Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации и реформы в современной Российской школе в 80-90-х годах 1 страница




Формы получения образования

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных про­грамм. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть раз­личны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2)в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образова­ния постоянно существует связь «обучаемый - преподава­тель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредствен­ного общения (при очном и очно-заочном обучении) или че­рез контрольные работы (при заочном обучении).

499

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на ро­дителях ребенка и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципи­ально различны. Однако Закон Российской Федерации «Об об­разовании» разрешает сочетание этих различных форм. Следо­вательно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сро­ком на один, два и более лет. Для этого необходимо только же­лание родителей и оформление соответствующих документов.

Контрольные вопросы

1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появился последним и с чем это связано?

2. Каковы основные принципы образовательной политики Рос­сийской Федерации?

3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы?

4. Из каких элементов состоят образовательные программы?

5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?

6. Какие существуют типы образовательных учреждений?

7. Какие существуют виды образовательных учреждений?

8. По какому принципу построено управление образованием?

9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления феде­рального и местного уровней?

10. Какие существуют формы получения образования?

Литература

Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ «Об образовании»: опасно­сти и необходимость. - М., 1995.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Феде­рации «Об образовании». - М., 1996.

Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.

Глава 23

Изменения как постоянный процесс. Если внимательно взглянуть на развитие человека и всего человеческого обще-

500

ства в целом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый -это развитие человека как существа, т. е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, накопление опыта поведения. Второй - развитие всего общества в целом - приня­тие новых, более демократичных и человечных ценностей, норм, установление более гуманных отношений, повышение материального уровня. Таким образом, можно сказать, что ка­ждое последующее общество совершеннее предыдущего.

Общество не является чем-то постоянным и неизменным, оно представляет собой единый организм, способный к пре­образованию и находящийся в постоянном процессе преобра­зования. Каждое изменение в обществе есть продукт совмест­ного труда его членов, который складывается частично из результата сотрудничества современников, а частично из ре-зультов труда предшественников. Поэтому всегда существует связь между предыдущими и сегодняшними изменениями.

Изменения характерны не только для нашего времени, на­шего общества и нашей жизни - они отражают одно из основ­ных свойств природы вообще, являясь отражением и выраже­нием вечного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучше­го. Однако надо отметить, что, если в недавнем прошлом та­кие изменения происходили очень медленно, то сегодня ско­рость и количество их увеличиваются. С развитием науки и техники растет число областей, в которых возможны эти из­менения. Высокий уровень технологий позволяет совершать любые изменения довольно быстро. Скорость проведения, внедрения изменений является весьма красноречивым показа­телем и поэтому его часто используют для характеристики уровня развития общества.

Значение изменений для развития общества. Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизне­способные и исключительно рентабельные варианты. Во мно­гих странах сегодня уровень благосостояния все больше изме­ряется количеством инноваций и степенью их применения. По­этому если раньше общества и системы образования и воспита­ния могли довольствоваться новшествами, носителями которых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного, а не частного к ним отношения. О новшествах начинают беспо­коиться экономические структуры, государство, все общество.

Для образования внедрение инноваций также является ос­новным путем повышения эффективности, а поэтому бук-

501

вально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.

Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развити­ем и всегда носила организованный и плановый характер.

Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании. Об­разование как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы об­разования есть следствие или результат определенного уровня развития общества. Однако есть и обратная связь. Сама сис­тема образования оказывает влияние на общество и на его развитие. Она может ускорять или тормозить развитие обще­ства. И в этом смысле изменения в образовании являются не только следствием, но и необходимым условием дальнейшего общественного развития.

Исследования показывают, что без профессионально под­готовленных и образованных кадров нет общественно-эконо­мического прогресса.

Преобразования в обществе и образовании находятся во взаимодействии. Изменения в общественном развитии опре­деляют изменения в образовании и, наоборот, изменения в образовании создают предпосылки для новых изменений в общественном развитии. Поэтому в развитии образования в различных странах встречаются как идентичные, или сход­ные, тенденции, так и очень большие различия.

Когда речь идет о связи изменений в обществе и изменений в системе образования, следует подчеркнуть, что здесь существу­ют две точки зрения. Одни считают, что в первую очередь не­обходимо совершенствовать изменения в общественных отно­шениях, улучшать экономическое положение образовательных учреждений. При этом изменения в педагогической технологии ими считается второстепенной задачей. Они полагают, что ре­форма не требует никаких радикальных изменений в педагоги­ческом мастерстве, методиках, содержании образования.

Другие, наоборот, во внутренней перестройке системы об­разования видят только движение, способное усовершенство­вать лишь систему образования. Они полагают, что школьные реформы способны осуществить незначительные изменения в организации, в методах, средствах и формах образовательной и воспитательной работы.

Если первые реформу в системе образования считают за­дачей общества, то вторые относятся к ней как к делу работ­ников просвещения. Это значит, что и те и другие не видят или не хотят видеть взаимосвязанности реформы образования

с другими видами общественной деятельности и соответст­венно всего общества. Эти две области не только связаны ме­жду собой, но они активно взаимодействуют друг с другом и обусловливают взаимное развитие.

Не все инновации в образовании являются следствием только изменений в общественных отношениях или в сфере экономики и финансов. Конечно, часть педагогических ин­новаций становится реальностью только при определенных общественных отношениях. К примеру, основным условием развития процесса гуманизации образования стали полити­ческие преобразования в обществе и изменение экономиче­ских механизмов функционирования общества. Однако ос­новная масса чисто педагогического инструментария обра­зовательного процесса формируется работниками образова­тельной сферы. Эта как бы внутренняя, чисто педагогиче­ская, часть изменений наращивается на базе тех социальных условий, экономических и политических структур, которые создало себе общество.

Взаимосвязь общественных и педагогических структур и изменений очевидна. Поэтому не следует думать, что сущест­вует внешняя (общественная) и внутренняя (педагогическая) реформы в образовании, хотя и существует такая точка зре­ния. Некоторые полагают, что первая осуществляется извне или сверху, государством, а вторая, внутренняя, самими ра­ботниками просвещения. Первая реформа якобы является де­лом общества и оно ответственно за нее, а вторая реформа -якобы дело самого образования и за нее может «отвечать» только образование. Считается даже, что в педагогическую реформу общество не имеет права вмешиваться, так как эти преобразования являются специфичным и внутренним делом специалистов. Якобы только они могут и призваны реали­зовывать такую реформу. Данная точка зрения ведет к дез­ориентации и несогласованности в реформаторских меро­приятиях, вызывая большое число трудностей и негативных последствий.

Как это ни странно, но именно те, кто не понимает по­требности в синхронизации процессов реформы образования и общества, ратуя только за педагогическую реформу, в то же время и оказываются самыми ярыми критиками этой рефор­мы. Нарекания вызывает прежде всего малозначимость пере­мен: реформа ради реформы, реформа ради моды, которая, в сущности, ничего не меняет и вносит лишь коррекцию того, что было пропущено предыдущими реформами, и т. п. Однако и в самом деле это может произойти, если педагогическая реформа

503

будет сведена к известным педагогическим исправлениям, если она будет осуществляться отдельно, как особая реформа, не­синхронно и независимо от общественной реформы.

При реальном реформировании эти два процесса сливают­ся в единый общественно-педагогический процесс, который реализуется общими усилиями всех общественных и педаго­гических организаций. Без такого понимания сегодняшних преобразований в области образования нельзя ожидать эф­фективных результатов.

Жизнь нас учит, что человек, живя в обществе, не может развиваться автоматически, сам по себе, отдельно от общест­ва. Точно так же и общество не будет развиваться, если созна­тельно и целенаправленно оно не реформирует свою жизнь, если изменения не носят организованный характер.

Нововведения в образовании являются не только педаго­гическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый инте­рес для общества, для детей, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество.

Впрочем, новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, - они должны способствовать разви­тию и прогрессу. Так же как и в других сферах деятельности, инновации в образовании носят массовый характер.

Известно, что демократизация представляет собой сущест­венную характеристику и одновременно весьма эффективное средство преобразования нашего общества. Она оказывает влияние на образовательную систему как на одну из подсис­тем общественной системы. Развитие демократических про­цессов в обществе постоянно заставляет проводить переоцен­ки в образовательной системе, ее целях и задачах. Иначе го­воря, изменения в обществе требуют соответствующих пере­мен в образовании. Новые, более гуманные отношения в раз­ных сферах общественной жизни и труда требуют создания таких же отношений и в образовании.

Апробация и внедрение новых форм и методов работы с учениками представляют собой постоянную потребность на­шей школы. Ввиду того что процессы демократизации и гу­манизации образования мы понимаем как постоянно идущие, развивающие общество процессы, вытекает и требование не относиться к инновациям как к некоторой мимолетной по­требности и краткосрочному явлению. Разработку, апроба­цию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент по­вседневной образовательной деятельности.

504

Само построение системы образования для общества, для его сохранения на существующем уровне и для его дальнейше­го развития подразумевает, что корни системы залегают в основе, в природе, в сущности нашего общества. Именно по­этому каждое серьезное изменение в структуре общества вле­чет за собой и изменение в системе образования. Таким обра­зом, система образования должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности. Однако при этом необ­ходимо отметить, что очень трудно провести четкую границу между плановыми и спонтанными новшествами или между теми, которые проводятся сверху, и теми, которые появляются изнутри самого образования.

Инновации как в обществе, так и в образовании одновре­менно являются и результатом, и самым эффективным средст­вом преобразования общества и образования.

Такое положение неминуемо ведет к новшествам в содер­жании и прежде всего в методах, формах и организации обра­зовательно-воспитательной работы, а также в отношениях «преподаватель - ученик».

Значение образования в современном мире. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого фак­тора, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качестве национальной задачи. Даже в странах с самыми де­централизованными системами образования и воспитания за­боту о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Уровень развития про­изводства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные материальные условия. Однако какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как он непосредственно имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.

Совершенно очевидно, что развитие науки и образования обеспечивает быстрый технический прогресс страны. Техни­ческий прогресс, в свою очередь, ведет к повышению произ­водительности труда, которая обеспечивает более высокий общественный и индивидуальный уровнь жизни. Поэтому изменения в других сферах общественного труда ставят тре­бование совершенствования и перед деятельностью в сфере образования. Таким образом, уровень образования является косвенным показателем уровня развития общества, а совер­шенствование системы образования косвенным путем способ­ствует и повышению общего уровня жизни.

505

Иначе говоря, образование следует понимать как основу для развития всех других сфер общественной жизни.

Вот почему инвестиции в образование и науку все больше рассматриваются обществом не просто как экономические инвестиции, а начинают включаться в самые важные нацио­нальные инвестиции.

Влияние уровня образования членов общества на процесс развития общества не ограничивается только экономически­ми последствиями. Образованность имеет многоаспектное воздействие и представляет собой основной фактор развития человека, а следовательно, и общества как суммы входящих в него людей. Она влияет на формирование сознания, навыков, обычаев и традиций людей, а в рамках общества - на общение между ними, формы государственного управления. Степень и структура образования влияют и на жизненный уровень чело­века, условия его семейной жизни. Возможности экономиче­ского прогресса любого человека в значительной степени за­висят от степени его образования - чем выше образование, тем больше возможностей для восхождения на верх общест­венной пирамиды.

Таким образом, степень и качество образования непосред­ственно влияют не только на совокупные производственные результаты, но и на возможность реализации внутреннего потенциала отдельного человека, на его доход, использование культурных ценностей и т. д.

Какое образование необходимо? Быстрые изменения в тех­нологии производства и других областях деятельности чело­века требуют постоянного наблюдения за техническим про­грессом. Это значит, что образование в школе не может пре­тендовать на окончательную подготовку к работе. Быстрое увеличение объема знаний означает быстрое устаревание по­лученных знаний. Поэтому от каждого человека и всего об­щества требуется понимание необходимости постоянного процесса обучения как главной задачи современной жизни.

Кроме того, в современных условиях даже не все профес­сиональное образование обеспечивает подготовку человека на всю жизнь. Узкопрофессиональное образование больше не является достаточной подготовкой к работе. Для работы в любой сфере необходим определенный уровень общей куль­туры, фундаментальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере человеческих отношений. Все это способ­на дать только фундаментальная подготовка.

Общество, которое всегда учится, имеет больший потенциал для развития. Это значит, что образование сегодня не может

506

быть целью, задачей и привилегией только части общества -молодого поколения, а является условием достижения успеха в жизни для каждого отдельного человека. Образование пре­вращается в пожизненный процесс, оно становится непрерыв­ным. Таким образом, образование приобретает новое качест­во, новую структуру, новые, несколько иные функцию и ха­рактер. Непрерывное образование, в сущности, означает но­вый подход, новую идею, новую философию, новый взгляд на образование.

Необходимость постоянного процесса образования, кото­рое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет развивать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и раз­витие широкой системы образовательных учреждений, усо­вершенствования и переквалификации уже имеющих образо­вание и работающих людей.

Нововведения и педагогические инновации в образовании. Сегодня в сфере образования внедряется громадное количест­во инноваций различного характера, направленности и зна­чимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:

1) в общественном положении образования и уровне фи­нансирования системы;

2) в структуре системы образования;

3) в содержании образования, т. е. в учебных планах и про­граммах по всем или отдельным предметам;

4) во внутренней организации деятельности школы;

5) в отношениях «учитель - ученик»;

6) в методах обучения;

7) в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании;

8) в строительстве зданий и помещений для учебных за­ведений.

Все мы хорошо знаем, что общественное положение обра­зования может в течение времени изменяться. Еще совсем не­давно, в начале 80-х годов, почти все выпускники средних общеобразовательных школ стремились поступить в вузы. А спустя всего десять лет - в начале 90-х годов - престиж обра­зования упал, количество желающих поступить в институт рез­ко сократилось. Во многих высших учебных заведениях появи­лась проблема с набором студентов. Отношение к образованию

в обществе можно определять по той доле финансирования, которая выделяется государством на систему образования. Сравнивая финансирование системы текущего года с теми, ко­торые были выделены в прошлом, позапрошлом и т.д. году, мы видим изменения в общественном положении образования.

Структура системы образования весьма подвижный эле­мент системы образования (структуры министерства, управ­лений образования регионального и районного уровня). Из­менения в ней происходят очень часто и не всегда носят пози­тивный характер. Дело в том, что хотя структура и является государственным элементом, но на него очень сильное влия­ние оказывает субъективный фактор - желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.

Содержание образования - более стабильный фактор, од­нако он тоже претерпевает изменения. Изменения здесь явля­ются результатом открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.

Внутренняя организация школьной деятельности вклю­чает в себя организацию определенного типа школы, интер­ната и различных типов школ с продленным днем, школ без классов (США), а также организацию некоторых вопросов учебной деятельности (группирование учеников в зависимо­сти от успехов по отдельным предметам, организация каби­нетного обучения и т.д.).

Отношения «учитель - ученик» в значительной степени за­висят от общего уровня развития общества. Поэтому харак­теристика типичных для массовой школы отношений является отражением характеристики отношений в обществе. Многие выдающиеся учителя становились таковыми в результате того, что они обгоняли свое время и формировали в классах и шко­лах более гуманные человеческие отношения, которые будут характерны для образования через несколько десятилетий.

К нововведениям в методах обучения следует отнести:

групповое обучение, различные формы индивидуальной ра­боты, различные формы бригадного обучения, введение сис­тем развивающего обучения и др.

Изменения в оборудовании учебных заведений и использо­вании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактиче­ской техники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигры­ватели, магнитофоны, программируемое обучение с ЭВМ и без него, радиопередачи, телевидение. Применение на уроках ау­диовизуальной и компьютерной техники требует введения но­вой методики организации обучения.

508

Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процес­са, однако, как мы видим на многих примерах, они не пред­ставляют собой определяющий фактор образования.

Реформы и педагогические инновации. Следует различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют те нововведения, которые организуются и проводятся государ­ственной властью. Результатами реформы могут быть изме­нения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внут­ренней организации деятельности школы.

Конечно, можно различать реформы общегосударственно­го и внутриведомственного (т.е. проводимого только в рам­ках системы образования) масштаба. Однако при этом всегда следует помнить, что любая внутриведомственная реформа, если она достаточна значима, всегда согласуется с высшим руководством государства и идет во взаимосвязи с реформи­рованием в других областях. И в этом смысле разделять ре­формы на внутрипедагогические и внепедагогические (обще­государственные) не имеет смысла.

Другое дело - педагогические инновации. Они точно яв­ляются результатом деятельности людей внутри системы об­разования. Педагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не ор­ганами государственной власти, а работниками и организация­ми системы образования и науки.

Не все изменения, происходящие в сфере образования, мы называем педагогическими инновациями. К примеру, измене­ние общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагоги­ческими инновациями. Это скорее результат каких-то социаль­ных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, т.е. результат проведения политических реформ.

Изменения в оборудовании учебных заведений и строи­тельстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями - это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных посо­бий, архитектуре, строительстве и др.

Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфере управления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней организа­ции деятельности школ (если эти нововведения не являются вы­нужденными в результате введения педагогических инноваций).

Таким образом, к чисто педагогическим инновациям мож­но отнести лишь изменения:

1) в содержании образования, т. е. в учебных планах и про­граммах по всем или отдельным предметам;

2) во внутренней организации деятельности школы;

3) в отношениях «учитель - ученик»;

4) в методах обучения.

Взаимосвязь педагогических инноваций и реформ. Широкое инновационное движение - необходимое явление для рефор­мы. Его наличие выступает основным социальным условием проведения реформы. Такое движение является не только важнейшим условием проведения реформы, но и средством подготовки к реформе. Инновационное движение позволяет формировать сознание и направленность активности педаго­гической общественности, создавать профессиональные объе­динения. Образно говоря, инновационное движение представ­ляет собой несущую конструкцию образовательной реформы.

Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образователь­ной сферы. Оно становится важнейшим фактором самооргани­зации и саморазвития общества, энергией которого обеспечи­вается проведение в жизнь программ демократических реформ.

Причины реформирования. Цель образования сегодня -это создание условия для развития и саморазвития учащих­ся, воспитания у них способности принимать самостоятель­ные решения. Поэтому центром новой государственной об­разовательной политики становится личность человека - в полном соответствии со «Всеобщей декларацией прав чело­века». Реализация этого права потребовала принципиаль­ных изменений всей системы образования России, формиро­вания новой образовательной политики.

Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение. Основными причинами реформирования выступали:

1. Попытка уйти от тоталитарности в образовании и демо­кратизировать систему образования.

2. Стремление гуманизировать образование для учета ин­тересов отдельного человека.

3. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования.

4. Создание условий для формирования системы образова­ния, которая бы обеспечивала качественное освоение учащи­мися знаний.

510

Особенности реформирования. Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей.

Одной из важнейших особенностей реформирования сис­темы образования является проведение реформирования в усло­виях тяжелейшего политического, экономического и социально­го кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходимым условием для проведения реформы. На начальном этапе реформирования системы образования появ­ление новых условий деятельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании воз­можности и сформировать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образования.

Однако усиление экономического кризиса привело к необ­ходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образова­тельных программ. Сокращение финансирования системы образования привело к торможению процесса дальнейшего развития системы образования. Этот период заставил ото­двинуть в сторону собственно педагогические цели реформи­рования системы образования, на время остановить их реали­зацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - за­дачи выживания системы в существующем ее виде.

Второй важнейшей особенностью реформирования системы образования в России явилась параллельность развития эконо­мико-политических преобразований и реформирования образова­ния Углубление реформы в образовании шло рука об руку с усилением экономических изменений в стране. Такая парал­лельность явилась необходимым условием развития реформы на протяжении длительного промежутка времени.

Другой важнейшей особенностью реформирования систе­мы образования в России являются ее продочжителъность и растянутость. Начиная с 1984 г. в системе образования про­исходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми эконо­мическими переменами последовали изменения во всех соци­альных сферах, в том числе и в образовании.

Изменения проходят постепенно, как бы накапливаясь. При этом резкие изменения не всегда называются реформами, а проходят как бы вынужденно, под знаком введения новых законодательных актов «для обеспечения деятельности учре­ждений образования в новых экономических условиях». Та­ким образом, реформа в системе образования носит не только растянутый, но и неявный, скрытый характер. На втором и третьем этапах чаще всего реформирование проводилось под

511

лозунгом приспособления системы образования к сложив­шимся экономическим и социальным условиям.

Основные причины реформирования. Было бы неверным замалчивать сильные стороны прежней российской системы образования. Она укрепляла своим потенциалом государст­венную мощь и цементировала общественное сознание, под­держивала необходимый уровень научно-технической мысли, осуществляла интеллектуальное самообеспечение страны в условиях ее международной изоляции. Российская система образования стимулировала социальную мобильность моло­дежи и предоставляла широкие гарантии бесплатного образо­вания на всех уровнях, что, в свою очередь, обеспечивало ее массовость и общедоступность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.