Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте




Координация деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения при создании развивающей среды

В современном детском саду работают не только воспита­тели, но и другие специалисты - музыкальные руководители, руководители по физической культуре и инструкторы по пла­ванию, педагоги по художественно-эстетическому развитию (преподаватели по изобразительной или театрализованной деятельности), иностранному языку, компьютерной грамот­ности, практические психологи, медики и др. Каждый из них организует педагогический процесс в определенных помеще­ниях или на участке, использует соответствующее оборудова­ние при работе с детьми, в той или иной степени принимает участие в создании дизайна среды развития ребенка. Для того чтобы эта деятельность осуществлялась профессионально, необходимо, чтобы каждый из специалистов осознал собст­венную ответственность за определенное направление и вме­сте с тем осуществлял сотрудничество со своими коллегами по тем направлениям, которые являются общими для двух или нескольких профессионалов.

Гибкое (полифункциональное) использование помещений предполагает такое их рациональное использование, при ко­тором зоны для разнообразной активности детей организуют­ся не только в групповых комнатах, но и в спальнях, разде­валках, коридорах, холлах и даже лестничных проемах.

Какова же роль разных специалистов в этой работе? При­ведем некоторые.

За устройство помещений, относящихся к возрастным или разновозрастным группам (групповая комната, спальня, раз­девалка), отвечают в первую очередь воспитатели этих групп. При этом в организации отдельных зон для конкрет­ных видов деятельности детей принимают участие освобож­денные специалисты: например, при оформлении музыкаль­ных уголков - музыкальный руководитель; уголка театрали­зованной деятельности в группе, содержащего разные виды кукольных театров, - руководитель театральной студии, если таковой имеется; при организации зон для двигательной ак­тивности - инструктор по физической культуре.

Следует выделить обгцие помещения, которые посещают воспитанники из разных групп. Это музыкальный и спортив­ный залы, бассейн, изостудия, «зимний сад», комнаты народ-

461

ного быта, медицинские кабинеты и др. За их оформление, ос­нащение и оборудование отвечают соответствующие специа­листы. Однако с этими специалистами проводит консульта­ции методист детского сада (заместитель заведующего по пе­дагогической работе). Методист осуществляет общую коор­динацию создания развивающей среды, обеспечивающей целост­ность педагогического процесса. Он обеспечивает при этом создание системы условий для воспитания и обучения детей разного возраста и по разным направлениям их развития в соответствии с образовательной программой детского сада. Поскольку методист занимается общей координацией, в его обязанности входит, например, составление графиков посе­щения детьми из разных групп общих помещений, времени таких помещений в режиме и по дням недели.

Создание ^звукового дизайна - общая задача разных педаго­гов, однако музыкальному руководителю принадлежит здесь особая роль. При отборе и приобретении аудиовизуальных средств, в частности аудиокассет и пластинок, важно учесть необходимость организовывать прослушивание музыкальных произведений на соответствующих занятиях, музыкальное со­провождение режимных моментов (марш для физкультурной зарядки, колыбельная при укладывании детей спать, другой музыкальный фон). Педагогический процесс можно существен­но обогатить, имея звукозаписи природных явлений (шелест листьев, плеск моря, пение птиц и др.). Содержание этих звуко­записей отбирается воспитателем в соответствии с програм­мным содержанием педагогического процесса.

Чрезвычайно важна возрастная адресованность игрушек и оборудования. Нередко в детском саду наблюдаются следую­щие явления: дети повзрослели, из младшей группы перешли в среднюю, а в групповом помещении все еще присутствуют «пирамидки» и «неваляшки». Задача воспитателя - следить за ассортиментом игрушек в соответствии с возрастом детей, а методиста - передать игрушки и оборудование в соответст­вующую возрастную группу.

Медицинские работники являются главными консультанта­ми по соблюдению санитарно-гигиенических норм, созданию условий для охраны жизни и здоровья воспитанников.

Если в учреждении есть практический психолог, он должен нести ответственность за создание условий для развития и обеспечения эмоционального благополучия воспитанников. Он поможет воспитателю оборудовать «уголки уединения», про­консультирует, как лучше обеспечить ребенку психологиче­ский комфорт, организовать социальную среду развития.

462

Особая роль в создании среды принадлежит заведующей. Заведующая, так же как и методист, обеспечивает целост­ность педагогического процесса, а кроме того, его материаль­но-техническое оснащение, распределяя необходимые средства исходя из имеющейся экономической ситуации.

Согласованная профессиональная деятельность разных спе­циалистов способствует созданию оптимальной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы требования к среде развития при проведении аттеста­ции детского сада?

2. Какое место в государственном образовательном стандарте до­школьного образования занимают требования к среде развития ребен­ка? Почему эти требования являются составной частью государствен­ного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?

3. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?

4. Какие изменения в создании среды современного дошкольно­го учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?

5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие - в более отдаленной перспективе? Объясните, почему именно.

6. Как организовать взаимодействие специалистов по созданию развивающей среды в детском саду? Приведите примеры того, в чем могут участвовать и за что именно отвечать разные специалисты.

Литература

Детские ясли-сады. Нормы проектирования // Справочник по до­школьному воспитанию. Основные законодательные и инструктив­ные документы / Под ред. А. И. Шустова. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М., 1980.

Санитарные правила устройства и содержания детских дошколь­ных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады)// Справочник по дошкольному воспитанию. - М., 1980.

Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР // Справочник по дошкольному воспитанию. - М., 1980.

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России.-М., 1996.

Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 8; Вестник образования. - 1996. -№11.

463

Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 2.

Стеркина Р. Б. Каким быть государственному стандарту дошко­льного образования // Обруч. - 1996. - № 4.

Стеркина Р. Б. Поговорим о преемственности // Обруч. - 1996. - № 5.

Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // До­школьное образование в России. - М., 1993.

Аттестация и государственная аккредитация дошкольных обра­зовательных учреждений. - М., 1997.

Стеркина Р. Б. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Россий­ской Федерации // Дошкольное образование в России. - М., 1996.

Эксперимент по аттестации и аккредитации дошкольных образо­вательных учреждений в Российской Федерации // Вестник образо­вания. - 1994. -№ 11.

Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении // Обруч.-1997.-№3.

Глава 21




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.