует не столько о развитии общества, в котором жил художник, сколько о личностном развитии художника, проявленном в теоретическом размышлении, предшествовавшем рисунку. Возникновение обыденной теории, по мнению многих ученых, предваряло становление науки. В переводе с греческого theoria означает рассмотрение, исследование. Философия, положившая начало научному рассмотрению всего существующего и предполагаемого, также берет свое начало от двух греческих слов: phileo — люблю, sophia — мудрость. Рассматривая, всматриваясь, размышляя, древний художник обретал любовь к мудрости, т. е. становился философом. Ко времени оформления философии в науку, которое ученые связывают с периодом жизни и творчества Аристотеля. (384—322 гг. до Рождества Христова, далее — до Р. X.), образование продолжало сохранять свой бытийный характер. Однако именно такое образование, неудовлетворявшее потребность человека в осмыслении получаемых знаний, придало философии то ускорение, которое превратило ее в «праматерь» всех наук. Пожалуй, впервые человеческий разум столкнулся с главным двигателем своего развития — с парадоксом. Парадокс (снова греческое происхождение — paradoxes — неожиданный, странный) — это и суждение, расходящееся с общепринятым, и.противоречие, и неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям. Иными словами, парадокс, сталкивая противоречия, вынуждал задуматься, задаться вопросами об их возникновении, природе и последствиях. Способ мышления как способ познания. Одним из важнейших признаков и, одновременно — парадоксов науки является способ познания, связанный с национальным способом мышления — менталитетом, который неявно представлен в традиции образования. Этим способом, выраженным Аристотелем, была система знаний, позволявшая дать общее обоснование упорядоченному познанию, т. е. главной составляющей образования. Основу этой системы составляли логика и метафизик а. Аристотель называл логику аналитикой, т е искусством расчленения понятий. Метафизика — это то, что лежит «позади» природы, но по сути является первым, «высшей действительностью», поскольку определяет саму природу. Метафизика — это наука о целом, конечном и полном построении и толковании всего сущего. Эти два важнейших метода познания на два тысячелетия вперед обеспечили науку главными средствами ее развития. Вместе с тем, они базировались на неявной идее обыденной педагогики, развивая ее соответствующие первичным потребностям выживания средства накопления и передачи знаний в научную систему изучения (анализа), объяснения (наглядного наставления на правильный путь), построения (индуктивного с о б и р а н и я частей в целое) и применения готового, выверенного и обобщенного наукой в з а к о н ы знания. Греческая основа хорошо известных нам слов — философия, теория, парадокс — является одним из свидетельств того, что официальной родиной науки была Древняя Греция Более того, указания исследователей на связь между ее возникновением и именем Аристотеля достаточно точно определяют и время ее появления — IV в до Р. X. Такая точность обусловлена тем, что именно в учении Аристотеля отдельные науки получили освещение с точки зрения системного философского обобщения. Менталитет культура и педагогика. Следует отметить, что наука в античные времена являлась не столько отраслью знания, сколько отраслью культуры. Эта особенность придавала философскому освещению науки, предпринятому Ари- стотелем, значение открытия, определившего последующее развитие западной научной традиции. Культурное, т. е. цивилизованное человечество, как известно, проживало во времена античности в Восточном полушарии. Но его общая территория была исторически разделена на изолированные друг от друга ареалы цивилизаций. К западной относились наиболее развитые к тому времени Греция и Рим, к восточной — Индия и Китай. Между ними на тысячи километров располагалась «мертвая» зона — уничтоженные, угасшие или не достигшие расцвета цивилизации. На развитие каждой из автономных цивилизаций основное влияние оказывал менталитет их народов, определивший восточную и западную культурные традиции. В обобщенном виде для западной (европейской) культурной традиции характерно: стремление к аналитическому осмыслению мира, рациональное и быстрое принятие нового, приоритет материальных ценностей, стремление к самостоятельности, быстрая смена нравственных ориентиров и традиций. Для восточной (азиатской) культурной традиции характерно; стремление к целостному интуитивному осмыслению мира, неукоснительное следование традициям, даже в рамках новых подходов, приоритет духовных ценностей, почитание родителей, родовых связей, кланово-семейных уз, консервативность профессиональных традиций и образа жизни. В связи с этим становится понятным, почему восточная наука в лице китайских и индийских философов, творивших за тысячелетие до Аристотеля, не рассматривается в истории как научная основа. Прежде всего — по причине отсутствия в ней тех научных признаков, которые ввел Аристотель, как представитель западной ментальности. После открытий Аристотеля педагогика приобретает вид научного средства, небходимого для трансляции получаемых наукой с помощью опыта, эксперимента, анализа, синтеза и т. п., вечных и неизменных законов, которые и есть абсолютное знание. Соблазны научного абсолюта и педагогика. До Аристотеля множество философов пыталось решить соблазнительную м притягательную своей простотой и всеобщностью задачу — дать человечеству единый метод познания. Однако соблазн, которым руководствовалась наука, пошедшая по этому пути, в конечном итоге привел к тому, что и составляло его сущность; за внешней четкостью, строгостью и простотой системы классического (Аристотелевского) изучения, объяснения, построения и применения знаний со временем (а именно —'к XVII—XVIII вв.) сложилась механистическая картина мира. С методологической подачи Аристотеля великие умы человечества (Галилей, Ньютон, Ломоносов и др.) придали миропорядку образ законченного и абсолютного механизма. Абсолютизация законов механики привела к тому, что Вселенная стала рассматриваться как механизм, состоящий и» неизменных частей. Они соединяются и действуют по. универсальным законам. Объективность этих законов и есть истина, которую может определить ученый, Только в науке гарантируется точное и исчерпывающее представление о сущности изучаемых процессов и явлений, в том числе — и связанных с человеком. Таким образом возникло определение знания, как суммы истин, подлежащих усвоению, что и является сущностью образования в настоящее время. Накапливая знания, развивая науку и технику, человек обеспечивал господство над природой с целью удовлетворения своих потребностей. Изменилось его отношение к своему месту в природе: от понимания себя, как ее части, человек пришел к пониманию себя, как ее хозяина. В результате — интенсивное, хищническое использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, уничтожение целых видов животных и т. д., ведущее к самоуничтожению человечества. Главный воспитательный эффект, которого добилось человечество в результате применения естественно-научного метода познания состоит в нравственных результатах образования, создававшегося с опорой на науку, а не на духовность. Технократизм и педагогика. В технократической цивилизации, т. е. основанной на приоритете и господстве техники, процесс образования подчинен развитию рационального овладению основами наук при помощи логического мышления. В связи с этим увеличивается свобода личности а материальном отношении при одновременном значительном уменьшении ценности отдельной личности, вызванном механизацией и обезличиванием общественной жизни; произошел поворот от веры к «знанию», к целенаправленному и ограниченному, функциональному мышлению; появилась оценка культурного уровня народов только по степени технического прогресса; пострадали традиционные культурные ценности— религия, национальная самобытность, сфера интимной жизни. Возникновение педагогической науки, т. е. начало естественнонаучного рассмотрения образования обычно не отождествляется с именем Аристотеля. История педагогики установила ее «День рождения» в соответствии с периодом жизни другого, не менее замечательного философа — Яна Амоса Коменского (1592—1670 гг.). Это справедливо лишь отчасти, поскольку «Великая дидактика» — главное (и первое в истории) научно-педагогическое произведение Коменского, продолжает и развивает идеи Аристотеля. Эти идеи впоследствии стали принципами (основами) — и классической науки в целом, и педагогики, как ее составной части. Принцип рационализма определил приоритет разумности, т. е. логического, научно-систематизированного, внешне заданного порядка вещей над разумом, как способностью человеческого духа познавать ценности жизни. Принцип рационализма определил приоритет разумности всех природных явлений (в том числе и человека) от внешних (объективных) условий над способностью событий и человека выходить за рамки «предписанного сценария» действий, быть свободным и самостоятельным, т. е. быть субъектом, творцом своей жизни. Принцип редукционязма обозначил необходимость упрощения, сведения сложного к более простому, в связи с чем все богатство личности, как своеобразного мироздания, сконцентрированного в человеке, стало сводиться к набору функций, т. е. видов деятельности, которые ему предписано выполнять. Задача педагогики, как науки, определялась тем, насколько эффективно она будет обучать ребенка выполнению этих функций. Вплоть до недавнего времени естественнонаучный подход сохранял монополию на обоснование педагогики. Но его несоответствие гуманистической, т. е. человеческой основе личности, как единственному и последнему шансу человечества на выживание, определило необходимость научной разработки нового, гуманистического образования.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |