Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-методологические основы педагогики 1. 1. Методологические основы педагогики




МОДУЛЫ

Цель: формирование представления о науке педагогике и о роли методологии педагогики для организации теоретической и практической деятельности учителя.

Задачи:

а) Дать понятие о педагогике и ее категориальном аппарате.

б) Раскрыть содержание педагогических дисциплин.

в) Показать связи педагогики с другими науками.

г) Раскрыть сущность методологии педагогики.
План

1. Педагогика как наука о воспитании.

2. Педагогические науки и их содержание.

3. Педагогика в системе наук о человеке.

4. Методология педагогической науки как процесс развития теории. Основные понятия: педагогика, категории педагогики, предмет

педагогики, методология педагогики, методы педагогических исследований.

Межпредметные связи: философия, социология, психология, политология, культурология.

Педагогика как наука о воспитания. Педагогика получила свое название от греческого «пайдагогос» - «ведущий ребенка». И хота это слово первоначально означало раба, ведущего сына своего хозяина в школу, со временем осталось как название науки о воспитании. Воспитание есть одна из основных функций общества, связанная с воспроизводством самого себя в последующих поколениях. Для каждого последующего поколения занять место в обществе означает прежде всего усвоение социального опыта, накопленного предшествующими поколениями. Чем старше становилось человечество, тем сложнее по содержанию был социальный опыт. Поэтому со временем в общественном разделении труда выделилась профессиональная деятельность, связанная с реализацией общественной функции «воспитание». Для усвоения социального опыта подрастающим детям стал нужен посредник - педагог, учитель. Педагогика, как и другие науки, исследует, систематизирует знания определенной области действительности.

Развитие любой науки связано со становлением научного знания через систему понятий. Основные понятия любой науки называются категориями. В педагогике система основных понятий (категорий) формировалась на протя-


жении столетий. И неслучаен этот длительный путь, ибо изначально педаго­гические знания накапливались внутри философии. Отделение педагогики от философии произошло в связи с уточнением объекта педагогической науки.

В содержании категорий отражаются существенные стороны объективной реальности. То есть уточняемый со временем состав категорий позволяет дать и более полную характеристику объективной реальности, исследуемой данной наукой. Но для этого надо знать границы исследуемой действительности.

Науки различают по их объекту и предмету. Объект - это та область действительности, которая исследуется данной наукой. Предмет - это то центральное, что составляет суть данной действительности.

Педагогика как наука связана с реализацией общественной функции воспитания. Следовательно, все те стороны объективной реальности, где происходит педагогическая деятельность, и есть объект педагогики.

А предмет педагогики - целостный педагогический процесс в единстве учебного и внеучебного времени, где происходит усвоение индивидом социального опыта предшествующих поколений. Педагоги являются посредниками между содержанием социального опыта и учащимися, становление личности которых зависит от уровня их активно преобразующей деятельности.

В тех случаях, когда происходит соединение из более чем одного элемента, образуется система. В педагогической реальности это система «педагоги - учащиеся», которая по ведущему элементу (педагоги) называется педагогической системой. Изменение состояния любой системы (биологи­ческой, технической, социальной) называется процессом. Изменение состояния системы «педагоги - учащиеся» называется педагогическим процессом. Именно в педагогическом процессе при взаимодействии педагогов и учащихся (функционирование процесса) происходит преобразование личности. Педагогическая реальность (действительность) может быть отражена через систему понятий, категорий педагогики. Усвоение социального опыта подрас­тающим поколением связано с образованием. Корень слова образование «образ» (лик, личина) по лексическому смыслу означает становление физических и духовных качеств индивида, преобразование индивида в личность, способную к развитию, самореализации и самоутверждению в конкретных социально-экономических и культурно-исторических условиях общественного бытия. Поэтому образование как понятие является ведущей категорией педагогики.

Для образования личности необходимо обучение - процесс взаимодействия педагогов и учащихся, единство преподавания и учения при усвоении содержания основ наук, изучаемых в учебном заведении. Таким образом, обучение - процесс двусторонний. Роль преподавания - распред-


мечивание изучаемого материала, выделение тех способов деятельности, которые были опредмечены в содержании научного знания. Как посредник между содержанием материала и учеником, педагог учит учащихся необхо­димым способам деятельности. Лишь научив учащихся учиться (А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская), учитель выполняет свои функции. Овладевая способами деятельности, учащиеся учатся учиться, могут работать с содержанием учебного предмета сознательно и активно, в ходе чего происходит опредмечивание индивида, преобразование личности школьника.

Развитие индивида как личности и гражданина требует деятельности в социуме, определенной социальной активности. Поэтому к важной категории относится социализация - осознание личностью самой себя, движение от «я» и к другим «я», вхождение в социум. Социализация суть усвоение определенной системы знаний, ценностей, норм поведения, что позволяет личности функционировать в качестве полноценного члена данного общества. Процесс социализации личности может быть стихийным, результаты не всегда предсказуемы и могут быть вредными для общества. Вот почему педагог, понимая смысл социализации, может помочь семье в решении этой проблемы и в то же время обеспечить через учебную и внеучебную деятельность взаимодействие учащихся, необходимые контакты для обретения своего «я» и солидарного «мы».

В педагогике используются такие общенаучные понятия, которыми оперируют человековедческие науки, - личность, деятельность, развитие, формирование. Применительно к педагогической действительности деятельность имеет смысл в том случае, если она успешна, так как при этом личность может существовать как самоорганизующаяся система. То есть успешность деятельности, с точки зрения современной личностно-ориентированной парадигмы образования, является понятием, входящим в состав основных категорий педагогики.

Следовательно, теория педагогики для полноценной характеристики педагогической реальности может использовать такие основные понятия (категории), как воспитание, образование, педагогический процесс, обучение, социализация, успешность деятельности, которые фактически используются при изучении разных педагогических явлений (рис. 1).

Основные понятия (категории) педагогики между собой взаимосвязаны. Отражая разные стороны педагогической реальности, они содержательно взаимодополняют друг друга. Категории педагогики являются тем каркасом, на котором происходит приращение знаний через все новые и новые исследования. Поэтому понятийная характеристика того или иного педагогического явления всегда отражает уровень развития педагогической науки.


а Время


Успешность деятельности, XXI в., А. Рысбаева

Социализация, XX в., СТ. Шацкий, П.П. Блонский

Педагогический процесс, XIX в., П.Ф. К ап терев




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.